Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2002 года N 663-ПП


О мерах по предотвращению выбросов
паров моторного топлива в окружающую
среду на объектах топливного рынка
г.Москвы на период до 2010 года

(с изменениями на 25 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 июня 2020 года N 702-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1140-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 23.01.2008).

____________________________________________________________________



В последние годы на территории г.Москвы интенсивными темпами реализуется программа строительства новых и реконструкции действующих автозаправочных станций (АЗС) и комплексов (АЗК). На топливном рынке города действуют более 780 станций, при функционировании которых, а также при хранении и перевозке моторного топлива, ежегодно в виде паров в атмосферу выбрасывается более 2,0 тыс. тонн нефтепродуктов.

В целях реализации мер, направленных на повышение экологической безопасности города за счет исключения выбросов паров моторного топлива в окружающую среду, Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Правила предотвращения выбросов паров моторного топлива в окружающую среду на объектах топливного рынка города Москвы (приложение 1) и ввести их в действие с 01.09.2002.

2. Утвердить план-график оснащения АЗС, расположенных на территории Центрального административного округа в 2002-2003 гг. системами улова паров моторного топлива за счет средств их владельцев (приложение 2).

3. Утвердить план-график оснащения АЗС г.Москвы, намечаемых к строительству и реконструкции в 2002-2003 годы, системами улова паров моторного топлива за счет средств их владельцев (приложение 3).

4. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы совместно с префектурами административных округов и при участии Московской топливной ассоциации разработать в IV квартале 2002 года план-график поэтапного до 2005 года оснащения АЗС, не вошедших в приложения 2 и 3, системами улова паров моторного топлива.

5. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы:

5.1. При продлении разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятиям топливного рынка (АЗС, АЗК, нефтяные терминалы) учитывать проведение мероприятий по оснащению объектов современными техническими средствами по улавливанию паров моторного топлива.

5.2. Совместно с Мосгосэкспертизой:

5.2.1. Не согласовывать проекты строительства и реконструкции АЗС, АЗК и нефтяных терминалов, по которым в проектно - сметной документации отсутствуют мероприятия по улавливанию паров моторного топлива.

5.2.2. В 2002-2003 годы переработать действующие нормативно-методические документы, регламентирующие предельные лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города от АЗС, АЗК и нефтяных терминалов, расположенных в г.Москве, и до 31.12.2003 представить их на рассмотрение Правительства Москвы.

5.3. В месячный срок подготовить обращение в Минэнерго России и Минтранс России о необходимости при выдаче лицензий на осуществление реализации и перевозки продуктов переработки нефти и газа учитывать оснащение АЗС, АЗК, нефтяных терминалов и бензовозов системами улова и приема паров моторного топлива.

5.4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1140-ПП. - См. предыдущую редакцию.

5.5. В месячный срок подготовить обращение в Минэнерго России о внесении изменений в Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) в части введения мер по улавливанию паров моторного топлива в состав обязательных требований к АЗС.

6. Московской транспортной инспекции в соответствии с пунктами 2, 3, 4 настоящего постановления в IV квартале 2002 года разработать план-график модернизации и замены бензовозов, осуществляющих перевозку моторного топлива на территории г.Москвы, с обязательным их оснащением до 2010 года системами приема уловленных паров моторного топлива.

7. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы выступить координатором выполнения работ по предотвращению выбросов паров моторного топлива при строительстве и реконструкции объектов топливного рынка г.Москвы, в том числе сливно-наливной эстакады ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод".

8. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 1 октября, начиная с 2003 года.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 августа 2002 года N 663-ПП


ПРАВИЛА
предотвращения выбросов паров моторного
топлива в окружающую среду на объектах топливного рынка
города Москвы

     

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает правила по разработке, использованию и эксплуатации оборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива на автозаправочных станциях.

1.2. Настоящий документ является обязательным для всех организаций, разрабатывающих и эксплуатирующих установки (системы), предназначенные для улавливания и рекуперации паров моторного топлива на АЗС или отвода их в автоцистерны с целью вывоза паров моторного топлива на наливные станции с последующей их рекуперацией.

