от 27 ноября 2000 года N 30
О региональной целевой программе "Семья" на 2001-2003 годы
(с изменениями на 17 марта 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 24 мая 2011 года N 150
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2001 года N 139;
постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 113;
постановлением Правительства Ленинградской области от 17 марта 2003 года N 41.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей в Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить региональную целевую программу "Семья" на 2001-2003 годы (далее - программа).
2. Определить руководителем региональной целевой программы "Семья" на 2001-2003 годы председателя комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области Быстрову З.Н.
3. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при формировании областных бюджетов на 2001-2003 годы предусматривать необходимые средства для финансирования мероприятий по утвержденной программе.
4. Комитету финансов осуществлять финансирование программы в объемах, предусматриваемых областными бюджетами.
5. Комитету по труду и социальной защите населения Ленинградской области:
5.1. Обеспечить заключение договоров с главами муниципальных образований на выполнение мероприятий, предусмотренных региональной целевой программой "Семья" на 2001-2003 годы.
5.2. Обеспечить контроль за выполнением программы и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию. О ходе выполнения мероприятий программы информировать ежеквартально комитет по экономике и инвестициям и ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным, Правительство Ленинградской области.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Региональная целевая программа "Семья"
на 2001-2003 годы
(с изменениями на 17 марта 2003 года)
(с изменениями на 17 марта 2003 года)
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 марта 2003 года N 41 Паспорт региональной целевой программы "Семья" изменен в части мероприятий и средств, предусмотренных на 2003 год - см. приложение 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 17 марта 2003 года N 41.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 113 Паспорт региональной целевой программы "Семья" на 2002 год изменен - см. приложение 1 к постановлению Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 113.
____________________________________________________________________
Наименование программы | Региональная целевая программа "Семья" на 2001-2003 годы |
Основания для разработки программы | Федеральные законы: "О социальном обслуживании населения" от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ, "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
Период реализации программы | 2001-2003 годы |
Цель программы | Развитие и совершенствование системы социального обслуживания семей с детьми, формирование эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
Основные задачи, мероприятия программы | Создание сети учреждений социальной защиты семьи и детей: 17 центров (отделений) социальной помощи семье и детям, 13 специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, 6 кризисных центров (отделений) .для, женщин. |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на предстоящий (текущий) год, тыс.руб. | 6166,0 |
Объем финансовых ресурсов, освоенных в рамках программы за весь период ее действия (1997-1999 годы), тыс.руб. | Всего 20789,4, в том числе: |
Объем финансирования, необходимый для завершения программы (2001-2003 годы), тыс.руб. | Всего 18421,0, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Формирование эффективной системы социальной помощи семье и детям. |
Разработчик программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки программы | 2000 год |
Стоимость разработки программы |
|
Представитель заказчика программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Основной исполнитель программы | Комитет по труду, социальной защите населения Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Быстрова Зинаида Николаевна, председатель комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, телефон 225-26-40 |
Постановление об утверждении программы | Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2000 года N 30 |
Система организации контроля за выполнением программы | Комитет по труду и социальное защите населения Ленинградской области информирует о результатах выполнения программы ежеквартально, до 15 числа следующего за кварталом месяца, комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и ежегодно, до 25 января, Правительство Ленинградской области. |
В Ленинградской области проживает около 400 тысяч семей, в которых 398,4 тысячи детей. Число семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, растет. На 1 января 2000 года количество семей, нуждающихся в социальной поддержке, превысило 100 тысяч, в том числе: 11900 многодетных семей, 15524 семьи, потерявшие кормильца, 20165 семей одиноких матерей, 3470 семей с опекаемыми детьми, более 32 тысяч разведенных семей, более 15 тысяч семей, где родители не paботают.
Структура доходов и расходов семей с детьми показывает, что рост потребительских цен на товары и услуги значительно опережает рост доходов большинства семей. При этом в особо сложном положении оказались многодетные семьи, семьи с одним родителем.
Снижение уровня и качества жизни, возникающие психологические и физические нагрузки оказывают неблагоприятное воздействие на жизнеобеспечение, организацию быта, поддержание физического, душевного и морального здоровья семьи, воспитание детей.
При этом семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, требуется оказание материальной помощи, комплекс мер, направленных на поддержание семьи. Опыт работы показывает, что наиболее эффективно решение проблем семьи осуществляется через территориальные центры социальной помощи семье и детям. Деятельность центров позволяет оказывать комплекс социальных услуг в зависимости от потребностей той или иной семьи. Наличие в муниципальных образованиях таких учреждений позволяет строить их структуру в зависимости от социального заказа территории. Важным направлением в деятельности центров является работа с семьями, проживающими в удаленных волостях (через систему филиалов и выездных бригад), развитие психологической службы.
Новое направление - развитие кризисной службы. Анализ обращений на "телефоны доверия" в учреждениях социальной защиты показывает, что 25 процентов обращений детей, подростков, женщин связаны с проблемами насилия. В 1999 году при территориальных центрах социальной помощи семье и детям открыты социальная гостиница (г.Сосновый Бор), кризисное отделение для женщин (г.Тосно).
В течение последних лет на территории Ленинградской области продолжают формироваться традиции, направленные на укрепление социальных устоев семьи (организация мероприятий, посвященных международному Дню семьи, Дню защиты детей, Всероссийскому Дню матери, организация новогодних представлений для детей, нуждающихся в особой поддержке государства), что позволяет увеличить охват населения, участвующего в мероприятиях, привлечь внимание общественности к проблемам семьи, поднять значимость ее роли в жизни и развитии общества.
