ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 1997 года N 318
О состоянии и развитии профессионального образования в Москве
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 839-ПП
____________________________________________________________________
Правительство Москвы отмечает, что Комитетом образования, его окружными управлениями, учебными заведениями проводится работа по обеспечению прав молодежи на общедоступность и бесплатность профессионального образования.
В этих целях в городе действует 194 учреждения профессионального образования на 110 тыс.ученических мест.
Проходит процесс становления и развития новой профессионально-квалификационной структуры, усилено внимание к подготовке кадров для малого бизнеса, коммерческой деятельности, государственного администрирования.
Проводятся эксперименты по разработке инновационных направлений, созданию нормативно-правовой базы, открытию новых видов учебных заведений и внедрению вариативных образовательных программ.
Расширение образовательных функций учреждений профессионального образования позволило более рационально использовать учебные площади по назначению, привлечь московскую молодежь на обучение с учетом их индивидуальных запросов и закрыть нишу, образовавшуюся в результате невостребованности ученических мест бывшими базовыми предприятиями, в основном машиностроительного комплекса, энергетики, легкой и текстильной промышленности.
Работа с предприятиями-заказчиками кадров на прямых договорах обеспечивает гарантированное трудоустройство ежегодно более 30 тыс. выпускников.
В целях оказания целенаправленной социальной поддержки обучаемых в учреждениях профессионального образования из городского бюджета в 1996 году выделено 384,7 млрд.руб., в каникулярный период отдохнуло 13 тысяч учащихся, на что было израсходовано около 1 млрд. руб. По программам социальной адаптации в учреждениях профессионального образования обучается 1500 детей-сирот и инвалидов. На их материальное обеспечение из бюджета города было направлено 20,22 млрд.руб.
На поддержание учебно-материальной базы направляются средства, заработанные в ходе учебно-производственной деятельности.
Вместе с тем сегодняшнее профессиональное образование не в должной мере учитывает изменения в инфраструктуре города. Не сформированы взаимосвязи с административно-хозяйственными комплексами в вопросах подготовки кадров. В результате только 25% от общего объема занимают профессии и специальности для развивающихся сфер городского хозяйства. Большая часть профессий по-прежнему ориентирована на промышленность, подготовку кадров для предприятий государственного сектора, в основном федерального подчинения.
Кроме того, профессиональное образование не полностью использует свои возможности и резервы для профилактики подростковой преступности и сокращения безработицы в молодежной среде.
Процесс реформирования деятельности учебных заведений начального профессионального образования сдерживается из-за отнесения их основных фондов к федеральной собственности.
В административных округах медленно происходит процесс адаптации переданной сети учреждений к потребности в кадрах муниципальных хозяйств.
За последние годы усилился отток инженерно-педагогических кадров, особенно мастеров производственного обучения из учреждений профессионального образования.
Слабо используются возможности Московского городского педагогического университета в организации инженерно-педагогических факультетов на имеющихся площадях учреждений профессионального образования для повышения квалификации и переподготовки кадров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения системы профессионального образования.
В целях сохранения потенциала профессионального образования в г.Москве, обеспечивающего эффективное кадровое сопровождение проводимых экономических и социальных реформ и преобразований, проведения активной молодежной политики, создания предпосылок более тесного взаимодействия органов исполнительной власти города Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Межведомственную программу "Развитие профессионального образования на 1997-1998 годы" (приложение 1).
2. Образовать Межведомственный совет при правительстве Москвы по координации выполнения Программы под руководством заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А. Утвердить состав и Положение о нем (приложение 2).
3. Межведомственному совету обеспечить координацию мероприятий Программы "Развитие профессионального образования на 1997-1998 годы" с мероприятиями других отраслевых и целевых городских и территориальных программ.
4. Департаментам, комитетам и управлениям правительства Москвы, префектам административных округов обеспечить в установленные сроки реализацию мероприятий, предусмотренных Программой и настоящим постановлением.
5. Комитету образования совместно с префектами административных округов до 1 сентября текущего года разработать региональные программы развития профессионального образования.
6. Комитету образования совместно с комитетами труда и занятости, по делам семьи и молодежи до конца 1997 года разработать и представить правительству Москвы на утверждение нормативные документы:
- "Положение о детско-взрослом предприятии";
- "Положение об образовательно-промышленной группе";
- "Положение о центре социально-трудовой адаптации";
- "Положение об учебно-деловом центре";
- "Положение о межшкольном учебном комбинате";
- "Положение о временной занятости несовершеннолетних";
- "Положение об общественных работах".
