В результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий обнаружены нарушения бюджетного законодательства в расходовании бюджетных средств на сумму 11129516,7 тыс.рублей, в том числе израсходовано не по целевому назначению 2654432,5 тыс.рублей.
Кроме этого, были выявлены недостатки в организации бюджетного процесса, приведшие к тому, что:
израсходовано неэффективно 7058446,8 тыс.рублей и 70900,0 тыс. долларов США;
в бюджет города Москвы недополучено 3337623,8 тыс.рублей;
сумма причиненного убытка составляет 2066683 тыс.рублей;
в отчете об исполнении бюджета города Москвы в 1999 году не учтено 543705 тыс.рублей.
Всего выявлено нарушений и недостатков при осуществлении бюджетного процесса на сумму 24215045 тыс.рублей.
Выявленные по результатам проверки 25222,0 тыс.рублей, израсходованные Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве в первом полугодии 2000 года не по целевому назначению, были учтены Департаментом финансов города Москвы при исполнении бюджета города Москвы в IV квартале 2000 года путем уменьшения на вышеуказанную сумму плана финансирования Управления.
В целом по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий можно сделать следующие выводы.
В настоящее время законодательно не утверждены государственные минимальные социальные стандарты, представляющие собой государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации, нормы и нормативы материального, кадрового, технического и финансового обеспечения бюджетных организаций. При разработке проектов бюджетов используются, как правило, финансовые нормативы, определяемые исходя из достигнутого уровня за ряд лет и возможностей бюджета. При действующей системе бюджетного планирования ассигнования утверждаются в объемах, не обеспечивающих фактическую потребность учреждений.
Применяющаяся в настоящее время система планирования и финансирования городских программ нуждается в изменении с целью приведения планируемых затрат на выполнение мероприятий в соответствие с утвержденными бюджетными показателями.
При утверждении городских благотворительных программ не учитывается состояние материально-технической базы организации-исполнителя, а также ее опыт в привлечении средств на финансирование программ.
Нецелесообразно размещение средств городского бюджета в виде оказания финансовой помощи или взносов в уставные фонды организаций различных организационно-правовых форм.
Тарифная и дотационная политика нуждается в незамедлительном совершенствовании. Целесообразно рассмотреть возможность ускорения перехода от дотирования из городского бюджета разницы в тарифах на услуги в жилищно-коммунальной сфере к прямым субсидиям населению, что потенциально способно сэкономить бюджету города значительные средства. Установление порядка платы за фактически полученную энергию при установке приборов учета в ЦТП и в домах является реальной основой такого перехода. В сфере теплоэнергетики принятое Правительством Москвы 26 декабря 2000 года постановление N 1009 заложило основы изменения системы расчетов за полученное тепло. Кроме этого, необходимо проработать также вопросы структурных преобразований в данной области. ГУП "Мосгортепло" и ГУП "Теплоремонтналадка" выполняют одни и те же функции по транспортировке тепловой энергии от находящихся у них на балансе ЦТП до ввода в здания. Себестоимость транспортировки тепловой энергии у этих предприятий различна. Дотации, выделяемые ГУП "Мосгортепло" и ГУП "Теплоремонтналадка", в расчете на 1 Гкал также значительно различаются.
Департаментом финансов города Москвы не принимались меры по привлечению к ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций за расходование бюджетных средств не по целевому назначению.
Палата предлагает Московской городской Думе и Московской городской администрации:
1. В сфере совершенствования бюджетного законодательства:
1.1. Привести Закон города Москвы "О бюджетном процессе в Москве" в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1.2. В законе о бюджете предусматривать сумму поступлений по каждому источнику доходов на каждый квартал, после превышения которой можно говорить о появлении дополнительных доходов в бюджете и возможности их расходования, регламентируемого соответствующей статьей закона о бюджете.
1.3. Ввести в законодательство города Москвы следующую норму: "Контрольно-счетная палата Москвы по согласованию с Московской городской Думой осуществляет разработку, утверждение и введение форм обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности, необходимой Контрольно-счетной палате Москвы для контроля за исполнением городского бюджета" по аналогии со статьей 138 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", статьей 156 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьей 127 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", где указано: "Счетная палата Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой осуществляет разработку, утверждение и введение форм обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности, необходимой Счетной палате Российской Федерации для контроля за исполнением федерального бюджета".
1.4. Разработать нормативы финансовых затрат в расчете на единицу численности работников органов государственного управления, а также затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
1.5. Выйти с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации о принятии государственных социальных стандартов.
1.6. Принять решение об упразднении внебюджетных фондов (кроме государственных), установлении порядка передачи остатков денежных средств внебюджетных фондов по состоянию на 1 января 2001 года в бюджет города Москвы и зачислении в бюджет города Москвы поступлений во внебюджетные фонды в течение 2000-2001 годов, включая следующие источники:
долги организаций по краткосрочной финансовой поддержке;
средства внебюджетных фондов на депозите;
средства внебюджетных фондов, направленные на покупку государственных ценных бумаг и/или полученные от продажи государственных ценных бумаг, приобретенных за счет средств внебюджетных фондов.
1.7. Рассмотреть вопрос дальнейшего функционирования валютного фонда города Москвы в условиях действия Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.8. Внести изменения и дополнения в действующие Порядок организации конкурсов на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для городских нужд за счет бюджетных средств и положения о порядке формирования и использования Фонда продовольственных ресурсов Правительства Москвы, о Конкурсной финансовой комиссии, о рабочей группе Конкурсной финансовой комиссии в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.