Недействующий

     

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 марта 2002 года N 107-РЗМ


Об утверждении методических рекомендаций по подготовке
и проведению командно-штабных учений и штабных
тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в г.Москве

(с изменениями на 9 июля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Москвы от 10 декабря 2019 года N 710-РП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 9 июля 2007 года N 116-РЗМ.

____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности подготовки органов управления гражданской обороны, территориальных и объектовых звеньев Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени:

1. Утвердить:

1.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в административных округах и районах г.Москвы (приложение 1);

1.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, в организациях и учреждениях г.Москвы (приложение 2).

2. Префектам административных округов, главам управ районов, начальникам городских служб гражданской обороны:

2.1. В десятидневный срок довести до сведения всех подведомственных организаций, учреждений и служб настоящее распоряжение;

2.2. При подготовке и проведении командно-штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени руководствоваться методическими рекомендациями, указанными в п.1.

3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы организовать методическое обеспечение и контроль за подготовкой и проведением командно-штабных учений и штабных тренировок в административных округах и районах, службах гражданской обороны, организациях и учреждениях г.Москвы.

4. Считать утратившим силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 14 ноября 1994 года N 2196-РЗП "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению учений по действиям в чрезвычайных ситуациях".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы Елисеева А.М.

Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
П.Н.Аксенов

     

Приложение 1
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 13 марта 2002 года N 107-РЗМ

     

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
ГОРОДА МОСКВЫ

     

Методические рекомендации
по подготовке и проведению командно-штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в административных округах и районах г.Москвы

     

ГЛАВА I

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ

Общие положения


Командно-штабные (КШУ), штабные учения (ШУ)* в административных округах и районах г.Москвы с отработкой вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны (ГО), вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов, специально уполномоченных для решения задач ГОЧС округов и районов**, комиссий по ЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

________________

* В дальнейшем командно-штабные, штабные учения в административных округах и районах г.Москвы будут именоваться "учения".

** В дальнейшем органы, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в округах и районах г.Москвы, будут именоваться "органы управления ГОЧС".


Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории округа в результате техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время.

Учения проводятся на местности, на объектах экономики или на картах, планах г.Москвы, округа, объектов с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации ЧС.

Основными целями проведения учений являются:

- совершенствование практических навыков руководящего состава ГО округов и районов, комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС и сил в решении вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

- достижение согласованности в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления г.Москвы, органов управления ГОЧС, руководителей объектов экономики и организаций при выполнении мероприятий ГО, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования округов, районов города, объектов экономики, сил и средств ГО, Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (МГСЧС);

- исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

По количеству уровней территориальной подсистемы МГСЧС, привлекаемых на учения, они могут разделяться на одностепенные и многостепенные.

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного уровня управления ГО, подсистемы МГСЧС, например, окружного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более уровней управления ГО и МГСЧС, например, окружного, районного и объектового.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, определения готовности сил и средств к выполнению задач на учения могут привлекаться окружные и районные службы ГО, гражданские организации ГО; силы территориальной подсистемы МГСЧС для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.

Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.

Опытно-исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения и территорий округа, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и организаций, приемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), совершенствования методов управления, вопросов связи и оповещения.

В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (загородных) и подвижных пунктах управления.

При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболее эффективных способов решения задач могут проводиться опытно-исследовательские учения или в ходе командно-штабных учений могут проводиться исследования отдельных вопросов.

Командно-штабные учения проводятся с руководящим составом ГО или МГСЧС (в зависимости от выбранной темы), органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, руководящим составом территориальных служб ГО с целью совершенствования навыков в руководстве организации и проведении мероприятий ГО, ликвидации ЧС мирного времени.

Штабные учения проводятся с оперативными (специальными) группами органов исполнительной власти, местного самоуправления, с органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, штабами территориальных служб ГО, пунктами управления и узлами связи с целью совершенствования организации и проведения мероприятий ГО, ликвидации ЧС, форм и методов управления при проведении аврийно-спасательных и других неотложных работ, отработки документов, обеспечивающих устойчивое управление органами, силами и средствами ГОЧС.

Требования, предъявляемые к организации и проведению учений


Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий МЧС России, г.Москвы, административных округов и районов г.Москвы, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практического опыта их предупреждения и ликвидации.

К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:

- учет реального состояния готовности органов управления ГО, органов управления территориальной подсистемы МГСЧС к действиям в ЧС мирного и военного времени;

- создание обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми инстанциями и категориями обучаемых;

- учет особенностей и степени готовности объектов экономики и организаций округа к функционированию в военное время и ЧС;

- отработка задач, решаемых участниками учения в ЧС, на основе планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности в городе, ухудшению условий жизни и работы населения.

Учения организуются и проводятся по принципу: "Старшие начальники обучают своих подчиненных". Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите населения и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организация руководства учением


Учение с административным округом могут проводить Правительство Москвы, Главное управление ГОЧС г.Москвы или префект административного округа. В соответствии с этим руководителем учения может быть Мэр Москвы - начальник ГО г.Москвы, начальник Главного управления ГОЧС г.Москвы, префект административного округа.

Учение с районом могут проводить префектура административного округа, Управление ГОЧС административного округа, Управа района. В соответствии с этим руководителем учения может быть префект административного округа, начальник Управления ГОЧС административного округа, глава Управы района.

В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместители, помощники, а также начальник штаба руководства, который является заместителем руководителя учения.

Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Руководство подготовкой и проведением учения он осуществляет лично, через заместителей, штаб руководства, помощников руководителя, а также через посреднический аппарат.

При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с планом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор, в котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

Заместителем (заместителями) руководителя учения обычно назначается первый заместитель, заместитель (заместители) главы органа исполнительной власти (местного самоуправления) или руководитель органа управления ГОЧС.

При многостепенных учениях в административных округах, если на них привлекаются органы управления ГО районов, органы управления районными званьями МГСЧС для руководства в каждом или в некотором из них могут назначаться заместители руководителя и при них создаваться группы руководства.

Заместители (помощники) руководителя учения назначаются для помощи руководителю в полной и качественной отработке учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по исследованиям, материально-техническому обеспечению, по эвакуации и т.п. Помощники руководителя учения являются также старшими посредниками по своему направлению работы.

Заместитель (заместители) и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовят и проводят частные разборы учения. Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается руководитель территориального органа управления ГОЧС или его заместитель. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременнее их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.

В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата и привлеченных к учению звеньев управления в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.

Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации проведения учения. Он разрабатывает соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения, автоматизированной системы управления и всестороннего обеспечения учения.

В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведения, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»