7. Департаменту науки и промышленной политики внести предложения Комитету образования до 01.03.98 по изменению содержания и объемов подготовки кадров для индустрии города.
8. Комитету образования совместно с Палатой ремесел до 1 июля 1997 года определить учреждения профессионального образования по подготовке ремесленников различного профиля. Комитету труда и занятости оказать инвестиционную поддержку в создании учебно-предпринимательских центров молодежи.
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту продовольственных ресурсов оказать содействие в сертификации продукции, выпускаемой учебно-производственными мастерскими учреждений профессионального образования.
10. Московскому городскому комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов подготовить предложения Комитету образования по подготовке специалистов для экологических служб города до 01.01.98.
11. Комитету образования, Москомимуществу в двухмесячный срок подготовить предложения Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации о передаче имущества учреждений начального профессионального образования (пакетов акций) из федеральной собственности в собственность Москвы как субъекта Федерации.
12. Комитету образования открыть с 1 сентября текущего года инженерно-педагогический факультет или филиалы Московского городского педагогического университета для подготовки и переподготовки инженерно-педагогических кадров системы профессионального образования на имеющихся свободных площадях учреждений начального и среднего профессионального образования.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
правительства Москвы
от 6 мая 1997 года N 318
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Развитие профессионального образования на 1997 - 1998 годы"
Настоящая Программа разработана как основа формирования реальной молодежной политики средствами профессионального образования. Период реформирования системы профессионального образования за время действия Закона Российской Федерации "Об образовании" позволил накопить значительный опыт в развитии системы, анализ которого дает основание для внесения корректив в стратегию и тактику реформы, формирование основных положений структурно-содержательных преобразований в системе.
Управление Программой создаст предпосылки более тесного взаимодействия органов исполнительной власти в г.Москве, а также общественных и других организаций, заинтересованных в реализации Программы.
В настоящее время разработаны и реализуются ряд городских программ развития экономики города, имеющих образовательную составляющую. Наиболее значимыми являются следующие городские программы:
- содействие занятости населения;
- безопасность Москвы;
- преобразование г.Москвы к 2005 году в крупнейший международный туристский центр;
- создание и развитие объектов малого предпринимательства;
- информатизация отраслей городского хозяйства;
- медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов г.Москвы;
- поддержка предприятий легкой и автомобильной промышленности;
- оздоровление окружающей среды.
Разрабатывается программа "Поддержка предприятий машиностроения и оборонного комплекса".
Механизм координации деятельности по кадровому обеспечению городских программ - это заключение двусторонних соглашений Комитета образования и соответствующих субъектов управления программами.
В период реформ закономерно обостряются противоречия во всех сферах общественной жизни, но особенно они отражаются на сфере образования и, как следствие, на подростках и молодежи. Отсутствие освоенных социо-культурных технологий адаптации подростков и молодежи к экономической действительности влечет за собой увеличение безработицы в молодежной среде, рост подростковой преступности, снижение общего культурного уровня поколения, которое в недалеком будущем будет определять развитие страны.
Проблематика активной социальной адаптации определяется взаимодействием, как минимум, двух системообразующих факторов:
- наличием системы профессионального образования, обеспечивающей готовность подростков к вступлению в профессиональную деятельность;
- производственной и городской инфраструктурой, нуждающейся в молодых специалистах.
В настоящее время разрушены существовавшие между образовательными учреждениями и предприятиями учебно-производственные связи, система трудоустройства молодых специалистов.
В этом контексте сфера профессионального образования выступает как способ возвращения целостности образовательно-экономического комплекса города и становится приоритетной в общей образовательной политике. Иными словами, вовлечение всей производственной инфраструктуры города в профессиональное образование, привлечение к этой сфере основного внимания и ресурсов позволяют рассматривать профессиональное образование как часть стратегии городской политики.
Целью реализации Программы является формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для развития профессионального образования, активной социально-трудовой адаптации, предпринимательства и самозанятости молодежи Москвы.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- модернизация системы профессионального образования в направлении оперативного реагирования и упреждающей подготовки кадров для инфраструктуры городского хозяйства Москвы;
- формирование законодательно-нормативной базы по вопросам профессионального образования, временной занятости и предпринимательской деятельности молодежи;
- формирование единой городской политики в области безработицы, социально-трудовой адаптации молодежи, развития подростковых производств;
- создание необходимых условий для поддержки предпринимательской деятельности молодежи;
- создание условий для реабилитации социально незащищенных слоев молодежи.
