Стратегическая линия развития московского профессионального образования, принятая постановлением Правительства Москвы от 06.05.97 N 318 "О состоянии и развитии профессионального образования в Москве", включала в себя следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональность деятельности учреждений, оперативное взаимодействие с инфраструктурой города и рынком труда.
Данные принципы подтвердили свою конструктивность. Их актуальность в современной ситуации зафиксирована в докладе рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе".
В рамках реализации вышеуказанного постановления Правительства Москвы московская система профессионального образования была существенно перестроена. Обновлен перечень профессий, по которым ведется профессиональная подготовка. Реализована программа возрождения ремесленных производств. Отработаны механизмы межведомственного взаимодействия с реформируемым в настоящее время Комитетом труда и занятости Правительства Москвы в части организации совместных детско-взрослых производств, системы трудоустройства выпускников. Частично обновлена материально-техническая база учреждений. Сформирована система профессионального образования с различным спектром разноуровневых программ: от допрофессиональной подготовки до высшего образования, в которую входят 25 учреждений профессиональной ориентации, 154 учреждения начального профессионального образования, 44 - среднего профессионального образования, 4 -высшего образования, всего - 227 учреждений.
Вместе с тем анализ опыта реформирования системы профессионального образования и новые стоящие перед ней задачи дают основания для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее развития. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессионального образования остается недостаточно сориентированной на рынок труда, на перспективные потребности его развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Нет отраслевой скоординированности взаимодействия учреждений профессионального образования одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Недостаточно обеспечена мобильность программ подготовки, обеспечивающих разноуровневые запросы и возможности учащихся.
В этой связи становится необходимым решение двух главных задач:
- структурно-содержательная модернизация системы профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда Московского региона;
- превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную на рынке труда и производства экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой.
Модернизация московской системы профессионального образования и решение названных задач предполагает приоритетную работу по следующим основным направлениям:
1) Разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, а также формирующего у молодежи реальный опыт трудовых и производственных отношений и обеспечивающего учащихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг:
- маркетинг отраслей городского хозяйства и рынка труда для определения востребованности выпускников и среднесрочных перспектив потребностей в кадрах;
- разработка модели взаимодействия рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения;
- разработка нового содержания профессионального образования по блоку профессий, востребованных городским хозяйством;
- разработка окружных программ модернизации профессионального образования с учетом потребностей территориальных (окружных) рынков труда;
- организация и проведение ежегодного конкурса предпринимательских проектов среди педагогов и учащейся молодежи на базе государственного образовательного оздоровительного центра "Рабочая смена";
- нормативное правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в выработке его стандартов, в формировании заказа учреждениям профессионального образования, в контрактной подготовке кадров и др.
2) Структурно-институциональная модернизация сети учреждений профессионального образования:
- отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;
- формирование многофункциональных программно-отраслевых комплексов непрерывного профессионального образования, соорганизующих ресурсы учреждений профессионального образования, работодателей, представителей бизнеса, сферы науки, структур власти и широкой общественности, а также реализующих на своей базе программы высшего профессионального образования;
- разработка механизма стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий и организаций г.Москвы;
- создание интегрированной информационной сети в профессиональных учебных заведениях;
- развитие международного сотрудничества по организации совместных ремесленных производств на базе учреждений профессионального образования г.Москвы.
3) Формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств" и направленных на удовлетворение потребностей городского хозяйства (в том числе с привлечением труда инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей):
- разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей статус и инвестиционную привлекательность "социальных производств" на базе учреждений профессионального образования;
- оптимизация и расширение на базе учреждений профессионального образования учебных производств, удовлетворяющих потребностям московской системы образования и городского хозяйства.
4) Модернизация курсовой подготовки:
- оптимизация и расширение сети курсовой подготовки, профориентационных служб и переподготовки кадров городского хозяйства, органов местного самоуправления, коммунальных служб на базе учреждений системы профессионального образования г.Москвы;
- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в городских учреждениях начального и среднего профессионального образования.
5) Взаимодействие системы профессионального образования с общеобразовательной школой: