Наименование | Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы, далее Программа. |
Основание для разработки | 1. Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 апреля 2000 года "О проекте программы "Молодежь Москвы". |
| 2. Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" постановление Правительства России от 27.12.2000 N 1015. |
Городской заказчик | Правительство Москвы |
Основные разработчики Программы | 1. Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. |
| 2. Рабочая группа Московской трехсторонней комиссии. |
| 3. Совет по делам молодежи при Правительстве Москвы. |
Цели: | - Обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека. |
| - Формирование условий, направленных на оздоровление и физическое развитие молодежи. |
| - Создание условий для профессиональной востребованности, занятости молодых кадров, развития предпринимательства в молодежной среде. |
| - Обеспечение адресной государственной помощи и социальной защиты наиболее нуждающимся молодым гражданам, молодой семье. |
| - Содействие развитию позитивных молодежных объединений, движений и инициатив. |
| - Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. |
| - Обеспечение развития системы социального воспитания и помощи, досуговых учреждений в административных округах и районах, создание окружных программ, реализующих интересы молодежи. |
| - Создание условий для развития нравственных и духовных личностных качеств молодых людей, поддержка талантливой молодежи. |
| - Развитие информационной инфраструктуры для молодежи. |
| - Совершенствование и развитие законодательной базы в сфере молодежной политики. |
Задачи: | Обеспечение социально-экономических условий и гарантий реализации молодежной политики: |
| - решение социально-экономических проблем молодежи, включая комплексную поддержку молодых семей; |
| - решение вопросов профессионального развития, самоопределения и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; |
| - обеспечение социальной поддержки молодежи, детских и молодежных общественных объединений; |
| - решение проблем консультирования молодежи по вопросам планирования семьи, решения семейных конфликтов, преодоления трудных жизненных ситуаций; |
| - содействие оздоровлению молодых людей, повышение уровня их физической культуры и спортивной активности; |
| - формирование условий профилактики здоровья молодежи, координация системы взаимодействия комитетов и ведомств по охране здоровья молодых москвичей. |
| Обеспечение культурных и информационных условий молодежной политики: |
| - создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников и молодежи, формирование и пропаганда положительного образа современного молодого человека; |
| - подготовка молодых людей к службе в армии; |
| - поддержка интеллектуального и образовательного уровня развития молодежи; |
| - поддержка художественного и научно-технического творчества молодежи; |
| - развитие массовых видов детского, студенческого и молодежно-семейного спорта, туризма и отдыха; |
| - создание межведомственной единой базы данных по использованию бюджетных средств, направленных на поддержку семей и молодежи, ведение уникальных досье социальных иждивенцев по получению социальных услуг (в сфере молодежной и семейной политики); |
| - организация на постоянно действующей основе мониторинговых исследований студенческой и молодежной среды; |
| - создание центров социальной информации и документации для молодежи. Обеспечение организационных условий и гарантий молодежной политики; |
| - организационное развитие системы управления, исполнения и контроля в сфере молодежной политики в городе; |
| - координация деятельности учреждений и ведомств городского подчинения в сфере городской молодежной политики; |
| - создание сети социальных центров для молодежи в административных округах города; |
| - разработка единых принципов построения подпрограмм деятельности государственных городских структур по Программе; |
| - создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях; |
| - расширение международных и межрегиональных обменов во всех сферах деятельности молодежи. |
| Обеспечение правовых условий и гарантий молодежной политики: |
| - обеспечение правовой защиты молодежи; |
| - разработка новых нормативных правовых актов; |
| - внесение изменений и дополнений в ранее принятые постановления с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений с участием молодежи; |
| - обеспечение правового просвещения; |
| - развитие системы ювенальной юстиции; |
| - повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении. |
Сроки реализации | 2001-2003 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитеты и департаменты Правительства Москвы: |
| 1. Комитет по делам семьи и молодежи |
| 2. Московский комитет образования |
| 3. Комитет здравоохранения |
| 4. Комитет социальной защиты населения |
| 5. Комитет по культуре |
| 6. Комитет физической культуры и спорта |
| 7. Комитет общественных и межрегиональных связей |
| 8. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации |
| 9. Департамент муниципального жилья и жилищной политики |
| 10. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства |
| 11. Департамент внешних связей |
| 12. Управление по делам наружной рекламы информации и оформления города. |