Одна из наиболее острых и болезненных проблем общества - детская безнадзорность.
Причины безнадзорности кроются в деформации ценностных ориентаций несовершеннолетних, разрыве связей с родителями, учителями, благополучными сверстниками, недостатке видов деятельности, необходимых для нормальной социализации ребенка: игр, познания, труда, общения. В итоге - бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали и противоправные действия. Все эти проявления сопровождаются серьезными нарушениями физического и психического здоровья несовершеннолетних.
К числу наиболее существенных причин, порождающих социальную дезадаптацию несовершеннолетних, следует отнести кризисные явления в семье: ее распад, асоциальный образ жизни родителей, падение материального, морального и нравственного уровня, распространение жестокого обращения родителей с детьми, криминализация среды проживания, рост преступности среди взрослых и многие другие.
На 1 июля 2000 года на учете в милиции состоит 5526 неблагополучных родителей, отрицательно влияющих на детей. За невыполнение родительских обязанностей более 6000 родителей привлечены в 2000 году к административной ответственности.
Растет социальное сиротство. Статистика, получаемая в ходе ежегодных месячников "Семья", подтверждает рост масштабов детской безнадзорности (в 1999 году - 3940 человек, в 2000 году - 6002 человека). За 6 месяцев 2000 года несовершеннолетними совершено 1797 преступлений, удельный вес подростковой преступности на 2,3 процента превышает среднероссийский показатель.
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на органы социальной защиты населения возложены задачи по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактическом работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и их родителей, создание и развитие сети специализированных учреждений для социальной реабилитации детей и подростков.
Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированные учреждения выполняют широкие социальные функции: защитную, профилактическую, оздоровительную, коррекционно-развивающую, восстановительную, компенсационную.
В настоящее время на территории Ленинградском области работает 10 специализированных учреждений для несовершеннолетних в структуре органов социальном защиты населения (в муниципальных образованиях Волховский район, Киришский район, Подпорожский район, Лужский район, Тихвинский район, Волосовский район, Выборгский район, Тосненский район, город Пикалево, город Вилхов). Вместе с тем существующая сеть муниципальных учреждений не гарантирует предоставления помощи всем нуждающимся детям, поскольку число мест на стационарах составляет 343, что в десять раз меньше числа безнадзорных несовершеннолетних, состоящих на учете. Слабая материальная база учреждений не всегда позволяет организовать полноценный комплексный реабилитационный процесс дезадаптированных детей.
Органами социальной защиты населения важное значение придается развитию системы семейных воспитательных групп с целью реализации приоритетного права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Учреждениями социальной защиты области устроено в семейные воспитательные группы более 50 детей (в Волховском, Киришском, Лужском, Выборгском и Подпорожском районах). Семейные воспитательные группы решают комплекс проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, берут на себя заботу об их здоровье, развитии и воспитании. Специалисты отмечают значительный прогресс в развитии личности ребенка, в усвоении социальных норм и правил, стабилизации эмоционального состояния и поведения. Наиболее позитивные результаты отмечаются у детей с отставанием в умственном развитии, у многих улучшается состояние эмоционально-волевой сферы.
Вместе с тем объективной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие системы семейных воспитательных групп, является недостаточность финансирования учреждений социальной защиты из бюджетов муниципальных образований.
Имеющаяся сеть учреждений социальной помощи семье и детям не удовлетворяет возрастающим потребностям населения в социальной поддержке. Сегодня каждое муниципальное образование обязано иметь в структуре органов социальной защиты населения учреждения социальной помощи семье и детям для организации комплексной социальной поддержки.
Решение вышеизложенных проблем требует высококвалифицированных кадров (психологов, семьеведов, социальных работников и др.) и наличия оснащенной базы учреждений.
План реализации мероприятий программы, информация о ее финансировании и номенклатура, количество товаров, необходимых для ее реализации, приведены в приложениях 1, 2 и 3 к программе.
Цели программы:
развитие и совершенствование системы социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в особой заботе государства;
формирование эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних в структуре органов социальной защиты населения.
Задачи, решение которых предусматривает программа:
- создание сети учреждений социального обслуживания семьи и детей: 17 центров (отделений) социальной помощи семье и детям, 13 специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, 6 кризисных центров (отделений) для женщин, расширение спектра предоставляемых услуг;
- развитие психологической помощи семье и детям (создание 10 отделений экстренной помощи по телефону);
- выявление семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении (создание 9 кабинетов социально-бытовой реабилитации, творческих и трудовых мастерских в учреждениях социальной защиты населения);
- развитие системы семейных воспитательных групп в структуре 10 учреждений социальной защиты населения;
- научно-методическое, информационное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке различных категорий семей с детьми;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров (20 человек ежегодно);
- укрепление материально-технической и реабилитационной базы учреждений (отделений) социальной защиты семьи и детей.
Реализация мероприятий региональной целевой программы "Семья" позволит развить сеть учреждений социальной помощи семье и детям, специализированные учреждения для несовершеннолетних, семейные воспитательные группы, расширить комплекс социальных услуг, улучшить материальную базу и обеспечение учреждений и в конечном итоге повысить уровень социальной защищенности семей с детьми.
Финансирование мероприятий региональной целевой программы "Семья" на 2001-2003 годы (подпрограммы "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности детей и подростков") осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, бюджетов муниципальных образований и других источников.
Региональная целевая программа "Семья" на 2001-2003 годы разработана комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области.