1.1. Анализ состояния пенсионного обеспечения
Государственная система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, действующая в настоящее время, основана на принципах солидарности поколений и распределения части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров.
В условиях плановой экономики распределительная система была абсолютно надежна и достаточно эффективна, что позволяло государству поддерживать достойный уровень благосостояния пенсионеров. В настоящее время покупательная способность государственных пенсий упала до уровня, который не обеспечивает пенсионерам удовлетворение минимальных потребностей.
Несмотря на мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации для увеличения размеров пенсионных выплат, в последнее время не наблюдается улучшения материального положения пенсионеров, так как структура пенсий носит одноуровневый характер и все мероприятия направлены на повышение базовой государственной пенсии.
Вместе с тем в ближайшее время ожидается ухудшение ситуации, так как после 2006 года прогнозируется ускорение демографического процесса старения населения, что потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение. Постепенно происходит удельное снижение участвующих в производственном процессе и повышение пенсионной нагрузки на работающих. В 2000 году в Ленинградской области число умерших превышает число родившихся в три раза, и в течение ближайших 10-15 лет тенденция естественной убыли населения сохранится.
В настоящее время пенсии в Ленинградской области выплачиваются в срок, но средний размер пенсии, 1042 рубля, практически равен величине прожиточного минимума пенсионера (963 рубля по состоянию на 1 июля 2001 года) и значительно ниже прожиточного минимума работающего населения (для мужчин - 1587 рублей, для женщин - 1375 рублей).
Пенсии ниже величины прожиточного минимума получают 185733 человека, из них:
пенсионеры по старости | - | 109118 человек | |||
пенсионеры по инвалидности | - | 37854 человека | |||
пенсионеры в связи с потерей кормильца | - | 12793 человека | |||
пенсионеры по выслуге лет | - | 6338 человек | |||
получатели социальных пенсий | - | 19630 человек. |
В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что необходимость проведения пенсионной реформы не вызывает сомнений.
В соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации Программой пенсионной реформы в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 463) соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации будут предусматривать многоуровневый характер пенсионного обеспечения в Российской Федерации:
I уровень. Государственные пенсии
1. Базовая пенсия. Для всех граждан.
2. Трудовая (страховая) пенсия.
3. Накопительная пенсия. Для граждан моложе 50 лет (порядка двух процентов от единого социального налога для граждан 35-50 лет; порядка шести процентов для граждан моложе 35 лет).
II уровень. Пенсия предприятий
1. Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших, при этом пользуется существующими налоговыми льготами.
2. С 2003 года предприятие будет обязано в рамках профессиональной пенсионной системы дополнительно перечислять пенсионные взносы в пользу своих работников, занятых на местах с особыми условиями труда, в Пенсионный фонд Российской Федерации или уполномоченный негосударственный пенсионный фонд (по выбору).
III уровень. Добровольная пенсия работников
Дополнительно работники сами могут выступать вкладчиками в свою пользу в негосударственном пенсионном фонде.
Базовые пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, планируется предоставить всем гражданам Российской Федерации независимо от наличия трудового стажа. Предполагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии.
Трудовые (страховые) пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, будут назначаться в зависимости от продолжительности и величины взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основе введения персонифицированного учета по достижении пенсионного возраста.
Накопительные пенсии рассматриваются как дополнительные по отношению к государственному пенсионному обеспечению, при этом важная роль в их формировании и проведении выплат отводится негосударственным пенсионным фондам.
В этих целях приняты Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ, ряд постановлений и других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на его реализацию, определен государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации).