Начиная с 1994 года в Москве реализуются межведомственные программы развития образования "Столичное образование 1 и 2", утвержденные постановлениями Правительства Москвы. Основными направлениями были определены:
- создание единого образовательного пространства города на основе органического сочетания форм общего, профессионального, дополнительного образования (государственного и негосударственного);
- формирование единой управляемой адаптивной образовательной среды; взаимодействие региональных, окружных и муниципальных образовательных систем в условиях их программно-целевого развития;
- интеграцию московской системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство.
Выполнение указанных программ, весомым элементом которых являлись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, позволило не допустить стагнации столичного образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие.
Следующим шагом в развитии московского образования, логично вытекающим из опыта реализации программ "Столичное образование 1 и 2" и задач модернизации отечественного образования, является городская программа "Модернизация московского образования" ("Столичное образование - 3").
В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных вектора модернизации московского образования - доступность, качество, эффективность.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, предусмотренные Программой, будут способствовать решению многих проблем образования, таких как:
- обновление в значительной мере устаревшего содержания образования;
- осуществление комплексного мониторинга качества образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях.
Шифр | Наименование подраздела | Сроки выполнения, начало/ | Объем финансирования НИОКР, тыс.руб. | Пользователь | Значение работ для города | ||
окончание | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||
12.1. Городская целевая программа "Модернизация московского образования" | |||||||
12.1.1. | Разработка обновленного содержания образования | 2002 | 3,435 | 11,100 | 13,800 | Московский комитет образования | Формирование нового содержания общего образования и новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии, моделей формирования и применения информационно-коммуникативной компетенции учащихся в учебной деятельности, учитывающих вариативность и индивидуализацию общего образования |
12.1.2. | Разработка обновленных организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования | 2002 | 2,980 | 19,100 | 24,800 | Московский комитет образования | Создание программы координации международного научного сотрудничества. Разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ. Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (перегруженность программ, несовершенство педагогических технологий) |
12.1.3. | Повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей | 2002 | 1,200 | 3,900 | 2,900 | Московский комитет образования | Создание системы социальной защищенности и вовлечении в общественную деятельность детей и подростков |
12.1.4. | Разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования | 2002 | 3,085 | 6,300 | 7,100 | Московский комитет образования | Отработка системы взаимодействия профессионального образования с общеобразовательной школой. Введение в систему профессионального образования новых профессий |
12.2. | Исследование проблем культурного, исторического и экономического развития московского мегаполиса | 2002 | 3,400 | 7,700 | 5,700 | Комитет по культуре, Московский комитет образования | Исследование и научное описание роли Москвы в развитии отечественной и мировой науки и техники. Подготовка и издание научно-популярных книг и брошюр для пропаганды и воспитания населения за сохранение наследия природных и культурных ценностей. Создание в Москве углубленного и систематического изучения пушкинского наследия и его популяризация |
ИТОГО: | 14,100 | 48,100 | 54,300 |