Таблица 2.
Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010
(млн. долл. США)
Направление расходования средств | Объем затрат | Источник |
1 | 2 | 3 |
Развитие городской инфраструктуры до 2010 года | Бюджет | |
Инженерная инфраструктура | 75,3 | |
Транспортная инфраструктура, | 1290,0 | |
Автостоянки и подъезды к ним | 25,0 | |
Гостиницы | 275 | |
ВСЕГО из бюджета г.Москвы | 1665,3 | |
Гостиницы | 8600,0 | Инвесторы |
ВСЕГО по городской инфраструктуре | 10265,3 | |
Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения | 415 | Бюджет |
ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | 415 | |
ИТОГО | 10680,3 |
Общий объем затрат, не связанных непосредственно с проведением всемирной выставки ЭКСПО 2010, и направленных на развитие городской и транспортной инфраструктур равен 10,7 млрд. долл. Подавляющая (80%) часть из них приходится на коммерческих инвесторов и лишь 2080,3 млн. долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской Федерации.
Ниже дается расшифровка отдельных статей расходов.
1. Pазвитие инфраструктуры г.Москвы до 2010 года
Инженерная | Согласно данным [5,14] Постановлениям и Правительства Москвы запланированы работы на Черкизовской (в сумме 34 млн. долл.) и Измайловской (в сумме 28,3 млн. долл.) КНС, а также строительство отводящего канала от Люберецкой станции аэрации (8,6 млн. долл.) и очистного сооружения на Останкинском ручье (1,8 млн. долл.). |
Кроме того запланированы работы на водопроводных магистралях Северной водопроводной станции (2,6 млн. долл.) | |
Транспортная | Согласно ППМ N 700 до 2005 года должны быть завершены строительные работы на северном участке 3-го транспортногокольца Москвы, стоимость 475 млн. долл., реконструкция Ярославского шоссе - 100 млн. долл., строительство монорельсовой дороги между станциями |
______________ * Данные Управления транспорта и связи Управления координации экономической политики и контроля за ее реализацией, 15.02 2001 года N 4-31-3656/1 и НИИ генерального плана г.Москвы. | |
В период 2006-10 гг. в городских программах запланировано строительство ряда объектов, имеющих отношение к территории ВВЦ ориентировочно 500 млн. долл. | |
Гостиницы | Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года (Cм. [3]) содержит базовые цифры наращивания мощностей туристского комплекса, рассчитанные на предполагаемые потоки туристов*. В частности, запланировано строительство 28 тыс. гостиничных номеров |
______________ * В 2010 году (См. [3] с. 59) в Москве ожидается 5 млн. иностранных туристов, 18,6 млн. туристов из регионов России 26,7 млн. экскурсантов из Моск. области и близлежащих регионов. ** См. [3] с 64. *** См. [3] с. 64-65 и [5] | |
По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного обеспечения гостиничными площадями на период проведения ЭКСПО 2010 нужно дополнительно построить (или повысить классность до уровня 4-5 звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Затраты на это строительство оцениваются в 4,1 млрд. долларов, которые будут получены за счет привлечения инвесторов. | |
| Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) возможно использование гостиниц высшей категории, расположенных в ближнем Подмосковье. Это позволит существенно снизить затраты на гостиницы. |
Таким образом, согласно планам развития города Москвы, средства, направляемые на объекты и программы, не имеющие прямого отношения к проведению Всемирной выставки ЭКСПО 2010, составляют примерно 10,3 млрд. долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3 млн. долларов.
2. Расходы бюджета Российской Федерации
Развитие | Качественное обслуживание дополнительного потока туристов, которые посетят Москву в период работы ЭКСПО, требует улучшения существующих связей с основными международными аэропортами - Шереметьево, Внуково и Домодедово. Соответствующие затраты из расчета 80 км. дорог со стоимостью 5 млн. долл. за километр автодороги*, а с учетом подъездных путей и стоянок - 415 млн. долл. |
________________
| |
Итого, затраты бюджета Российской Федерации, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, составят 415 млн. долл. |
Предполагаемые источники финансирования
Следует отметить, что поступления от разных источников должны поступать в разное время. Так, очевидно, бюджетное финансирование строительства должно происходить за несколько лет до начала выставки, в то время как основная часть операционных расходов непосредственно в процессе ее проведения. В то же время незадолго до начала и во время проведения выставки поступит существенная часть доходов (от билетов, услуг посетителям и экспонентам), что позволит снять нагрузку на бюджет.
Согласно правилам МБВ, Правительство страны-организатора должно гарантировать, что необходимые для проведения ЭКСПО работы будут профинансированы. Поэтому общий объем гарантий Правительства Российской Федерации должен составить 2 млрд. долл., направляемых на затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО 2010.
Реальные затраты из федерального бюджета окажутся существенно меньше за счет использования средств из бюджета Москвы (0,7 млрд. долл.), поступлений операционных доходов, средств спонсоров и инвесторов, а также за счет возврата части инвестированных средств через налоговые платежи. По предварительным расчетам все реальные затраты федерального бюджета по завершении выставки ЭКСПО в той или иной форме возвратятся в казну.
В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источников финансирования.
Здесь отражены средства, привлекаемые для финансирования как работ, не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, так и прямых затрат на выставку.
Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем столбце приведены средства, которые останутся в собственности государства или города в капитализированном виде - как дороги, городская инфраструктура, выставочные павильоны и т.п. Большая часть из них заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО. В крайний правый столбец отнесена доля средств, привлеченных непосредственно для проведения выставки, которые не будут капитализированы (например, будут использованы для финансирования операционных расходов).