Недействующий

О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г.Москве (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.07.2015 N 406-ПП)

1. Общие положения

1.1. Состояние малого предпринимательства в Москве характеризуется следующими показателями. В городе устойчиво работают около 203 тыс. малых предприятий, на которых занято около 2 млн.человек. По количеству малых предприятий на 1000 жителей (23,8) Москва приближается к оптимальным показателям, характерным для крупных мегаполисов (25). Эти данные приведены без учета предприятий, которые по формальным признакам в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, хотя по сути своей таковыми являются.

1.2. В процессе формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, продолжающемся на системной основе уже 11 лет, Правительство Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и другие органы управления планомерно и последовательно создавали структуры, обеспечивающие удовлетворение широкого круга потребностей предпринимателей. Совокупно малые предприятия города ежегодно получают от организаций инфраструктуры более 100 тысяч квалифицированных консультаций по различным аспектам ведения бизнеса. Количество обращений к ресурсам системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы превышает 6 миллионов в год. Проделанная работа во многом способствовала занятию Москвой позиции лидера в области развития малого бизнеса и обеспечении его вклада в решение социально-политических и экономических проблем города и его жителей. Накопленный при этом опыт широко используется во многих регионах России.

1.3. Анализ современных потребностей малых предприятий Москвы, изучение передовых зарубежных тенденций в построении систем поддержки малого предпринимательства, создание новой информационной среды на базе Интернет определили возможность выстраивания системы поддержки малого предпринимательства Москвы более эффективным образом.

1.4. Основными направлениями деятельности системы поддержки по обеспечению наращивания вклада малого бизнеса в решение социально-экономических задач развития города, его административных округов и районов должны стать:

- формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей хозяйственной деятельности существующих малых предприятий;

- определение секторов рынка, форм и способов ведения бизнеса, обеспечивающих эффективное функционирование вновь создаваемых малых предприятий;

- достижение более рационального распределения малых предприятий по территории города, в том числе его спальных районов;

- увеличение вклада малых предприятий в позитивные социальные процессы в Московском мегаполисе (повышение занятости, сокращение маятниковой миграции, вовлечение в малый бизнес социально незащищенных групп населения и пр.).

1.5. К настоящему времени большая часть специализированных городских и окружных организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства (табл.1.1), прошла в своем развитии стадии формирования и развертывания полномасштабной деятельности по соответствующим направлениям поддержки. В этой связи возникает необходимость переноса центра тяжести осуществляемых мер поддержки с городского уровня на окружной и районный, сохранив за структурами общегородского уровня главным образом решение стратегических задач развития малых форм хозяйствования, а также разработку и реализацию программ и проектов поддержки общегородского значения.

1.6. Основными факторами, ограничивающими дальнейшее наращивание эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на окружном уровне, являются, с одной стороны, необходимость расширения спектра консультационных услуг, оказываемых не только начинающим, но и развивающимся малым предприятиям, с другой стороны, недостаточно интегрированный характер деятельности существующих структур.

1.7. Для решения указанных проблем представляется целесообразным переход от реализованных ныне принципов линейной организации поддержки на качественно новый уровень интегрально-блочного построения комплексной поддержки малого предпринимательства (приложение 1), основанной на следующих принципах.

а) Интегрированность, т.е. объединение возможностей существующих и вновь создаваемых структур поддержки для реализации комплексного подхода к решению проблем, стоящих перед малыми предприятиями.

б) Информатизация, т.е. организация деятельности самих структур поддержки на основе современных методов и средств телекоммуникации, в первую очередь сети Интернет.

в) Интерактивность, т.е. функционирование в режиме непрерывного диалога с предпринимателями и органами управления, а также мониторинга состояния малого бизнеса, обеспечивающих постоянную информационную, функциональную и структурную адаптацию инфраструктуры поддержки к потребностям предприятий.