1.3. Все установки, системы улавливания паров моторного топлива, в том числе и с вывозом уловленных паров за пределы АЗС, должны иметь технические нормативы выбросов и сертификаты, подтверждающие соответствие содержания загрязняющих веществ в выбросах этих установок, систем.

1.4. Все установки, системы, аппараты, смонтированные на АЗС и введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в установленном порядке.

1.5. На основании настоящих Правил организации разрабатывают для каждой установки (системы) в отдельности паспорт и другую необходимую документацию с учетом конкретных рабочих условий и технической документации завода - изготовителя.

1.6. При проектировании, монтаже, вводе в эксплуатацию и эксплуатации установок (систем) для улавливания паров моторного топлива должны руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными и введенными в действие установленным порядком.

1.7. В случае применения в установках (системах) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива технических решений, на которые отсутствую нормативные требования, согласование технико-эксплуатационной документации должно осуществляться на основании заключения уполномоченных организаций.

2. Термины и определения

2.1. Установка (система) для улавливания паров моторного топлива - совокупность оборудования, аппаратуры, предназначенных для улавливания паров моторного топлива, от резервуаров, топливораздаточных колонок (ТРК) автозаправочной станции, рекуперации их непосредственно на АЗС или вывоз паров моторного топлива в емкостях автоцистерн на наливные станции для дальнейшей рекуперации.

2.2. Аппарат установки для улавливания паров моторного топлива - основной элемент установки, в котором непосредственно осуществляется избирательный процесс извлечения паров моторного топлива из потока отходящего из резервуара загрязненного воздуха, их накапливание и рекуперация паров в резервуар.

2.3. Система для улавливания и отвода паров моторного топлива в емкость бензовоза - включает в себя оборудование автозаправочной станции, предназначенное для отвода паров моторного топлива в цистерну бензовоза.

2.4. Неэффективная установка для улавливания паров моторного топлива - установка, фактические показатели работы которой не соответствуют паспортным показателям.

2.5. Неисправная установка - установка, не обеспечивающая паспортную степень улавливания паров моторного топлива из-за повреждений аппарата, оборудования, не герметичности оборудования, неисправности контрольно-измерительных и регулирующих устройств, предусмотренных эксплуатационной документацией.

2.6. В состав установки может входить один или несколько расположенных последовательно или параллельно однотипных аппаратов, осуществляющих избирательный процесс извлечения паров моторного топлива, отходящих из резервуаров автозаправочной станции.

2.7. Вспомогательное оборудование - насосы, компрессоры, трубопроводы, запорная арматура, дыхательные клапаны, технические средства контроля, предназначенные для сбора, рекуперации или транспортирования паров моторного топлива, а также средства автоматики и прочее оборудование, необходимое для обеспечения надежной работы установки.

3. Общие требования к установкам (системам) для улавливания
и рекуперации паров бензина на АЗС

     

3.1. Установки (системы) должны обеспечивать улавливание паров моторного топлива и их возврат (в виде конденсата) в резервуары АЗС.

3.2. Аппараты (системы) для улавливания и рекуперации должны обеспечивать улавливание и рекуперацию всех выбросов паров моторного топлива на АЗС, а именно:

- "больших дыханий" в ходе слива топлива в резервуары АЗС с производительностью до 45 - 60м3/час;

- "малых дыханий" из резервуаров АЗС в ходе хранения топлива с производительностью до 2-6м3/час;

- выбросов паров моторного топлива из бензобаков автомобилей в ходе их заправки с производительностью 5-10м3/час.

3.3. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать надежность и бесперебойность работы с показателями соответствующими паспортным данным в пределах установленного срока службы в любых погодных условиях.

3.4. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны предусматривать возможность использования их на оборудовании стационарной, модульной станций.

3.5. Аппараты для улавливания паров моторного топлива должны позволять последовательное, параллельное или смешанное соединения, с условием размещения их для улавливания паров от резервуаров АЗС и от пистолетов топливно-раздаточных колонок.

3.6. Эффективность улавливания или отвода паров моторного топлива установками (системами) для улавливания и рекуперации паров моторного топлива должна быть не менее 85 - 90 % от общего количества загрязняющих веществ, поступающих из резервуаров.

3.7. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны соответствовать требованиям современного дизайна.

3.8. Допустимый уровень шума на рабочих местах установок для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003 - 83.

