Потребность общеобразовательных учреждений в компьютерных обучающих программах
Важным направлением информатизации образования является использование технологий, основанных на современных средствах телекоммуникаций, средствах связи, позволяющих обеспечить доступ пользователя к различным информационным ресурсам. Современный уровень применения электронных вычислительных машин как средства связи и появление глобальной сети Интернет послужили началом нового направления - интернетизации образования.
За последние два года число общеобразовательных учреждений области, подключенных к сети Интернет, увеличилось в три раза. Но в процентном соотношении этот показатель остается невысоким - 9 процентов (в среднем по России - 1,5 процента, в США в 2000 году этот показатель составил 80 процентов).
Таким образом, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения имеют различные возможности по доступу к информационным ресурсам, что порождает проблему информационного неравенства и неравные условия для развития среды образования.
Несмотря на проблему, связанную с низкой скоростью передачи данных, цель подключения школ к сети Интернет не ограничивается работой с электронной почтой, она направлена на получение доступа к информационным ресурсам сети (дополнительное образование, материалы по предметам и другие направления). В среднем школам области приходится оплачивать 26 часов работы в сети Интернет в месяц.
В настоящее время в русском сегменте Интернет нет качественной учебной информации, которую можно включить в учебный процесс традиционной школы, а образовательные серверы занимают не более двух процентов, поэтому для построения корпоративной образовательной сети области целесообразно воспользоваться именно Интернет-технологиями (не Интернет-ресурсами). В такой среде возможно решить вопрос об информационном наполнении корпоративной образовательной сети, обновлении и обоснованности доступа к ее ресурсам.
Построение корпоративной сети позволит начать работу по введению дистанционного образования на всех уровнях и ступенях обучения.
В 11 общеобразовательных учреждениях области проводится работа по предоставлению доступа к получению образования по дистанционной форме (в основном через договоры с высшими учебными заведениями), в 25 общеобразовательных учреждениях преподаватели занимаются разработкой электронных вариантов учебных пособий (комплексов), а создание единой областной сети обеспечит их структурированное хранение и оперативный доступ с учетом авторских прав педагогов-разработчиков.
Развитие дистанционного обучения имеет также большое значение в системе повышения квалификации учителей.
Дистанционная форма обучения, появившаяся на пересечении двух научных областей, подчеркивает, что педагогические и информационные технологии в образовании неразделимы. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель владел навыками работы на персональном компьютере. В настоящее время этот показатель является низким (в среднем по области - семь процентов).
Реализация задач, поставленных в региональной целевой программе "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы", невозможна без внедрения новых информационных и компьютерных технологий, использования современных средств телекоммуникаций.
Возможность накапливать и обрабатывать большие объемы информации, а также передавать ее на любые расстояния поставила перед системой образования следующие новые задачи:
подготовка специалистов для работы с новой техникой (высшее образование);
подготовка широких слоев населения к жизни и работе в новых условиях (общее образование);
использование возможностей информационных технологий для повышения эффективности обучения (совершенствование самой системы обучения).
Решение этих задач направлено на повышение качества образования, устойчивое развитие системы образования.
В целом Программа является организационной основой осуществления государственной политики в сфере информатизации образования и управления процессом для комплексного решения обозначенных проблем.