Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2002 года N 330-ПП


О Концепции развития гражданской
обороны города Москвы

(с изменениями на 27 января 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 июля 2019 года N 944-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 27 января 2004 года N 34-ПП.

____________________________________________________________________



Целенаправленная деятельность городской администрации в области обеспечения защиты населения и территорий города от угроз военного характера позволила в последние годы укрепить систему гражданской обороны города Москвы.

На базе отраслевых и функциональных звеньев городской администрацией сформированы службы гражданской обороны. В организациях, органах местного самоуправления активизировалась работа по созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководителей в области гражданской обороны. Совершенствуется система связи и оповещения гражданской обороны, реализуется единая городская политика в области строительства и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны.

Однако сохраняющаяся опасность вооруженных конфликтов и резкая активизация международного терроризма, постоянное совершенствование современного оружия, изменение стратегии и тактики ведения вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совершенствования системы гражданской обороны города Москвы.

В целях реализации требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопасности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в области обеспечения безопасности населения и городской инфраструктуры от угроз военного характера, а также реализации выводов комиссии Совета безопасности Российской Федерации по результатам проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития гражданской обороны города Москвы (далее - Концепция), согласно приложению.

2. Префектам административных округов, главам районных Управ (начальникам гражданской обороны административных округов и районов), руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, городских организаций:

2.1. При формировании перспективных планов развития подведомственных организаций учитывать положения настоящей Концепции.

2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий Концепции отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обороны.

2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обороне предусматривать отработку практических мероприятий по переводу с мирного на военное положение, приведению в готовность органов управления, системы связи и оповещения, средств индивидуальной и коллективной защиты населения.

3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы:

3.1. До конца 2002 года разработать и представить в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы программу развития гражданской обороны города Москвы на 2004-2006 годы.

3.2. В IV квартале 2002 года в рамках Комплексной программы "Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и представить их на утверждение Правительства Москвы.

3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение о разработке нормативных документов по инженерно-техническим и другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей современных средств и методов ведения военных действий.

3.4. Пункт исключен - постановление Правительства Москвы от 27 января 2004 года N 34-ПП - см. предыдущую редакцию.

     

3.5. В IV квартале 2002 года внести предложение для рассмотрения на заседании Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выделении загородных зон на территории Московской области для рассредоточения органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и размещения населения, эвакуируемого из города Москвы.

4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой информации целей и задач гражданской обороны города Москвы, в издании и распространении методических материалов по вопросам гражданской обороны.

5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предусматривать финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безопасность населения" Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе 2003 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 года  N 330-ПП

Концепция
развития гражданской обороны
города Москвы

Введение

Концепция развития гражданской обороны г.Москвы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.

Она является основой для:

- формирования и проведения единой политики городской администрации, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения готовности гражданской обороны города;

- разработки и реализации программ развития и совершенствования гражданской обороны г.Москвы;

- увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилизационными планами экономики органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г.Москвы и планами мобилизационной подготовки экономики г.Москвы;

- совершенствования и дальнейшего развития городской нормативной правовой базы в области гражданской обороны.

Концепция разработана на период до 2010 года на основе прогноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века, вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния гражданской обороны города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.

Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв войны, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области гражданской обороны.

В Концепции отражены правовые и организационные основы системы гражданской обороны г.Москвы, цели, принципы и особенности политики в области гражданской обороны, основные направления ее развития и совершенствования, порядок реализации Концепции.

1. Общие положения

     

Роль и место гражданской обороны
в современных условиях

Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы.

В связи с этим гражданская оборона как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представляет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства.

Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение угрозы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об уничтожении химического оружия, потенциально-военная опасность для Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и территориальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны националистического и религиозного экстремизма, которые могут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным террористическим акциям.

В последнее время возрастает опасность втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны.

Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века будут являться:

- массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;

- ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;

- поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;

- широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения;

- постоянная угроза расширения масштабов конфликта и применения оружия массового поражения.

Москва является столицей Российского государства, крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром.

В условиях военных действий наиболее вероятными формами вооруженной борьбы в Москве могут стать:

- террористические и диверсионные акты на объектах повышенного риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения;

- воздействие космического психотропного оружия на население;

- точечные избирательные удары по органам управления и стратегически важным объектам;

- радиоэлектронное подавление систем управления;

- локальное применение нейтронного оружия.

В то же время полностью нельзя исключать масштабного применения по Москве современных средств поражения.

В результате военных действий на территории г.Москвы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.

Учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, гражданская оборона г.Москвы в начале ХХI века должна стать:

- оперативно-мобильной при развертывании для действий в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- рационально-экономной в части финансовых и материальных затрат на подготовку и реализацию мероприятий.

Основы организации, подготовки и ведения
гражданской обороны города Москвы

Выполнение задач гражданской обороны является обязательной функцией всех органов исполнительной власти г.Москвы и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также обязанностью каждого жителя города.

Организация, подготовка и ведение гражданской обороны города Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, а также директивами первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и распорядительными документами начальника гражданской обороны г.Москвы.

В войсках, воинских формированиях и организациях, отнесенных к объектам местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями.

Гражданская оборона г.Москвы организуется по территориально-производственному принципу.

Руководство гражданской обороной в городе осуществляет Мэр Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г.Москвы.

Руководство гражданской обороной в административных округах осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ, в функциональных и отраслевых органах московской городской администрации, в организациях независимо от их организационно-правовых форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации и г.Москвы, несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в подведомственных организациях и на подведомственной территории.

Начальники гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);

- управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям административных округов (далее - УГОЧС);

- отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов города;

- штабы (отделы, секторы, работники) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, независимо от их организационно-правовых форм.

Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне создаются городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обороны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения создаются силы и средства гражданской обороны.

В состав сил гражданской обороны входят:

- соединения и части войск гражданской обороны;

- гражданские организации гражданской обороны (далее - формирования ГО).

Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»