Одной из основных позитивных тенденций в столичном образовании за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития его экономики, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Законом "О развитии образования в городе Москве" еще раз зафиксирован государственный (а не муниципальный, как во всех других субъектах Федерации) статус учреждений, прежде всего общего образования.
Это позволило, во-первых, избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений (субъект Федерации - муниципальные образования), и, таким образом, наиболее полно реализовать в сфере финансирования образования возможности ведущего донорского региона России.
Во-вторых, свободное от многих проблем децентрализации образовательное пространство столицы имело и имеет объективные предпосылки для опережающей отработки различных новаций в нормативной правовой и экономической деятельности образовательных учреждений. К ним относятся, в частности, единые механизмы получения образовательным учреждением статуса юридического лица, единство принципов и методик нормативного финансирования образовательных учреждений разных типов и видов, что создает необходимые экономико-правовые условия для развития учебных заведений.
В последние годы активное развитие получило повышение квалификации директоров образовательных учреждений различных типов и видов по финансово-экономическим и правовым вопросам, начата экспериментальная отработка различных форм подготовки новых для системы образования категорий специалистов - заместителей директоров по финансово-экономической деятельности.
Перспективы социально-экономического развития столицы и задачи обновления столичного образования выдвигают проблему комплексной модернизации экономических механизмов в системе образования с опорой на полученные в области отраслевой экономики результаты.
Решение это проблемы включает в себя:
- завершение перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений;
- создание адаптивных моделей финансово-экономической деятельности учреждений образования, с учетом как новых требований жизни, так и текущих трансформаций в сфере законодательства и нормативной правовой базы в целом;
- формирование адекватного финансово-экономического менеджмента, способного к профессиональной деятельности в условиях, когда образовательные учреждения получают принципиально новый статус юридического лица;
- проведение серьезных институционных преобразований в системе финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений. Эти изменения должны адаптировать, в частности, деятельность централизованных бухгалтерий к изменениям в правах и полномочиях образовательных учреждений, а также к условиям реформирования бухгалтерского учета в России.
Таким образом, на этапе модернизации экономики столичного образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:
1) Завершение перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование:
- разработка принципов и механизмов нормативного распределения бюджетных ассигнований (выделенных по гарантированной норме расходов городского бюджета) между учреждениями образования различных типов и видов;
- разработка схем взаимодействия образовательных учреждений бюджетополучателей с региональным управлением казначейства по исполнению сметы доходов и расходов;
- разработка отраслевых форм смет доходов и расходов бюджетополучателей;
- проведение эксперимента по переводу образовательных учреждений на нормативное финансирование в условиях казначейского исполнения бюджета;
- отработка моделей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета;
- поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование.
2) Модернизация системы финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений:
- структурно-функциональная реорганизация централизованных бухгалтерий с целью усиления экономической составляющей их деятельности;
- разработка нормативной правовой базы для перевода централизованных бухгалтерий в статус юридического лица;
- отработка моделей взаимодействия образовательных учреждений и централизованных бухгалтерий на договорной основе;
- разработка принципов и механизмов налогового учета в системе столичного образования.
3) Нормативное правовое и методическое обеспечение организации внебюджетной деятельности образовательных учреждений, создания и деятельности фондов попечителей и попечительских советов:
- отработка положения о составе затрат образовательных учреждений, относимых к реинвестированию, при осуществлении внебюджетной деятельности;
- разработка нормативного правового обеспечения организации платных дополнительных образовательных услуг;
- подготовка нормативного правового обеспечения полномочий образовательных учреждений по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества;
- отработка различных организационно-правовых форм создания фонда попечителей и попечительских советов; подготовка пакета типовых документов, регламентирующих их деятельность.