Недействующий

О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

5. Модернизация экономических механизмов
 в столичном образовании


Одной из основных позитивных тенденций в столичном образовании за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития его экономики, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Законом "О развитии образования в городе Москве" еще раз зафиксирован государственный (а не муниципальный, как во всех других субъектах Федерации) статус учреждений, прежде всего общего образования.

Это позволило, во-первых, избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений (субъект Федерации - муниципальные образования), и, таким образом, наиболее полно реализовать в сфере финансирования образования возможности ведущего донорского региона России.

Во-вторых, свободное от многих проблем децентрализации образовательное пространство столицы имело и имеет объективные предпосылки для опережающей отработки различных новаций в нормативной правовой и экономической деятельности образовательных учреждений. К ним относятся, в частности, единые механизмы получения образовательным учреждением статуса юридического лица, единство принципов и методик нормативного финансирования образовательных учреждений разных типов и видов, что создает необходимые экономико-правовые условия для развития учебных заведений.

В последние годы активное развитие получило повышение квалификации директоров образовательных учреждений различных типов и видов по финансово-экономическим и правовым вопросам, начата экспериментальная отработка различных форм подготовки новых для системы образования категорий специалистов - заместителей директоров по финансово-экономической деятельности.

Перспективы социально-экономического развития столицы и задачи обновления столичного образования выдвигают проблему комплексной модернизации экономических механизмов в системе образования с опорой на полученные в области отраслевой экономики результаты.

Решение это проблемы включает в себя:

- завершение перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений;

- создание адаптивных моделей финансово-экономической деятельности учреждений образования, с учетом как новых требований жизни, так и текущих трансформаций в сфере законодательства и нормативной правовой базы в целом;

- формирование адекватного финансово-экономического менеджмента, способного к профессиональной деятельности в условиях, когда образовательные учреждения получают принципиально новый статус юридического лица;

- проведение серьезных институционных преобразований в системе финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений. Эти изменения должны адаптировать, в частности, деятельность централизованных бухгалтерий к изменениям в правах и полномочиях образовательных учреждений, а также к условиям реформирования бухгалтерского учета в России.

Таким образом, на этапе модернизации экономики столичного образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:

1) Завершение перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование:

- разработка принципов и механизмов нормативного распределения бюджетных ассигнований (выделенных по гарантированной норме расходов городского бюджета) между учреждениями образования различных типов и видов;

- разработка схем взаимодействия образовательных учреждений бюджетополучателей с региональным управлением казначейства по исполнению сметы доходов и расходов;

- разработка отраслевых форм смет доходов и расходов бюджетополучателей;

- проведение эксперимента по переводу образовательных учреждений на нормативное финансирование в условиях казначейского исполнения бюджета;

- отработка моделей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета;

- поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование.

2) Модернизация системы финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений:

- структурно-функциональная реорганизация централизованных бухгалтерий с целью усиления экономической составляющей их деятельности;

- разработка нормативной правовой базы для перевода централизованных бухгалтерий в статус юридического лица;

- отработка моделей взаимодействия образовательных учреждений и централизованных бухгалтерий на договорной основе;

- разработка принципов и механизмов налогового учета в системе столичного образования.

3) Нормативное правовое и методическое обеспечение организации внебюджетной деятельности образовательных учреждений, создания и деятельности фондов попечителей и попечительских советов:

- отработка положения о составе затрат образовательных учреждений, относимых к реинвестированию, при осуществлении внебюджетной деятельности;

- разработка нормативного правового обеспечения организации платных дополнительных образовательных услуг;

- подготовка нормативного правового обеспечения полномочий образовательных учреждений по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества;

- отработка различных организационно-правовых форм создания фонда попечителей и попечительских советов; подготовка пакета типовых документов, регламентирующих их деятельность.