Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2001 года N 459-ПП


Об основных направлениях совершенствования
организации дорожного движения в г.Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 15 сентября 2015 года N 588-ПП
____________________________________________________________________

В целях обеспечения целенаправленной деятельности московских городских органов управления, научно-исследовательских и проектных организаций в сфере организации дорожного движения в городе Москве и во исполнение пункта 5.1.1 постановления Правительства Москвы от 5 декабря 2000 года N 971 "О мерах по совершенствованию организации дорожного движения в городе Москве" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Основные направления совершенствования организации дорожного движения в городе Москве на период до 2020 года (приложение).

2. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы, ГУ г.Москвы "Центр организации дорожного движения Правительства Москвы", Москомархитектуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, ГУП "Государственная компания "Мосгортранс", Управлению ГИБДД ГУВД г.Москвы, Департаменту экономической политики и развития г.Москвы обеспечить разработку мероприятий и выполнение плановой, научно-исследовательской и проектной работы по организации дорожного движения с учетом положений Основных направлений совершенствования организации дорожного движения в городе Москве на перспективу до 2020 года.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 15 мая 2001 года N 459-ПП

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
совершенствования организации
дорожного движения в городе Москве на период до 2020 года

     

1. Цели и задачи настоящего документа

Условия дорожного движения в Москве характеризуются сложной дорожной обстановкой, снижением средних скоростей движения, участившимися предзаторовыми и заторовыми ситуациями, увеличением затрат времени пассажирами общественного пассажирского транспорта.

Основной причиной создавшейся ситуации является резкий рост городского автомобильного парка и повышение мобильности населения, не полностью компенсируемые принимаемыми мерами по совершенствованию управления дорожным движением и ростом дорожно-транспортной инфраструктуры.

Москва остро нуждается в интенсификации использования существующей улично-дорожной сети путем оптимизации дорожного движения современными средствами и методами, которые включают в себя комплекс мер управляющего правового, организационного и инженерно-технического воздействия на дорожное движение при соблюдении условий экологической безопасности.

Кроме того, интенсивное наращивание количественных показателей улично-дорожной сети, которая представляет собой основной фонд городского хозяйства, без соответствующей поддержки современными методами и средствами организации движения влечет за собой нерациональное использование этого фонда. Мировая практика свидетельствует, что оптимизация дорожного движения способна повысить пропускную способность улиц и магистралей на 20% при одновременном повышении степени безопасности движения на 10-15%.

Целью настоящих Основных направлений совершенствования организации дорожного движения в г.Москве (далее - Основные направления) является концептуальное формулирование требуемого уровня организации дорожного движения в г.Москве на краткосрочный (до 2005 года), среднесрочный (до 2010 года) и долгосрочный (до 2020 года) периоды.

Целевые установки позволят определить граничные условия, в рамках которых будет производиться вариантное планирование и реализация конкретных мероприятий по улучшению условий дорожного движения.

Задачей настоящего документа является определение основных путей достижения запланированного уровня состояния организации дорожного движения в г.Москве к концу каждого расчетного срока.

Механизмом реализации Основных направлений являются разработка и внедрение соответствующих целевых программ на каждый расчетный период как для города в целом, так и для отдельных транспортно-планировочных районов.

     

     

2. Основные критерии и принципы разработки
мероприятий по организации дорожного движения в г.Москве

Совершенствование организации дорожного движения базируется на комплексном подходе к проблеме, предусматривающем системную проработку всех составляющих аспектов: правовая база, организационные мероприятия, техническое обеспечение. Основной критерий - повышение экономической эффективности транспортного процесса, прямым образом связанной с минимизацией затрат времени на движение и величины пробега транспортных средств.

Минимизация названных параметров будет достигнута с учетом обеспечения требуемого уровня безопасности дорожного движения, экологической безопасности окружающей среды, а также архитектурно-градостроительных, социальных, историко-культурных факторов. При этом в таком городе, как Москва, количественные значения всех перечисленных факторов зависят от территориальных и временных признаков.

