Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2002 года N 81


О Концепции развития рыбного хозяйства Ленинградской области
на период 2002-2010 годов

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 21 сентября 2011 года N 294

____________________________________________________________________


В целях эффективного функционирования рыбного хозяйства и определения основных направлений политики в развитии рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на период до 2010 года Правительство Ленинградской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002-2010 годов (далее - Концепция).

2. Ленинградскому областному рыбохозяйственному совету, комитету по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области координировать в рамках Концепции развитие предприятий различных форм собственности, зарегистрированных в Ленинградской области.

3. Комитету по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных образований до 1 октября 2002 года разработать комплексные мероприятия по развитию аква- и марикультуры в Ленинградской области на период 2002-2005 годов.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по агропромышленному комплексу Голохвастова Ю.И.

Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков


     

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
 Ленинградской области
от 23 мая 2002 года N 81
(приложение)

     
КОНЦЕПЦИЯ
развития рыбного хозяйства Ленинградской области
на период 2002 - 2010 годов

     

1. Введение


Концепция развития рыбного хозяйства Ленинградской области (далее - Концепция) определяет стратегические цели и задачи, ресурсное обеспечение, основные направления функционирования и механизм реализации развития в перспективе на 2002-2010 годы.

Рыбное хозяйство представляет собой важную, самостоятельную отрасль агропромышленного комплекса (далее - АПК) Ленинградской области.

Значение рыбного хозяйства определяется его ролью в продовольственном комплексе области - насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией, увеличение доходной части областного и местных бюджетов, обеспечение притока инвестиций. Важная роль отводится рыбному хозяйству в решении проблем кормообеспечения животноводства и звероводства АПК области.

Социальная значимость рыбного хозяйства состоит в обеспечении занятости населения как в рыбохозяйственном комплексе, так и смежных отраслях промышленности.

2. Современное состояние рыбохозяйственного комплекса


Рыбное хозяйство Ленинградской области представляет собой сложный многоотраслевой производственно-хозяйственный комплекс, в который входят самые разные предприятия как по формам собственности, так и по роду деятельности. В районах области зарегистрированы и ведут производственную деятельность 84 рыбодобывающих предприятия, 5 крупных рыбоконсервных производств и более 50 рыбоперерабатывающих предприятий, 10 рыбоводных хозяйств, 5 заводов по воспроизводству запасов ценных видов рыб Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральный селекционный генетический центр рыбоводства Минсельхоза России, 5 портопунктов Санкт-Петербургского государственного морского рыбного порта, отраслевые сетеснастные, машиностроительные, тарные и судоремонтные предприятия. Численность работающих в рыбной отрасли Ленинградской области составляет около 4000 человек.

Научное и кадровое обеспечение рыбного хозяйства ведется через отраслевые институты ГосНИОРХ, Гипрорыбфлот и Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и учебные заведения отрасли других регионов страны.

Государственный контроль по охране и использованию водных биологических ресурсов во внутренних водоемах осуществляет Северо-Западное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства через районные инспекции. Охрану рыбных запасов территориальных вод и исключительной экономической зоны России ведет Северо-Западное региональное управление охраны морских биологических ресурсов Федеральной пограничной службы России.

Координацию деятельности по управлению, регулированию и рациональному использованию водных биологических ресурсов (ВБР) осуществляет Ленинградский областной (региональный) рыбохозяйственный совет (ЛОРС) на основании договора между Ленинградской областью и Госкомрыболовством России.

Как составная часть экономики рыбное хозяйство области развивается в интегрированной связи с другими отраслями АПК, промышленности и транспорта Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Северо-Западного и Центрального регионов Российской Федерации, поставляя им свою продукцию и являясь потребителем их материально-технических ресурсов.

Серьезные ошибки, допущенные в ходе реформирования отрасли из-за отсутствия координации при преобразовании государственных предприятий и рыболовецких колхозов в коммерческие структуры ("Запрыба" и "Севзапрыбпром" ликвидированы, "Ленрыба" переориентирована только на оптовую торговлю рыбопродукцией), сокращение промысловых акваторий для флота в Балтийском море, утрата межколхозных баз флота в Вентспилсе (Латвия) и Усть-Нарве (Эстония), физический и моральный износ флота - основных активных производственных фондов рыбодобывающих предприятий привели к резкому снижению к середине 90-х годов объемов добычи. Вместо шести рыбодобывающих организаций на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в основном путем дробления, образовано более сотни рыбодобытчиков, в том числе в Ленинградской области - 84, и процесс этот продолжается. Причем увеличение числа предприятий, которые преобразованы в акционерные общества различного типа, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия, не сопровождалось увеличением вылова рыбы и выпуска рыбопродукции, повышением эффективности работы новых собственников. Более того, наблюдалось последовательное снижение этих показателей. Наряду с изменением формы собственности произошел разрыв производственных связей в едином производственном процессе: добыча - первичная переработка в море - глубокая рыбопереработка на комбинатах - сбыт.

