Недействующий

О Концепции проведения в г.Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.04.2012 N 132-ПП)

Таблица 2.


Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010
(млн. долл. США)

Направление расходования средств

Объем затрат

Источник
финансирования

1

2

3

Развитие городской инфраструктуры до 2010 года

Бюджет
г.Москвы

Инженерная инфраструктура

75,3

Транспортная инфраструктура,
в т.ч.

1290,0


Автостоянки и подъезды к ним

25,0

Гостиницы

275

ВСЕГО из бюджета г.Москвы

1665,3

Гостиницы

8600,0

Инвесторы

ВСЕГО по городской инфраструктуре

10265,3

Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения

415

Бюджет
РФ

ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

415


ИТОГО

10680,3


Общий объем затрат, не связанных непосредственно с проведением всемирной выставки ЭКСПО 2010, и направленных на развитие городской и транспортной инфраструктур равен 10,7 млрд. долл. Подавляющая (80%) часть из них приходится на коммерческих инвесторов и лишь 2080,3 млн. долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской Федерации.

Ниже дается расшифровка отдельных статей расходов.

1. Pазвитие инфраструктуры г.Москвы до 2010 года

Инженерная
инфраструктура
75,3 млн. долл.



Согласно данным [5,14] Постановлениям и Правительства Москвы запланированы работы на Черкизовской (в сумме 34 млн. долл.) и Измайловской (в сумме 28,3 млн. долл.) КНС, а также строительство отводящего канала от Люберецкой станции аэрации (8,6 млн. долл.) и очистного сооружения на Останкинском ручье (1,8 млн. долл.).



Кроме того запланированы работы на водопроводных магистралях Северной водопроводной станции (2,6 млн. долл.)

Транспортная
инфраструктура*
1290 млн. долл.





Согласно ППМ N 700 до 2005 года должны быть завершены строительные работы на северном участке 3-го транспортногокольца Москвы, стоимость 475 млн. долл., реконструкция Ярославского шоссе - 100 млн. долл., строительство монорельсовой дороги между станциями
метро "Тимирязевская" и "Ботанический сад" с заходом на территорию ВВЦ - 140 млн. долл., развитие дорожно-уличной сети СВАО - 50 млн. долл. и сети автостоянок - 25 млн. долл.

______________

* Данные Управления транспорта и связи Управления координации экономической политики и контроля за ее реализацией, 15.02 2001 года N 4-31-3656/1 и НИИ генерального плана г.Москвы.








В период 2006-10 гг. в городских программах запланировано строительство ряда объектов, имеющих отношение к территории ВВЦ ориентировочно 500 млн. долл.

Всего в планах реконструкции и развития транспортной инфраструктуры Москвы в 2001-10 гг. запланировано строительство объектов, включая объекты, имеющие отношение к ЭКСПО-2010 общей стоимостью на 1 290 млн. долл.

Гостиницы
275 млн. долл.
из бюджета Москвы,
8,6млрд.долл.
за счет инвесторов









Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года (Cм. [3]) содержит базовые цифры наращивания мощностей туристского комплекса, рассчитанные на предполагаемые потоки туристов*. В частности, запланировано строительство 28 тыс. гостиничных номеров
разного класса общей вместимостью 47 тыс. человек**.

Запланированная стоимость строительства новых гостиниц - 83,7 млрд. рублей (2,9 млрд. долл.) Реконструкция и повышение классности существующих - 1,6 млрд. долл. Основная часть затрат планируется за счет коммерческих инвесторов, но 275 млн. долл., направляемых в основном на разработку предпроектной документации и реконструкцию гостиниц, находящихся в собственности города, будет получена из бюджета Москвы***.

______________

* В 2010 году (См. [3] с. 59) в Москве ожидается 5 млн. иностранных туристов, 18,6 млн. туристов из регионов России 26,7 млн. экскурсантов из Моск. области и близлежащих регионов.

** См. [3] с 64.

     *** См. [3] с. 64-65 и [5]







По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного обеспечения гостиничными площадями на период проведения ЭКСПО 2010 нужно дополнительно построить (или повысить классность до уровня 4-5 звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Затраты на это строительство оцениваются в 4,1 млрд. долларов, которые будут получены за счет привлечения инвесторов.

  

Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) возможно использование гостиниц высшей категории, расположенных в ближнем Подмосковье. Это позволит существенно снизить затраты на гостиницы.

Таким образом, согласно планам развития города Москвы, средства, направляемые на объекты и программы, не имеющие прямого отношения к проведению Всемирной выставки ЭКСПО 2010, составляют примерно 10,3 млрд. долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3 млн. долларов.

2.  Расходы бюджета Российской Федерации

Развитие
транспортной
инфраструктуры
федерального
значения
415 млн. долл.

Качественное обслуживание дополнительного потока туристов, которые посетят Москву в период работы ЭКСПО, требует улучшения существующих связей с основными международными аэропортами - Шереметьево, Внуково и Домодедово. Соответствующие затраты из расчета 80 км. дорог со стоимостью 5 млн. долл. за километр автодороги*, а с учетом подъездных путей и стоянок - 415 млн. долл.

________________
     * Экспертная оценка специалистов МНИиП генплана г.Москвы.

  

     Итого, затраты бюджета Российской Федерации, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, составят 415 млн. долл.


Предполагаемые источники финансирования

Следует отметить, что поступления от разных источников должны поступать в разное время. Так, очевидно, бюджетное финансирование строительства должно происходить за несколько лет до начала выставки, в то время как основная часть операционных расходов непосредственно в процессе ее проведения. В то же время незадолго до начала и во время проведения выставки поступит существенная часть доходов (от билетов, услуг посетителям и экспонентам), что позволит снять нагрузку на бюджет.

Согласно правилам МБВ, Правительство страны-организатора должно гарантировать, что необходимые для проведения ЭКСПО работы будут профинансированы. Поэтому общий объем гарантий Правительства Российской Федерации должен составить 2 млрд. долл., направляемых на затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО 2010.

Реальные затраты из федерального бюджета окажутся существенно меньше за счет использования средств из бюджета Москвы (0,7 млрд. долл.), поступлений операционных доходов, средств спонсоров и инвесторов, а также за счет возврата части инвестированных средств через налоговые платежи. По предварительным расчетам все реальные затраты федерального бюджета по завершении выставки ЭКСПО в той или иной форме возвратятся в казну.

В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источников финансирования.

Здесь отражены средства, привлекаемые для финансирования как работ, не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, так и прямых затрат на выставку.

Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем столбце приведены средства, которые останутся в собственности государства или города в капитализированном виде - как дороги, городская инфраструктура, выставочные павильоны и т.п. Большая часть из них заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО. В крайний правый столбец отнесена доля средств, привлеченных непосредственно для проведения выставки, которые не будут капитализированы (например, будут использованы для финансирования операционных расходов).