Предварительный контроль Палатой осуществлялся при проведении экспертизы проекта Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2001 год", проектов правовых актов по бюджетному законодательству Москвы и других нормативных правовых актов города Москвы, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета, или влияющих на формирование бюджета города Москвы или расходование его средств.
1. На основе проведенного анализа представленного проекта Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2001 год" было подготовлено и направлено в Московскую городскую Думу заключение, в котором Палата отмечала, что:
1.1. Органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации располагают необходимыми средствами для финансового обеспечения функций государства в соответствии с действующим законодательством, в том числе для погашения и обслуживания долговых обязательств города Москвы.
1.2. В проекте не нашли отражение следующие источники доходов городского бюджета: единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций.
1.3. Занижен объем поступления налога на имущество физических лиц.
1.4. Значительно недооценены поступления от использования имущества, находящегося в государственной или городской муниципальной собственности.
1.5. Не обеспечивается в необходимом объеме бюджетное финансирование ряда направлений, например: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.
1.6. Не выделены отдельной строкой расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
1.7. Правовое, методическое и информационное обеспечение бюджетного процесса в Москве находится на низком уровне и нуждается в существенном улучшении.
Палатой были выработаны соответствующие предложения и рекомендации.
2. Палатой отмечалось, что при внесении в Московскую городскую Думу проектов законодательных актов города Москвы о льготах не прогнозировались последствия введения в действие законодательных актов.
При этом отсутствовали:
технико-экономическое обоснование;
расчет, определяющий, какое количество налогоплательщиков может воспользоваться этими льготами и какие объемы финансовых ресурсов будут изъяты из бюджета в результате введения новых льгот;
заключения Департамента финансов города Москвы и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве.
3. Проведя экспертизу проекта Закона города Москвы "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках через стационарные и нестационарные торговые места", Палата обращала внимание на указание значений базовой доходности и корректирующих коэффициентов базовой доходности в зависимости от ассортимента реализуемой продукции и качества занимаемого торгового места, разработанных на основе обследования торговых точек на рынках города Москвы. К проекту вышеуказанного закона не были представлены не только расчеты, но и методики расчетов, а также исходные данные с указанием источников, на основе которых можно было бы подтвердить обоснованность предложенных в проекте количественных величин.
4. Палатой были подготовлены заключения на проекты постановлений Московской городской Думы об утверждении следующих целевых программ, финансируемых за счет средств предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы:
развития образования на 2000 год;
развития социального обеспечения на 2000 год;
развития физической культуры и спорта на 2000 год;
развития здравоохранения на 2000 год;
по улучшению экологической обстановки в городе Москве на 2000 год.
5. Палатой были подготовлены заключения на ряд проектов законодательных актов города Москвы, в том числе на проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов:
обязательного медицинского страхования в городе Москве на 2001 год;
занятости населения города Москвы на 2000 год.
Отдельные рекомендации Палаты на стадии предварительного контроля находили практическое воплощение в поправках депутатов Московской городской Думы к законопроектам.
Значительная работа была проведена инспекциями Палаты по совершенствованию бюджетного законодательства Москвы и приведению его в соответствие c Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако принципиальные предложения Палаты не были поддержаны депутатами Московской городской Думы. Так при рассмотрении поправок к законопроекту "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы" не были учтены предложения Палаты по внесению изменений и дополнений в Закон города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе в Москве".