Структура рыбопромыслового флота бывших рыболовецких колхозов области была построена из расчета работы в составе экспедиций со сдачей для первичной обработки и заморозки рыбы-сырца по кооперации на суда Ленрыбхолодфлота и Ленрыбпрома с последующей передачей мороженой рыбы в качестве сырья для переработки на берегу и реализации населению.

Банкротство указанных предприятий, списание и вывод из региона приемообрабатывающего флота, разрушение систем централизованного снабжения и сбыта привели к образованию дефицита в обеспечении рыбным сырьем береговых рыбокомбинатов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Этому же способствовало снижение эффективности использования добывающих судов на промысле по причинам старения флота и отсутствия его обновления, усложнение пограничных, таможенных, санитарных, ветеринарных и других правил при оформлении судов в российских портах, требование в оснащении маломерных промысловых судов оборудованием для работы в глобальной системе спасения и безопасности на море и спутниковыми системами контроля за деятельностью судов, ряд других нововведений.

Непродуманный подход к банкротству крупнейшего на северо-западе России рыболовецкого колхоза им. Калинина (г. Новая Ладога), повлекший распад колхоза на 24 предприятия, работающих на остатках производственных фондов колхоза, резко сократил уловы на Ладожском озере и других внутренних водоемах области, усложнил контроль по охране и использованию водных биоресурсов, разрушил систему безопасности мореплавания, а также оставил без сырья Новоладожский рыбокомбинат, который специализировался на переработке рыбы внутренних водоемов.

Появилась угроза превращения Ладожского озера из лососево-сигового в окунево-карповый водоем. Разделение функций рыбоохраны между ФПС России и Госкомрыболовством России не способствовало улучшению обстановки по этому вопросу. Как уже говорилось, предприятий-рыбодобытчиков в Ленинградской области и Санкт-Петербурге стало более сотни, а сил и средств у рыбоохраны не прибавилось. Органы местного самоуправления участия в этом процессе не принимают.

Рыбоводство области, ориентированное в основном на форелеводство, из-за отсутствия качественных рыбных кормов отечественного производства, растущей вместе с курсом иностранной валюты стоимости импортных рыбных кормов, роста затрат на охрану производства и продукции при имеющихся в Ленинградской области благоприятных природно-климатических условиях оказалось практически свернутым.

Потребление рыбных продуктов на душу населения в регионе снизилось в два раза. Такие подотрасли сельского хозяйства как звероводство, птицеводство и другие потеряли местных поставщиков кормовой рыбной продукции. В связи с этим региональный рыбный рынок быстро отреагировал на снижение промысловой деятельности рыбодобывающих предприятий. На него вышли поставщики рыбного сырья для рыбокомбинатов из стран Балтии и Финляндии, поставщики пищевой рыбной продукции и консервов из стран Балтии, Скандинавии, Украины, Южной Кореи, Китая и др. АПК области также вынужден удовлетворять свои потребности в рыбной муке и кормовой рыбной продукции за счет дальнего зарубежья и лишь отчасти за счет других регионов России.

Судостроение и соответствующее ему машиностроение, приборостроение для рыбной отрасли практически прекращено. Остановила свою производственную деятельность межколхозная судоверфь в Усть-Луге, практически перепрофилирован Выборгский машиностроительный завод рыбообрабатывающего оборудования. Специализированный портопункт по приему, хранению и отгрузке рыбопродукции в Усть-Луге приватизирован и переведен под экспортную перевалку леса.

В 1997 году объемы добычи Ленинградской области снизились до 12 тыс. тонн.

Переломным в деятельности отрасли стал 1998 год. При резком ограничении импорта пищевой рыбной продукции, консервов, кормовой рыбной продукции, рыбных кормов и сохранении на региональном рыбном рынке спроса на рыбопродукцию в отрасли наметились тенденции роста объемов производства.

Динамика деятельности рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в восстановительный период 1998-2001 годов отражена в прилагаемых диаграммах (таблица 1).

Рыбохозяйственный комплекс Ленинградской области, несмотря на объективные и субъективные трудности, завершил 2001 год с ростом объемов производства к уровню 2000 года. Соответственно увеличилась по всем показателям доля Ленинградской области в объемах производства рыбной отрасли Российской Федерации, составившая по улову - 0,6%, товарному выпуску пищевой рыбопродукции, включая консервы, - 1,1%, консервам - 6,5%, кормовой продукции - 3%. Исключением является выпуск рыбной муки, производство которой практически отсутствует на предприятиях Ленинградской области.

Однако позитивная в последние три года тенденция восстановления рыбохозяйственным комплексом утраченных позиций в добыче и производстве рыбопродукции оказалась ограничена сырьевым барьером - действующим в рыбной отрасли порядком распределения промышленных квот между приморскими регионами.

При общей промышленной квоте на 2001 год по всем районам промысла, включая внутренние водоемы, 23,6 тыс. тонн статистически учитываемый улов составил 21,7 тыс. тонн. Недоосвоенными остались только 1,9 тыс. тонн малорентабельных объектов - ерш, колюшка,ряпушка, плотва и ряд других видов в прибрежной зоне Финского залива и внутренних водоемах.

Выпуск рыбопродукции, включая консервы, более чем на 12 тыс. тонн превысил улов и производство товарной рыбоводной продукции по области. Среди российских приморских регионов только Ленинградская область и Санкт-Петербург по итогам 2001 года оказались в подобной ситуации.

