Комплекс работ определен поручением Губернатора Ленинградской области от 5 ноября 1998 года N 10297 (пункт 1 "О создании системы ежеквартального анализа социально-экономического и финансового положения муниципальных образований"), распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29 июня 1999 года N302-рг "Об утверждении формы паспорта муниципального образования" и направлен на сбор, обработку и предоставление органам власти и управления Ленинградской области, администрациям муниципальных образований Ленинградской области статистической информации, позволяющей осуществлять эффективное управление экономическим и финансовым развитием муниципального образования.
Основным инструментом реализации механизма управления любой экономической и социальной системы является информация. Сегодня многие процессы, вызванные переходом к рынку, систематически не отслеживаются. Незнание реальной ситуации отрицательно сказывается на качестве государственного управления экономикой. Одним из приоритетных направлений экономических реформ является информатизация. От ее объективности, оперативности, актуальности во многом зависит успех принимаемого решения.
В современных условиях, когда многие функции управления переданы из центра на места, все большие права приобретают региональные и муниципальные органы власти и управления. Органы местного самоуправления нуждаются в более качественной информационной поддержке принимаемых решений. Соответственно возрастает роль интегрированных информационных ресурсов, которые должны являться неотъемлемой частью информационного ресурса муниципального образования. Однако происходящие в муниципальных образованиях экономические и социальные процессы зачастую не получают отражения в статистических данных. Сведений, предоставляемых органами государственной статистики администрациям муниципальных образований согласно Федеральной программе статистических работ, недостаточно вследствие отсутствия ряда социально-экономических показателей. Возникают проблемы с переходом на выборочные и цензовые методы статистических наблюдений, так как исключается возможность предоставления информации в муниципальном разрезе. Выборки в муниципальном разрезе нерепрезентативны и не могут служить информационным массивом для расчетов. В результате органы власти и управления не имеют возможности свободно ориентироваться в сложившейся ситуации в муниципальном образовании и принимать адекватные меры по решению возникающих проблем.
Нужна дополнительная информация, способная отражать качественные перемены в экономике. Возникла необходимость создания муниципальной интегрированной информационной системы в районах, состоящей из совокупности социально-экономической, государственной статистической, ведомственной и другой информации, обеспечивающей глубокий анализ социально-экономических преобразований в муниципальных образованиях, мониторинг состояния экономики муниципальных образований по наиболее важным проблемам и направлениям.
С внедрением унифицированных форм статистической отчетности и, опираясь на техническую базу в районных (межрайонных) отделах государственной статистики Ленинградской области, появилась возможность обработки данных в разрезах, необходимых для нужд муниципальных образований Ленинградской области. Осуществление этой работы потребует дальнейшей территориальной детализации итогов, получаемых в районных (межрайонных) отделах государственной статистики Ленинградской области. В условиях необходимости оперативного принятия управленческих решений представление статистической информации в разрезе муниципальных образований потребует доработки действующего программного обеспечения, позволяющего осуществлять корректировку существующей нормативно-справочной информации в автоматизированном режиме. Для реализации работ необходимы дополнительная техника, временные и трудовые ресурсы. Это возможно осуществить за счет дополнительного финансирования, так как обработка статистической информации в муниципальном разрезе не предусмотрены Федеральной программой статистических работ и, как следствие, не финансируются из федерального бюджета.
Первоочередными направлениями в формировании интегрированных информационных ресурсов муниципального разреза являются программы статистических работ, выполняемые в соответствии с многосторонними договорами между администрацией муниципального образования, Правительством Ленинградской области и Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики. Интегрированные информационные ресурсы должны быть основаны на системе показателей муниципальной статистики.
Задача системы состоит в объективном отражении ее показателями комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области, деятельности предприятий и организаций в целях обеспечения администраций муниципальных образований Ленинградской области достоверной, качественной, оперативной и общедоступной статистической информацией. Система показателей должна строиться исходя из целей и потребностей местных органов самоуправления Ленинградской области. Приоритетным направлением формирования системы социально-экономических показателей муниципальной статистики является приведение ее в соответствие с методологическими требованиями, принятыми в мировой статистической практике. Система показателей муниципальной статистики должна быть открытой, то есть в нее могут вводиться показатели в соответствии с новыми задачами развития экономики как Ленинградской области в целом, так и муниципальных образований. Кроме того, показатели, потерявшие свое экономическое значение в силу каких-либо объективных причин, из перечня исключаются.
В рамках программы на 2002 год создается единый перечень статистических показателей для всех администраций муниципальных образований Ленинградской области, которые в свою очередь смогут получать подобную информацию от районных (межрайонных) отделов государственной статистики Ленинградской области. Примерный перечень показателей приводится в приложении 3 к программе.