1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность жителей по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.
2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах районов города Москвы - внутригородских муниципальных образований (далее - муниципальных образований). Муниципальное образование - предусмотренная в соответствии с Уставом города Москвы настоящим Законом внутригородская территория - район города Москвы, район города Зеленограда, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления. Территории проживания жителей подлежат обязательному включению в состав муниципальных образований.
3. Установление и изменение границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
4. Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения жителей соответствующих территорий. Гарантии учета мнения жителей соответствующей территории при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом города Москвы.
5. Реестр муниципальных образований по поручению Мэра Москвы ведет уполномоченный орган Правительства Москвы.
6. Вопросы местного значения - вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей внутригородского муниципального образования, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом к ведению муниципальных образований, исходя из приоритетности интересов жителей города Москвы, исторических и иных местных традиций, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.
7. Предметы ведения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются настоящим Законом, другими законами города Москвы на основе принципа сохранения единства городского хозяйства, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.
Статья 2. Право граждан на осуществление местного
самоуправления
1. Жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности (далее - жители) в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Жители имеют право на равный доступ к муниципальной службе.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.
Статья 3. Основные принципы организации
местного самоуправления
Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) приоритетность интересов жителей города Москвы;
3) сохранение единства городского хозяйства;
4) сохранение единства бюджетной системы города;
5) самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;
7) соразмерность полномочий муниципальных образований их материальным и финансовым ресурсам;
8) поддержка местного самоуправления органами государственной власти;
9) координация деятельности органов местного самоуправления с органами государственной власти города Москвы;
10) контроль за реализацией государственных полномочий, переданных в соответствии с законом органам местного самоуправления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы;
11) ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством физическими и юридическими лицами в соответствии с законом;
12) гласность и учет общественного мнения.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти
города Москвы в области местного самоуправления