Штабные тренировки являются одной из форм подготовки руководящего состава органов управления ГО, территориальной подсистемы МГСЧС. Они проводятся с целью отработки должностные лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативной слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработки практических навыков в планировании и реализации мероприятий ГО, оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации. На штабных тренировках может осуществляться подготовка руководящего состава к взаимозаменяемости на смежных должностях.
В зависимости от поставленных целей и задач, а также от состава обучаемых штабные тренировки могут быть совместными или раздельными.
Совместные штабные тренировки проводятся одновременно с органами исполнительной власти (местного самоуправления) и территориальными органами управления ГОЧС, по общей для них теме и имеют целью отработки взаимодействия между различными подразделениями органов управления.
Раздельные штабные тренировки проводятся с префектурой (Управой района), отдельными их подразделениями или органами управления ГОЧС с целью устранения выявленных при проверке или предыдущих командно-штабных учениях недостатков, а также освоения должностными лицами смежных функциональных обязанностей.
Руководителем совместной штабной тренировки назначается, как правило, префект административного округа (глава Управы района) или один из его заместителей. Руководителем раздельной тренировки может назначаться руководитель того подразделения органа управления, с составом которого проводится тренировка.
Тематика штабных тренировок определяется руководителем органа управления при планировании основных мероприятий на год с учетом особенностей административного округа (района) и степени подготовленности органа управления.
Состав участников тренировки определяется руководителем тренировки в зависимости от вида тренировки, ее темы, целей и характера решаемых задач. При этом для всесторонней отработки вопросов взаимодействия подразделений органа управления к участию в совместных тренировках привлекается руководящий состав и ведущие специалисты, как правило, в полном составе.
При определении продолжительности тренировки исходят из поставленных целей, степени подготовленности обучаемых и созданной оперативной обстановки. Но в любом случае продолжительность определяется до суток для совместных тренировок и до 8 часов - для раздельных. В соответствии с этим проведение тренировки предусматривается в один этап с отработкой 2-3 вопросов на совместных тренировках и 1-2 вопросов - на раздельных.
Порядок подготовки совместных штабных тренировок аналогичен порядку подготовки командно-штабных учений. При этом в процессе их подготовки разрабатываются документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении штабной тренировки;
2) календарный план подготовки штабной тренировки;
3) организационные указания по подготовке и проведению штабной тренировки;
4) задание на штабную тренировку;
5) план проведения штабной тренировки.
Документы на штабную тренировку разрабатываются аналогично документам КШУ. План проведения штабной тренировки разрабатывается органом управления ГОЧС (работником, специально уполномоченным для решения вопросов ГОЧС в районах, где не предусмотрены отделы ГОЧС), за 10 дней до начала тренировки согласовывается с Главным управлением ГОЧС г.Москвы (Управлением ГОЧС округа), утверждается у префекта административного округа (главы Управы района).
При проведении раздельных тренировок, куда привлекаются только органы управления ГОЧС, план проведения штабной тренировки может утверждаться только Главным управлением ГОЧС г.Москвы (Управлением ГОЧС округа) за 10 дней до начала проведения тренировки.
Для проведения раздельных тренировок штаб по ее подготовке может не создаваться. В этом случае руководитель органа в соответствии с планом работы поручает подготовку конкретному должностному лицу, а порядок проведения тренировки, учебные цели и вопросы, а также задание на тренировку могут доводиться до обучаемых непосредственно перед началом тренировки.
Успешное решение задач обеспечения безопасности населения и организаций г.Москвы в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в значительной степени зависит от успешного решения задач, поставленных перед ГО, МГСЧС, от уровня профессиональной подготовки органов управления и структурных звеньев. Дальнейшее совершенствование организации и методики проведения учений по тематике ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одним из важнейших условий оперативного и эффективного реагирования на ЧС мирного и военного времени.
Приложения:
1. Организационные указания на проведение командно-штабного учения.
2. Календарный план подготовки командно-штабного учения.
3. Замысел командно-штабного учения.
4. Пояснительная записка к замыслу командно-штабного учения.
5. Задание на командно-штабное учение.
6. План проведения командно-штабного учения.
7. План-календарь проведения командно-штабного учения.