Плата за наем муниципального жилья, в соответствии с государственной политикой в жилищно-коммунальном хозяйстве, в настоящее время введена в структуру платежей населения во многих городах России. Такая структура платежей населения закреплена в целом ряде федеральных документов (Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения").
Экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника жилищного фонда на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договорам найма; юридическое содержание - в оплате права пользования жилым помещением. Плата за наем включается в структуру ежемесячных платежей граждан за жилье, в виде отдельного платежа, который не относится к платежам, взимаемым за жилищные или коммунальные услуги. Средства, собранные в виде платы за наем муниципального жилья, являются доходом собственника и должны направляться, с учетом условий реформирования системы финансирования жилья, на цели модернизации, реновации жилищного фонда, решения проблемы ликвидации ветхого жилья и реконструкции районов его средоточения.
Плата за наем жилых помещений в домах государственного муниципального жилищного фонда в Москве введена еще в 1994 году. Однако, размер ставки платы за наем в Москве, которая до августа 2001 года в среднем составляет 1 копейку за 1 кв.м в месяц, являлся самым низким в России и не отвечал экономическому смыслу этого платежа. Очевидно также, что в таком размере взимание платы за наем никак не влияет на дифференциацию оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения.
Идеология дифференциации ставок платы за наем состоит в том, что наниматели жилья, обладающего наихудшими потребительскими качествами, должны платить меньше, или вовсе не платить за наем жилья, в то же время, те семьи, которые проживают в государственном, муниципальном жилье лучшего качества, обладают преимуществом, которое они и оплачивают.
Реально рынок жилья в Москве давно и точно учитывает параметры качества жилья в стоимости арендных платежей. Оборот жилой недвижимости в Москве весьма активен, и сложившаяся дифференциация жилья в зависимости от местоположения и типа дома очевидна как на рынке продаж, так и коммерческой аренды жилищного фонда. В этой связи вряд ли можно считать оправданным использование низкой ставки платежей за пользование государственными, муниципальными жилыми помещениями, составляющими значительную долю всего жилищного фонда на территории Москвы.