1.8. Интегрально-блочная технология комплексной поддержки малого предпринимательства уже в значительной степени реализована в деятельности Московского центра развития предпринимательства (МЦРП), где под одной крышей располагаются практически все общегородские структуры поддержки малого предпринимательства. Любой предприниматель, обращающийся в Центр, прежде всего проходит собеседование с опытным консультантом в объединенной приемной для определения круга проблем, стоящих перед его предприятием. Очень часто сам предприниматель не способен правильно определить "слабые точки" развития своего бизнеса, а также потребность в профессиональной помощи консультантов. Определяя свою проблему как потребность в дополнительных финансовых ресурсах, с помощью консультанта он выясняет, что, на самом деле, ему требуется либо оборудование в лизинг, либо налаживание финансового менеджмента, либо нахождение дополнительных каналов сбыта, либо сочетание целого комплекса мер. Практика работы МЦРП показала, что подавляющее большинство предпринимателей, обращающиеся в центр, посещают 2-4 организации и, таким образом, решают сразу целый комплекс вопросов, связанных с развитием своего бизнеса. Так, ООО "Адрем лтд", занимающееся пошивом и реализацией мужской одежды, получило помощь от Московского агентства по развитию предпринимательства (МАРП) в разработке бизнес-планов под расширение производства. Московский фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП) предоставил данной фирме кредиты на покупку дополнительного оборудования и пополнение оборотных средств. Через Систему межрегиональных маркетинговых центров (Система ММЦ) были налажены каналы сбыта продукции фирмы в регионах РФ, а также найдены поставщики сырья. Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы (ОЭС) содействовал в предоставлении фирме помещения. В результате, компания за период с 1998 по 2001 год увеличила объем производства и сбыта в 10 раз, и на настоящий момент ее ежемесячный оборот достигает 20 млн. рублей. ООО "Экопродукт" получало консультации по бизнес планированию, финансовому менеджменту в МАРП, льготные кредиты в МФПМП, размещало информацию о своей продукции в информационной сети Системы ММЦ и НДП "Альянс Медиа", с помощью центра деловых контактов "Дельконт" участвовало в мероприятиях системы Партенариат и в различных отраслевых выставках. Этот комплекс мер позволил фирме увеличить объем производства и сбыта в 2 раза и создать 49 новых рабочих мест (из них 34 - в Москве и 15 - в регионах).

Кроме общей приемной в МЦРП функционируют общая серверная, локальная сеть, конференц-зал, столовая, хозяйственная служба, переговорные, библиотека. Общая инфраструктура центра позволяет каждой из организаций экономить как финансовые, так и людские ресурсы и сосредоточиться на реализации своих основных профессиональных функций.

Анализ функционирования аналогичных структур поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Германия, Голландия и др.) показывает, что объединение структур поддержки "под одной крышей" (one-stop shop) является одним из основных факторов высокого уровня координации и эффективности деятельности как отдельных элементов, так и системы в целом.

Внедрение указанной технологии в деятельность инфраструктурных подразделений всех уровней позволит:

- обеспечить необходимое количество специализированных информационно-консультационных услуг для малых предприятий города;

- создать условия для наращивания прибыли этих предприятий и их вклада в решение социально-экономических проблем города и его жителей;

- повысить эффективность использования средств, направляемых городом на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- обеспечить органы управления всех уровней актуальной достоверной детализированной и обобщенной информацией, обеспечивающей выработку и принятие эффективных решений;

- наладить конструктивный диалог между предпринимателями и органами власти города.

1.9. Для реализации интегрально-блочной технологии на уровне округов необходимо создание системы Территориальных центров развития предпринимательства (ТЦРП), которые объединят все основные окружные структуры поддержки МП с целью обеспечения широкомасштабного и комплексного обслуживания предпринимателей округа, обеспечат горизонтальное и вертикальное информационно-аналитическое и организационное взаимодействие с органами власти и предпринимательскими организациями всех уровней.

В результате создания системы центров развития предпринимательства на базе уже существующих организаций (ТАРПы, Муниципальные фонды) и встраивания в них недостающих элементов инфраструктуры на уровне административных округов будет полностью сформирована вся городская инфраструктура поддержки МП. Фактически будет определено конечное число инфраструктурных подразделений всех уровней, необходимое для полноценной поддержки МП в городе. В дальнейшем с помощью интегрально-матричного метода в зависимости от потребностей времени функции существующих подразделений могут расширяться или сужаться, но это не приведет к созданию новых институциональных единиц системы.

1.10. Цели и задачи создания в г.Москве системы центров развития предпринимательства в полной мере соответствуют базовым положениям Закона г.Москвы от 26 февраля 1997 года N 5 "О Правительстве Москвы", Закона г.Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной управе в городе Москве" (в ред. Законов г.Москвы от 10.03.99 N 7,от 01.12.99 N 38, от 14.07.2000 N 23, от 21.02.2001 N 6, от 27.06.2001 N 27) и Распоряжения Мэра Москвы от 6 апреля 2001 года N 316-РМ "О Положении об административном округе города Москвы и Примерной структуре префектуры административного округа города Москвы" (в редакции распоряжения Мэра Москвы от 3 июля 2001 года N 609-РМ) в части:

- формирования экономических структур города и систем экономических и правовых регуляторов, обеспечивающих переход городских предприятий на рыночные отношения;

- координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности;

- содействия развитию малого предпринимательства, разработки дополнительных мер по стимулированию деятельности субъектов малого предпринимательства;