Программа включает в себя пакет подпрограмм, обеспечивающих развитие приоритетных направлений.
--------------------------------------------------------------------------+
N ¦Направления ¦Организа-¦Объем финансиро-¦Источники ¦Взаимодейст- ¦
п/п¦реализации ¦торы ¦вания (млн.руб.)¦финансиро-¦вие с адми- ¦
¦Программы ¦ +----------------¦вания ¦нистративны- ¦
¦ ¦ ¦1997 г.¦1998 г. ¦ ¦ми округами ¦
--------------------------------------------------------------------------+
I. Поддержка развития малого бизнеса и предпринимательства
1.1 "Ремесленничество"
Разработка перечня КО, 500,0 500,0 Бюджетные Окружные
ремесленных профес- средства управления
сий и их содержания ДПиРМП - - на образо- труда и за-
вание МКО. нятости.
Фонд
Палаты
Ремесел
г.Москвы
Создание образцовых КО, 2300,0 1700,0 Фонд заня- Определение
ремесленных произ- КТиЗ тости на- потребности
водств: селения в ремеслен-
ных профес-
сиях
- хлебовыпечки и 1200,0 600,0 Юго-Восточ-
мясопереработки ный округ,
Центр ремес-
ленников пи-
щевых произ-
водств
- реставрации жилья 300,0 300,0 Северный ок-
руг, Колледж
архитектуры
и строитель-
ных искусств
- автосервиса 300,0 300,0 Южный округ,
Учебно-про-
изводствен-
ный комплекс
- ручного текстиля, 500,0 500,0 Лицей худо-
портновского дела жественного
текстиля
1.2 "Профессиональное образование и потребительский рынок"
Создание ученичес- КО, 300,0 200,0 Фонд заня- Западный ок-
кого торгового до- ДПРиУ тости на- руг, Лицей
ма как базы учеб- селения экономики и
ной практики буду- управления.
щих специалистов Окружные уп-
коммерческой сферы. равления об-
Маркетинговые иссле- разования. Со-
дования потребитель- вершенствова-
ского рынка. ние номенкла-
Организация выста- туры и качест-
вок-распродаж продук- ва изделий, вы-
ции учебно-производ- пускаемых
ственной деятельности учащимися
учащихся
1.3 "Молодежный бизнес-инкубатор"
Создание учебно-де- КТиЗ, 1027,3 710,6 Фонд заня- Окружные уп-
ловых центров и про- тости на- равления обра-
изводственных фирм селения. зования, тру-
из числа учащихся. МГФМ, 15,0 - Московс- да и занято-
Оказание поддержки Лига кий го- сти. Созда-
выпускникам на пер- "Апрель" родской ние учебно-
вом этапе вхождения МЦТЗМ фонд мо- деловых цент-
в рынок труда, кон- "Перспек- лодежи ров на базе
сультационное и бух- тива", профессио-
галтерское сопровож- МТПП нальных учи-
дение лищ
II. Кадровое обеспечение развивающихся сфер городского хозяйства
2.1 "Государственная служба"
Разработка содержа- КО 1500,0 1500,0 Фонд заня- Префектуры
ния и методическо- тости на- администра-
го обеспечения под- селения тивных ок-
готовки младшего ругов.
персонала для сис- Определение
темы государствен- потребности
ной и муниципаль- в кадрах
ной службы:
- государственного Северо-За-
администрирования 600,0 600,0 падный округ,
Колледж госу-
дарственной
службы
- социальной работы 300,0 300,0 Северо-Вос-
точный ок-
руг, Колледж
социальных
работников
- налоговой службы 300,0 300,0 Колледж уп-
равления и
права
- налоговой службы 300,0 300,0 Центральный
округ,
Коммерческо-
банковский
колледж
- социальной адап- КДСиМ 100,0 120,0 Школа биз- Северо-Вос-
тации неса моло- точный ок-
дежи руг
2.2 "Экологическая безопасность"
Создание учебно- КО, 350,0 350,0 Фонд заня- Юго-Восточ-
экспериментальной Моском- тости на- ное окруж-
лаборатории и цент- природа, селения ное управле-
ра проведения мо- МНЭПУ ние образо-
ниторинга экологи- ния, Экологи-
ческой безопасно- ческий лицей.