Прирост выпуска рыбопродукции, включая рыбные консервы, обеспечен в основном за счет импорта сырья и частичного его завоза из других приморских регионов России.

Темпы наращивания объемов производства товарной продукции рыбоводства остались крайне низкими по причинам неразвитости нормативно-правовой базы, значительных затрат рыбоводных хозяйств на обеспечение охраны хозяйств, зависимости от импорта рыбных кормов.

Растущие потребности кормопроизводства АПК области в рыбной муке в 2001 году преимущественно обеспечивались за счет импорта.

Потребление рыбных продуктов на душу населения с учетом импорта в 2001 году не увеличилось и составило по Ленинградской области около 11 кг, по Санкт-Петербургу - 10 кг, что значительно ниже медицински обоснованных норм потребления рыбопродуктов для северных регионов (рекомендуемая Институтом питания РАМН норма - 23,7 кг, минимальный пороговый уровень потребления рыбопродуктов, связанный с продолжительностью жизни и здоровьем населения, - 8 кг).

В эксплуатации продолжают находиться в значительной степени малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие основные производственные фонды, в том числе и рыбопромысловый флот.

Действующая налоговая, таможенная и кредитная страховая политика не учитывает специфику рыбной отрасли и отрицательно сказывается на ее экономическом состоянии.

Большинство предприятий продолжают испытывать недостаток оборотных средств и не имеют возможности пользоваться льготными инвестиционными кредитами.

Многие рыбодобывающие предприятия, за исключением имеющих рыбоконсервное производство, малорентабельны или убыточны.

3. Проблемы развития рыбного хозяйства и предпосылки их решения  


Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Ленинградской области к началу 2002 года показывает, что развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе требует решения ряда проблем на государственном (федеральном и областном) уровне.

К основным проблемам относятся:

- несовершенство системы распределения промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (ВБР) между субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, поставляющими рыбное сырье на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализующими продукцию на территории Российской Федерации, не учитывающей потребностей регионов в рыбопродукции, рыбном сырье и наличие рыбоперерабатывающих мощностей;

- недостаточная изученность современного состояния ВБР в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области;

- наличие существенного дисбаланса между объемами промышленных квот на добычу ВБР в Финском заливе и Ладожском озере по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия и переработки;

- бессистемное наращивание производственных мощностей по переработке рыбного сырья из ВБР, добываемых в Финском заливе, Ладожском, Онежском, Чудском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области, без учета реальных общих допустимых уловов (ОДУ);

- недостаточное развитие взаимосвязей и координации работы между рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями;

- высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь промыслового флота;

- недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на береговых предприятиях;

- отсутствие специализированного приемно-транспортного флота в Балтийском море для приемки, первичной обработки и транспортировки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие мощности;

- дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего промыслового флота, и технологического оборудования береговых производств;

- взаимные неплатежи;

- несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства, отсутствие федерального закона о рыболовстве;

- недостаточное развитие современных кредитно-финансовых, организационных и информационных структур поддержки конкурентоспособности отечественного производителя и продвижения рыбных товаров на внешнем и внутреннем рынках;

- удорожание большинства видов товаров и услуг;

- несовершенство контроля за сохранением водных биоресурсов, усиление браконьерства, влияние спортивного и любительского рыболовства на промышленное рыболовство;

- загрязнение пресноводных рыбохозяйственных водоемов, появление синих водорослей и рачка церкопагиса в Финском заливе, фактическое прекращение работ по рыбохозяйственной мелиорации естественных нерестилищ;

- неразвитость оптовых рыбных рынков в местах сдачи-приемки рыбного сырья, отсутствие эффективных систем их регулирования;

- влияние на развитие аква- и марикультуры отсутствия собственного кормопроизводства для выращивания товарной рыбы и значительных затрат, связанных с обеспечением охраны рыбоводных хозяйств;

- отсутствие нормативно-правовой базы по эффективному управлению водными объектами и рыбопромысловыми участками на рыбохозяйственных водоемах для целей промышленного рыбоводства;

- отсутствие нормативно-правовой базы на основе морской доктрины России, устанавливающей порядок вывода из эксплуатации устаревших судов и стимулирующей обновление флота, привлечение в рыбную отрасль эффективных собственников-судовладельцев;

- усиление конкуренции на внутреннем региональном рыбном рынке и в целом по России со стороны иностранных товаропроизводителей и российских торгующих организаций, продвигающих импортные рыботовары на внутренний рынок;

- выбытие квалифицированных специалистов рыбного хозяйства из производственного процесса по возрасту или в связи с переходом в другие отрасли, замедленное обновление кадров за счет молодых специалистов.

Несмотря на далеко не полный перечень проблем, рыбное хозяйство Ленинградской области имеет реальные возможности не только для стабилизации производства, но и для значительного увеличения выпуска рыботоваров, необходимость которого диктуется потребностями внутреннего регионального рыбного рынка и обусловлено наличием природных, ресурсных, экономических и социальных предпосылок.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»