Действующий

Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ в 2000 году

Последующий контроль


Последующий контроль Палата осуществляла при проведении контрольных мероприятий как по финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и по вопросам, связанным с зачислением, перечислением и расходованием средств городского бюджета и средств от продажи или использования государственной или городской муниципальной собственности, а также при проведении экспертиз законодательных актов города Москвы, утверждающих отчеты по формированию и расходованию финансовых ресурсов или других активов города Москвы за прошедший период.

В связи со спецификой последующего контроля проверки и обследования охватывали в основном период времени до 2000 года, лишь в некоторых случаях захватывался 2000 год, вплоть до октября 2000 года.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации в добавление к полномочиям, утвержденным Законом о Палате, Палата наделяется полномочиями осуществления внешней проверки отчета об исполнении закона о бюджете города Москвы на соответствующий год.

Реализация основной функции Палаты - "контроль за исполнением городского бюджета" была осуществлена при проведении следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

1. Внешняя проверка отчета об исполнении Закона города Москвы от 24 февраля 1999 года N 6 "О бюджете города Москвы на 1999 год" осуществлялась путем проведения комплексной проверки Департамента финансов города Москвы - органа, исполняющего бюджет города Москвы, в которой приняли участие все инспекторы аудиторских направлений. В ходе данной проверки было выявлено, что:

1.1. Между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджета города Москвы произведено перераспределение ассигнований на общую сумму 405741,0 тыс.рублей без согласования с Московской городской Думой.

1.2. Осуществлено расходование средств бюджета города Москвы на направления, не предусмотренные статьей 7 Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год". Общий объем финансирования по этим направлениям составил 2485197 тыс.рублей, из них из резервного фонда было израсходовано 1073781 тыс.рублей, на основании статьи 19 вышеуказанного закона - 727037 тыс.рублей.

1.3. Несмотря на то, что в 1999 году принимались результативные меры по сокращению кредиторской задолженности по услугам жилищно-коммунального хозяйства (на погашение кредиторской задолженности было направлено 1010000 тыс.рублей, в том числе за счет экономии плановых ассигнований - 137600 тыс.рублей и текущего финансирования из бюджета - 50500 тыс.рублей), тем не менее на 1 января 2000 года она составила 1000000 тыс.рублей. Из них задолженность, образованная в 1999 году, составила 221200 тыс.рублей, в том числе за счет выполнения объемов работ сверх установленного лимита - 80200 тыс.рублей; за счет необеспечения бюджетными ассигнованиями фактической потребности - 43300 тыс.рублей; за счет недофинансирования из фонда финансовых ресурсов административных округов - 51700 тыс.рублей. Недостаточное выделение бюджетных средств на содержание и эксплуатацию жилого фонда влечет за собой практически полное исключение планово-предупредительного ремонта и выполнение только текущих заявок, что в конечном итоге приводит к дальнейшему обветшанию жилищного фонда города Москвы.

1.4. Объем капитальных вложений по сравнению с объемом, утвержденным Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год", увеличился на 4442000 тыс.рублей. Несмотря на столь существенное увеличение ассигнований на инвестиционную программу Правительства Москвы, существенного увеличения объема ввода объектов не произошло. Вследствие чего 4442000 тыс.рублей было "распылено" по многочисленным объектам и использовано нерационально.

1.5. По состоянию на 1 января 2000 года остатки средств бюджета города Москвы составили 3324304 тыс.рублей и увеличились по сравнению с 1 января 1999 года на 401035 тыс.рублей, составив 3,8 процента от всех поступивших за 1999 год доходов бюджета. Ежемесячный остаток денежных средств на счетах бюджета города Москвы, держателем которых является Департамент финансов города Москвы, значительно превышал утвержденную оборотную кассовую наличность. Сумма оборотной кассовой наличности на 1999 год была утверждена Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год" в размере 400000 тыс.рублей. Наличие значительных остатков денежных средств на счетах бюджета при наличии кредиторской задолженности свидетельствует о нерациональном использовании средств бюджета.

1.6. Департамент финансов города Москвы перечислял бюджетные средства главным распорядителям бюджетных средств в большинстве случаев без указания в назначении платежа кода бюджетной классификации, определяющего (детализирующего) направление финансирования расходов по целевым статьям расходов бюджета, а в некоторых случаях не указывалась и отрасль, подлежащая финансированию главным распорядителем бюджетных средств. Так, например, бюджетные средства, предназначенные на финансирование капитальных вложений транспорта, перечислялись Управлению городского заказа в общей сумме средств, предназначающейся также на финансирование капитальных вложений предприятий топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств.

1.7. В показателях проекта Закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 1999 год" не была учтена сумма в размере 543589,0 тыс.рублей из расчетов в особом порядке с товарным наполнением, проведенных в 1999 году.