По территориальному признаку проблема совершенствования организации дорожного движения разделяется на три части: центральная часть города, включая Садовое кольцо, срединная зона - между Садовым и Третьим транспортным кольцами и остальная городская территория, включая МКАД.

Выделение центральной части города - общепринятая мировая практика, учитывая уникальную историческую и функциональную специфику этой территории и ее особую транспортную роль.

В Основных направлениях осуществляется дифференцированный подход к проработанности вопросов организации дорожного движения как по описываемым территориям, так и в отношении длительности прогнозируемых временных периодов. Причем если для центральной части города реальным для разработки планов является выделение трех составляющих: краткосрочный период - до полного ввода в эксплуатацию Третьего транспортного кольца, среднесрочный период - до 2010 года и долгосрочный период - расчетный срок Генерального плана г.Москвы, то для прочей территории города целесообразно ограничиться самыми общими стратегическими принципами совершенствования системы организации дорожного движения с ориентировочным распределением основных мероприятий по указанным трем расчетным периодам.

В Основных направлениях учитываются в первую очередь градостроительные перспективы и дорожно-строительная политика развития Москвы. В Генеральном плане развития Москвы предусмотрены существенные изменения функциональной организации города, в том числе связанные с перебазированием и ликвидацией ряда предприятий и организаций.

Программы совершенствования организации дорожного движения в обязательном порядке должны планироваться и реализовываться одновременно с наращиванием темпов дорожно-мостового строительства и с учетом сложившихся традиций и тенденций в развитии города, финансовых и технических возможностей.

Центральное ядро города

Многофункциональная загруженность центра города, несопоставимая по своей величине с загруженностью других зональных центров, обуславливает его высокую привлекательность для целевых поездок. Центр Москвы является самым мощным в городе районом притяжения транспортных потоков. Кроме того, в связи с исторически сложившейся в Москве радиально-кольцевой структурой улично-дорожной сети (с заметным преобладанием радиальной составляющей) центр города интенсивно используется транзитными транспортными потоками. Все это привело к тому, что центр города первым столкнулся с проблемами транспортных заторов и экологической безопасности.

В то же время социальная, экономическая, политическая и историческая значимость центра г.Москвы требует первоочередного принятия защитных мер против негативных последствий ускоренной автомобилизации общества.

Кардинальное решение проблем центра заключается в снижении его транспортной загрузки, т.е. уменьшении его роли в общегородской транспортной системе.

Это решение достигается при одновременном использовании мероприятий, направленных как на уменьшение привлекательности центра города в качестве пункта целевого назначения поездок, так и на сокращение транзитных транспортных потоков через центр города. К основным мероприятиям такого рода относятся:

- уменьшение притяжения транспортных потоков путем сокращения или запрещения строительства новых объектов финансово-деловой сферы, ограничения строительства торгово-обслуживающих объектов в пределах Садового кольца;

- реализация парковочной политики, выражающейся в строительстве многоярусных внеуличных паркингов при одновременной ликвидации неорганизованных автостоянок на проезжих частях улиц и упорядочении пользования организованными автостоянками;

- введение ограничений на въезд транспортных средств в центральную часть города;

- вывод из центральной части города ряда учреждений и организаций;

- ограничение числа улиц, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков, с одновременным обеспечением их максимальной пропускной способности;

- создание организационных и регулировочных препятствий для использования прочей улично-дорожной сети центра города транзитными транспортными потоками за счет введения режима "успокоенного движения"* на межмагистральных территориях и обеспечения приоритетного использования этих территорий пешеходным движением.

________________

* Режим "успокоенного движения" предусматривает введение пониженного предела скорости движения транспортных средств на определенной территории. Установление этого режима возможно путем введения зонального ограничения скорости движения.