| Префекты административных округов |
| Районные Управы |
| Главное управление внутренних дел г.Москвы |
| Департамент Федеральной государственной службы занятости по городу Москве. |
| Неправительственные структуры: |
| - Московская федерация профсоюзов |
| - Московская конфедерация промышленников и предпринимателей |
| - Молодежные и детские общественные объединения, некоммерческие организации, благотворительные фонды. |
Источники финансирования | 1. Бюджет города Москвы, в том числе целевые бюджетные фонды административных округов и районов. |
| 2. Средства федерального бюджета. |
| 3. Привлеченные средства и инициативные источники, в т.ч. средства общественных и некоммерческих организаций. |
| 4. Средства предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы. |
| 5. Пожертвования населения. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы является среднесрочной программой и состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения Программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам. Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии текущих профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству городских властей и общественных организаций с молодыми москвичами в вопросах: |
| - улучшения динамики развития демографической ситуации в городе; |
| - повышения духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения; |
| - повышения уровня доходов молодежи и молодых семей; |
| - снижения уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи и студентов; |
| - улучшения социально-бытовых, образовательных и жилищных условий молодых москвичей, физического и социального здоровья; |
| - увеличения числа учреждений по работе с молодежью; |
| - повышения социальной активности молодежи; |
| - повышения общего образовательного и профессионального ценза и формирования трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; |
| - роста деловой активности и предприимчивости молодежи. |
Организация контроля за исполнением Программы | 1. Правительство Москвы - Комплекс социальной сферы. |
| 2. Комитет по делам семьи и молодежи. |
| 3. Совет по делам молодежи при Правительстве Москвы. |
| 4. Департамент финансов. |
Понятие "молодежная политика"
Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1075 "О первоочередных мерах в области молодежной политики" называет молодежную политику одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства и определяет ее как деятельность государства, осуществляемую в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества. Дополнительный аспект в понятие молодежная политика вводит Указ Президента РФ от 15.08.1997 N 890 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 годы.)". Полное и гармоничное определение молодежной политики содержится в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ" и Постановлении Правительства России от 27.12.2000 N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы.)". Она понимается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 дополняет определение молодежной политики с точки зрения основных целей, в которых она проводится: "Государственная молодежная политика выражает линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека".
Исходя из этих положений, Программа в своей основе строится на том, что молодежная политика:
- является частью общей социально-экономической политики РФ и города Москвы, при этом обладает статусом одного из приоритетных ее направлений;
- является объектом деятельности государства;
- основной целью имеет создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив;
- содействует обеспечению политического и культурного развития;
- формирует у молодых граждан патриотизм, уважение к истории, культуре Отечества и других народов;
- содействует обеспечению прав человека.
Объекты молодежной политики
Городская молодежная политика проводится в отношении:
- граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-ти летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-ти летнего возраста;
- молодежных и детских объединений.
Программа строится на приоритете этих социальных групп, однако, учитывая задачи адаптации молодежной политики к современным условиям, Программа заостряет внимание на необходимости четкого нормативного определения возрастных рамок категории "молодежь", более тщательной дифференциации объектов молодежной политики и точной адресности при законотворчестве, проводимых мероприятиях и направлении финансовых потоков.
Незавершенность существующего законодательства, отсутствие Федерального Закона "О молодежи", не позволяет в полной мере использовать ресурсы общества для полноценного социального воспитания подрастающего поколения, оказания ему действенной государственной помощи по созданию равных стартовых возможностей в процессе вступления в жизнь, устранить межведомственную раздробленность молодежных проблем, а также отстаивания уже существующих прав молодежи.
Субъекты молодежной политики
Основным документом, определяющим субъекты молодежной политики, как и при определении объектов, является Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ".
Молодежная политика проводится:
- государственными органами и должностными лицами;
- молодежными объединениями, их ассоциациями;
- молодыми гражданами.
Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.