сти Префектуры:
Определение
потребности
экологичес-
ких служб
в кадрах
2.3 "Туризм и гостиничное хозяйство"
Создание сети учреж- КО, 2150,0 2150,0 Фонд заня-
дений для подготов- ГАО тости на-
ки кадров: "Моск- селения
ва",
КТиЗ
на основе перепро- Юго-Западное
профилирования окружное уп-
невостребованных равление об-
ученических мест; разования,
300,0 300,0 ПУ N 2
300,0 300,0 ПУ N 186
создания новых учени-
ческих мест; 250,0 250,0 Восточный
округ, техно-
логический
лицей "Ко-
лосс"
1000,0 1000,0 Южный округ,
Колледж "Ца-
рицыно"
300,0 300,0 Северо-Вос-
точный округ,
Колледж уп-
равления и
права
открытия кол- 650,0 800,0 Центральный
леджа по подготовке округ, благо-
специалистов детского и творитель-
подросткового туризма ный фонд "По-
мощь детям"
2.4 "Издательское дело"
Проектирование мат- АО "Мос- Центральное
рицы профессий и ковс- окружное уп-
профессиональных кий равление об-
модулей издатель- учеб- разования,
ской сферы на ос- ник" УВК "Изда-
новании нового пред- тельское
ставления о системе дело"
издательской деятель-
ности. Книгоиздание
для профессиональ-
ного образования
2.5 "Питание"
Разработка методики
и программы подгото- КО 780,0 - АО "Москов- Юго-Восточ-
ки и переподготовки ДРПиУ ский коми- ный округ,
специалистов для сис- тет по на- Центр ремес-
темы школьного и об- уке и тех- ленников пи-
щественного питания нологиям " щевых произ-
и создание базы учеб- водств.
ного процесса Все округа.
Внедрение
модели обра-
зовательно-
промышленно-
го комплекса
"Питание"
2.6 "Дизайн"
Разработка содержа- КО 3437,5 3500,0 Международ- Северо-Вос-
ния среднего про- ГАБУ ная органи- точный ок-
фессионального об- зация ре- руг, Техно-
разования по специ- месленников логический
альности дизайнер труда(ОРТ) колледж
дизайна
2.7 "Научно-методическое обеспечение новых специализаций"
Разработка пакета КО,
учебно-программной МАРО 480,0 - АО "Москов-
документации для экс- ский коми-
периментальных уч- тет по на-
реждений среднего уке и тех-
профессионального нологиям"
образования
2.8 "Поддержка автомобильной промышленности"
Целевая подготовка КО 1000,0 1000,0 Бюджетные Южное окруж-
рабочих и специалис- средства ное управле-
тов по 16 професси- на образо- ние труда и
ям для АМО "ЗИЛ" вание КО занятости,
Колледж
"АМО ЗИЛ"
III. Адаптация молодежи к условиям рынка труда
3.1 "Маркетинг профессионального образования и молодежного рынка
труда"
Разработка и внедре- КТиЗ 578,0 170,0 Фонд заня- Северный ок-
ние образовательного тости на- руг, Управле-
механизма,обеспечиваю- селения ния образова-
щего оптимальное вза- ния, труда и
имодействие системы КО 44,8 96,0 Бюджетные занятости,
профессионального об- средства Центр марке-
разования с производ- на образо- тинга профес-
ственной инфраструк- вание КО сионального
турой в целях обеспе- образования
чения сбалансирован- и молодежного
ности потребностей и рынка труда.
гарантированного тру- Префектуры
доустройства выпуск- всех админис-
ников. Разработка ре- тративных ок-
комендаций по состав- ругов.
лению региональных Внедрение ме-
(окружных) программ ханизма мар-
развития профессио- кетинга и
нального образования разработка
программ
3.2 "Временная занятость несовершеннолетних"
Создание новых под- МГФМ 1018,7 523,0 Московс- Окружные уп-
ростковых произ- кий город- равления тру-
водств в приоритет- ской фонд да и занято-
ных для городского молодежи сти.
хозяйства отраслях Определение
и предоставление ра- мест дислока-
бочих мест времен- ции
но незанятой молоде
жи