Срединная и периферийная части города

Москва располагает крупномасштабными планами и программами перспективного дорожного строительства, в том числе увязанными со строительством и реконструкцией федеральной дорожной сети Московской области. Планируемые работы тем более требуют акцентирования внимания на создании научно обоснованной и эффективной общегородской системы организации дорожного движения. Проектирование и реализация системы требует наличия достаточно информативной базы данных о параметрах и условиях дорожного движения, а также соответствующего инструментария (нормативно-правового, инструктивно-методического и аппаратурно-технического) для принятия управленческих решений. Кроме того, необходим эффективный управленческий механизм для реализации принятых решений.

На сегодняшний день наиболее остро ощущается нехватка транспортных связей между различными городскими территориями. Недостаточная транспортная связанность территорий является причиной того, что по показателям эффективности транспортного процесса Москва сопоставима с городами линейной территориальной структуры.

Устранение этих недостатков позволит компенсировать ущерб дорожному движению в результате затрудненных транспортных связей через водные преграды (Москва-река, река Яуза, канал Москва-Волга, река Сходня и др. водотоки), а также разветвленную сеть железных дорог. Затрудненность связей объясняется низкой плотностью мостовых переходов, что вызывает значительные перепробеги транспортных потоков и дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть. Реализация программы строительства новых мостов и путепроводов, так же как и строительства и реконструкции магистральной УДС в связи с большими экономическими и временными затратами, должна выполняться в течение всего расчетного периода настоящих Основных направлений. Однако оперативное улучшение показателя связанности планировочных районов Москвы требует первоочередного внимания к схемам организации дорожного движения на общегородских радиальных магистралях, разрывающих поперечные транспортные связи и являющихся для них преградой, равноценной по сложности преодолению реки или железной дороги.

Приоритетными являются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие (в территориальном и функциональном аспектах) общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением. При этом она не будет ограничиваться оптимизацией светофорного регулирования, а возьмет на себя основную роль в оптимизации распределения транспортных потоков посредством системы информационно-указательных дорожных знаков направлений движения с переменной информацией. Ее роль в общегородской системе мониторинга транспортных потоков будет постоянно усиливаться.

Существенное внимание будет уделено организации дорожного движения на межмагистральных территориях с использованием широко распространенных в зарубежной практике зон "успокоенного движения", что способствует снижению дорожно-транспортного травматизма и увеличению экологической безопасности окружающей среды.

Качество системы организации дорожного движения и общий городской облик тесно связаны с ассортиментом используемых методов организации дорожного движения и качеством технических средств.

Необходимо более широкое применение в Москве таких широко распространенных в зарубежных городах методов, как обеспечение приоритетных условий движения наземного общественного пассажирского транспорта, "жилые зоны", автоматизированное перераспределение транспортных потоков в экстремальных условиях, упорядочение движения грузового автотранспорта, управление работой автостоянок с соответствующей информацией водителей о наличии свободных стояночных мест и др. Должен получить, наконец, положительное разрешение вопрос создания в городе современной системы информирования участников дорожного движения о направлениях и условиях движения по улично-дорожной сети. Должен завершиться процесс модернизации светофорного хозяйства с переходом на современное оборудование, оснащения улично-дорожной сети техническими средствами контроля за движением и сбора информации о параметрах транспортных потоков. В связи с этим, наряду с разработкой соответствующих мероприятий в рамках комплексных схем организации дорожного движения (КСОД), требуется дальнейшее развитие общегородской программы мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения на локальных участках с приоритетным вниманием к основным транспортным коридорам.

Остротой отличается проблема эксплуатации технических средств организации дорожного движения. Их постоянное поддержание (особенно светофорных объектов) в надлежащем эксплуатационном состоянии требует особого внимания.