3.9. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать герметичность всех элементов оборудования, входящих в них.

3.10. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать соблюдение требований правил безопасной работы с горючими и взрывоопасными веществами.

3.11. Размещение и устройство электрооборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива, контрольно - измерительной аппаратуры, заземления должны удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок" (ПЭУ-86) и "Правил эксплуатации электроустановок потребителями" (ПЭЭП-92).

3.12. Система заземления установки (системы) должна отвечать требованиям ПЭУ и "Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности".

3.13. Оборудование установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно обеспечивать проведение всех видов технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации, без выполнения операций по реконструкции автозаправочной станции.

3.14. Оборудование установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно монтироваться на АЗС как в период проведения строительства, реконструкции, так и в период выполнения операций профилактического ремонта.

3.15. Оборудование, на которое монтируется установка (система) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива, должно быть оснащено системами, предотвращающими воспламенение или возгорание паровоздушной смеси внутри технологического оборудования или снаружи самой установки.

3.16. Разрешается размещение установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива на автозаправочных станциях, на которых резервуары с одинаковым видом топлива оснащены общей газоуравнительной системой или линиями рециркуляции паров топлива. Требования к системам рециркуляции паров топлива из резервуара в автоцистерну и из топливного бака автомобиля в резервуар АЗС должны соответствовать "Нормам пожарной безопасности. Автозаправочные станции" (НПБ 111-98).

3.17. Эксплуатационные режимы и оптимальные показатели работы каждой установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны определяться паспортом и инструкцией по эксплуатации и обслуживанию.

4. Требования к проектированию, монтажу и эксплуатации установок (систем)
для улавливания и рекуперации (отвода) паров бензина на АЗС

     

4.1. Оборудование установки для улавливания паров бензина должно быть выполнено из материалов, стойких к воздействию нефтепродуктов. Корпуса аппаратов, оборудования, стенки технологических шахт, где планируется установить оборудование, должны быть выполнены из негорючего материала.

4.2. Конструкция оборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должна исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже, реконструкции и ремонте непосредственно на автозаправочной станции или вне ее, без выполнения работ по регенерации аппарата.

4.3. Конструкция аппаратов для улавливания паров моторного топлива должна выдерживать предельные значения избыточного максимального давления или разрежения, которые могут возникнуть при их эксплуатации.

4.4. Конструкцией установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров бензина должно быть предусмотрено предотвращение несанкционированного попадания загрязняющих веществ (моторного топлива) в окружающую среду.

4.5. Детали и сборочные единицы установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива, подверженные повышенному износу, должны быть сменными, либо покрыты износостойкими материалами.

4.6. Покрытие установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно быть выполнено материалами, стойкими к воздействию нефтепродуктов. Детали, подверженные коррозионному воздействию, должны иметь антикоррозийную защиту.

4.7. Оболочки наружных горизонтальных поверхностей установок (аппаратов), размещаемых на открытом воздухе, должны быть выполнены с наклоном не менее 1 градуса с тем, чтобы на них не задерживались атмосферные осадки.

4.8. Оборудование установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в зимний период.

4.9. Соединения оборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива и трубопроводы должны обеспечивать герметичность в течение всего периода эксплуатации, определенного требованиями документации завода - изготовителя.

4.10. Трубопроводы отвода паров моторного топлива, оборудование, устанавливаемое на них (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители и т. п.) должны размещаться в отдельном приямке или колодце (разрешается совместное размещение с трубопроводами налива), в непосредственной близости от площадки для автоцистерны. Конструкция колодцев должна обеспечивать предотвращение попадания в них грунтовых вод.

4.11. Установка (аппарат) для улавливания и рекуперации паров моторного топлива должна размещаться на территории АЗС на удалении не более 4 метров от резервуаров и не менее 5 метров от стен оборудования (ближайшей стены). Размещение должно обеспечивать целостность и работоспособность оборудования при воздействии на них возможных нагрузок, а также защищенность оборудования от повреждения транспортных средств. Запрещается размещать аппараты и оборудование установок для улавливания и рекуперации паров моторного топлива непосредственно над приямками резервуаров и очистными сооружениями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»