Недействующий

О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве и перспективах ее развития (с изменениями на 19 сентября 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 16.01.2007 N 17-ПП)

Политика оплаты жилищных и коммунальных услуг

Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг


В настоящее время политика оплаты жилищных и коммунальных услуг формируется в г.Москве совместно органами законодательной и исполнительной власти. Пересмотр уровня оплаты за пользование жилыми помещениями тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления согласовываются Московской городской Думой и утверждаются Мэром Москвы.

Практика других городов России показывает, что в такой ситуации, когда назначение ставок оплаты жилищных услуг населением зависит и от исполнительной, и от законодательной власти, оно приобретает сугубо политический характер. Во-первых, вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг населением может использоваться в политических "играх" между администрацией и депутатами, что приводит к обострению разногласий между ними. Во-вторых, рассматривая население как электорат, оба уровня власти относят повышение ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг к непопулярным мерам и создают "двойной барьер" на пути таких решений.

Следует отметить, что в Москве и ранее вопрос о повышении степени участия населения в оплате расходов на жилищно-коммунальные услуги не был популярным. При установленном федеральном стандарте доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в 70% на 2000 год и 80% на 2001 год, наниматели муниципального жилья в Москве сегодня оплачивают 42,4% от плановой стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для Москвы на 2001 год, составляет 13,7 рублей за 1 кв. м. в месяц, в то же время стоимость жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по плановым затратам, составляет 21,74 рублей за 1 кв. м. в месяц, то есть, более чем в полтора раза выше федерального стандарта.

Величина оплаты жилищно-коммунальных услуг в "стандартной квартире" (квартира площадью 54 кв. м., в которой проживают три человека) в Москве в конце 2000 года составляла 417 рублей, а после повышения ставок оплаты практически всех видов коммунальных услуг и вывоза ТБО с апреля 2001 года эта величина приближается к 500 рублям. Это очень высокий показатель. В европейской части страны среди административных центров субъектов Российской Федерации более дорогим с этой точки зрения является лишь Мурманск. В то же время следует учитывать, что по уровню доходов на душу населения Москва находится в наиболее благополучном положении не только в европейской части, но и во всей России.

Однако, на протяжении последних лет рост жилищно-коммунальных платежей населения был связан, в основном, с коммунальными услугами. Ставки оплаты услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации только в период с начала 2000 года до 1 мая 2001 года менялись три раза, в то время как ставки оплаты услуг по содержанию и ремонту домов остаются неизменными с 1994 года. Размер ставки оплаты жилья за содержание и ремонт дома в домах со всеми удобствами составляет 30 копеек за 1 кв. м. в месяц, что сегодня является наиболее низкой ставкой среди административных центров субъектов Российской Федерации.

В структуре ставок на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения услуге по содержанию и ремонту жилищного фонда отведено только 3%, тогда как наибольшую долю составляет отопление и горячее водоснабжение - почти 60%.

В настоящее время населением оплачивается 42,4% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, в первую очередь население оплачивает сектор естественных локальных монополий, либо потенциально наиболее прибыльные отрасли (вывоз ТБО). В результате, поступающие от населения "живые деньги" в первую очередь направляются в отрасли, где определение оптимальной стоимости услуг возможно только путем сложной и до конца не отработанной процедуры регулирования тарифов естественных локальных монополий. И наоборот, отрасли, где определение оптимальной цены услуги возможно на основе конкурса (жилищная услуга), практически полностью зависят от бюджетных дотаций.

До настоящего времени в Москве не введена оплата капитального ремонта, хотя это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения". Капитальный ремонт полностью дотируется за счет бюджета города. В частности, если в бюджете Москвы 1998 года по статье "капитальный ремонт жилищного фонда" было выделено почти 3,1 млрд. руб., в бюджете 1999 года - менее 1,61 млрд. руб. С 2000 года бюджетное финансирование расходов на капитальный ремонт жилищного фонда увеличено до 4,9млрд. руб. и с учетом средств инвесторов и целевых бюджетных фондов префектур и районов составило 5,9 млрд. руб. В 2001 году планируется затратить на капитальный ремонт 6,2 млрд. руб.