1.8. Сведения о поступлении средств от торгового сбора, отраженные в отчете об исполнении бюджета города за 1999 год, признаны недостоверными (занижены на 116 тыс.рублей).

1.9. Погашение задолженности перед бюджетом города по процентам за пользование бюджетными ссудами произведено путем передачи в собственность города имущественных прав предприятия-должника, что не предусмотрено действующими нормативными актами.

1.10. Средства, которые должны поступать в бюджет города Москвы по договорам, заключенным на выполнение научно-исследовательских работ на возвратной основе, и направляться на рефинансирование науки, в 1999 году в бюджет не поступали.

1.11. Не перечислены средства для расходования по целевому назначению в сумме 37927,9 тыс.рублей, полученные от продажи квартир по льготным ценам и по отдельным распоряжениям, в результате чего были недофинансированы расходы на строительство муниципального жилья на сумму 17748,0 тыс.рублей и на выдачу субсидий населению на сумму 20179,9 тыс.рублей.

1.12. Без разрешения Департамента финансов города Москвы Московское научно-производственное объединение "Радон", бюджетные ассигнования на содержание которого предусмотрены в разделе "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", в 1999 году привлекло кредитные ресурсы в сумме 48210,0 тыс.рублей. За обслуживание кредита было уплачено 28100,0 тыс.рублей, которые бюджетом не предусматривались.

1.13. Раздел "Прочие расходы" профинансирован на 688037,0 тыс.рублей сверх суммы, предусмотренной в Законе города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год".

1.14. В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 56н "Об утверждении методических указаний по внедрению инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов" Департамент финансов города Москвы перешел на новый план счетов, предусмотренный инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 15н, по состоянию не на 1 сентября 1999 года, а на 1 ноября 1999 года.

1.15. Департамент экономической политики и развития города Москвы в декабре 1999 года перечислил ОАО "Москапстрой" 1774900 тыс.рублей за выполненный объем работ, но не подтвержденный актами приемки. В январе 2000 года указанные средства ОАО "Москапстрой" распределил по объектам после получения актов, подтверждающих выполнение объемов работ за декабрь 1999 года. В течение одного месяца сумма в 1 774 900 тыс.рублей была использована неэффективно.

1.16. Договоры поручительства от 28 декабря 1998 года N П/У-313 и от 16 марта 1999 года N П/У-359 Департамента экономической политики и развития города Москвы за исполнение ОАО "Корпорация "Трансстрой" кредитных договоров от 28 декабря 1998 года N 162 и от 16 марта 1999 года N 185 со Сбербанком Российской Федерации на 450000 и 150000 тыс.рублей соответственно заключены в нарушение статьи 4 Закона города Москвы от 24 декабря 1997 года N 55 "О долговых обязательствах города Москвы". Кроме того, они не зарегистрированы Департаментом финансов города Москвы в Едином реестре долговых обязательств города Москвы.

2. Проведя экспертизу проекта Закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 1999 год", Палата обратила особое внимание на следующие факты:

2.1. Около 4000000 тыс.рублей бюджетных средств расходовались не в соответствии с Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год" (2900000 тыс.рублей дополнительных доходов и 1100000 тыс.рублей - "перераспределение ассигнований").

2.2. Чрезмерная концентрация средств на счетах бюджета в течение года (порядка 120 процентов от среднемесячных расходов бюджета).

2.3. В соответствии с Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 1999 год" доля расходов по разделам "Образование", "Культура и искусство", "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика" составила 41,76 процента. С введением в действие Законов города Москвы от 12 июля 1999 года N 27 и от 20 октября 1999 года N 35 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 февраля 1999 года N 6 "О бюджете города Москвы на 1999 год" была увеличена абсолютная величина расходов, направляемых на финансирование социальной сферы, но при этом их доля в процентном отношении уменьшилась и составила 37,88 процента от общей суммы расходов бюджета (без учета средств дорожного фонда).

3. Проверки рационального, эффективного и целевого расходования бюджетных средств, направляемых бюджетным учреждениям на их содержание или поддержку, выявили, что:

3.1. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве из средств, выделенных из бюджета города на укрепление материально-технической базы и социальную поддержку управления, 193048,4 тыс.рублей в 1999 году и 25222,0 тыс.рублей в первом полугодии 2000 года израсходовало не по целевому назначению.

3.2. Управление ГИБДД ГУВД города Москвы в 1999 году израсходовало бюджетных средств: 1063,9 тыс.рублей на закупку дорогостоящих мониторов без достаточного технико-экономического обоснования; 1249,6 тыс.рублей - не по целевому назначению.