     

     

3. Основные направления совершенствования
организации дорожного движения в краткосрочный период

3.1. Центральная часть города

Центральное городское ядро

Первоочередной задачей при совершенствовании организации дорожного движения в центральном городском ядре является организация пропуска транзитных транспортных потоков через его территорию. Транзитное движение характеризуется величиной около 20 тыс.транспортных единиц в час. Значительное снижение или полная ликвидация этого потока позволила бы решить транспортную проблему данной территории. Однако такое решение на сегодня невозможно, т.к. оно повлечет за собой значительную дополнительную загрузку и без того перегруженного Садового кольца.

Тем не менее общая стратегическая установка на снижение транспортной роли центральной части города должна постепенно реализовываться, начиная уже с краткосрочного периода.

В краткосрочный период в Москве будет осуществлен ряд проектов по развитию улично-дорожной сети, способствующих разгрузке центра города. Это, прежде всего, ввод в эксплуатацию участков Третьего транспортного кольца. Главной составляющей всего комплекса мер по совершенствованию организации дорожного движения в центре города остается развитие автоматизированной системы управления дорожным движением "СТАРТ" и выполнение программы локальных мероприятий. Это позволяет упорядочивать и постепенно ограничивать транзитное движение через центр. Мероприятия соответствующей направленности будут разработаны в рамках КСОД в центральной части г.Москвы с активным использованием имитационного моделирования на ЭВМ для выбора оптимального варианта.

Реализация общих целевых установок в краткосрочный период включает в себя:

1. Выполнение мероприятий по повышению пропускной способности магистральной улично-дорожной сети, предназначенной для пропуска транзитных транспортных потоков, и скорости сообщения транспортных потоков на этой сети. Это требование предполагает максимальное использование ширины проезжей части транзитными транспортными средствами, а потому отказ от размещения на проезжих частях данных магистралей автостоянок и приоритетных полос движения общественного пассажирского транспорта. На этих магистралях должна быть обеспечена эффективная координация работы светофорных объектов и выполнен ряд других мероприятий, в частности:

- уменьшение числа мест съезда (въезда) с магистральной на местную улично-дорожную сеть;

- уточнение задач, возлагаемых на систему "СТАРТ", в связи с изменениями характера распределения транспортных потоков в центральном городском ядре и завершение внедрения этой системы;

- оптимизация системы одностороннего движения как на магистральной, так и на прочей улично-дорожной сети;

2. Создание на межмагистральных территориях центрального городского ядра системы зонального ограничения движения транспортных средств. Эта система должна обеспечить межмагистральным территориям статус зоны "успокоенного движения". Система будет реализована за счет оптимальной комбинации различных по степени вводимых ограничений зональных методов организации дорожного движения: зоны с ограниченной скоростью движения транспортных средств, "жилые" зоны, пешеходные зоны (бестранспортные или с ограниченным доступом транспортных средств). При создании пешеходных зон будет попутно преследоваться цель создания физических преград для использования местной улично-дорожной сети транзитными транспортными потоками.

3. Полное запрещение неорганизованных стоянок транспортных средств на улично-дорожной сети центрального городского ядра, регулирование времени нахождения автомобилей на организованных стоянках.

Садовое кольцо

Количественная характеристика транспортных потоков на Садовом кольце в настоящее время выражается суммарной величиной интенсивности движения в 16100 автомобилей в час. Садовое кольцо является распределителем транспортных потоков. Существенное снижение его транспортной нагрузки достижимо путем уменьшения объема транзитного транспортного потока и уменьшением его роли как магистрали, обслуживающей центральное городское ядро.

Компенсировать повышение интенсивности движения в результате роста автомобилизации необходимо за счет:

а) введения в эксплуатацию участков Третьего транспортного кольца, строительства на Садовом кольце запланированных транспортных развязок и внеуличных пешеходных переходов;

б) уменьшения величины пробега транзитных транспортных средств по Садовому кольцу путем:

- оптимального управления распределением транспортных потоков в периферийной зоне Москвы с тем, чтобы транспортные средства поступали с периферии на Садовое кольцо в пункты, обеспечивающие их минимальный пробег по Садовому кольцу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»