Приложение 3
Выбор приоритетных направлений Московской агропромышленной программы с учетом организации правильного питания населения
Развитие в регионах России сельскохозяйственных и перерабатывающих производств с использованием научного и промышленного потенциала Москвы должно привести к остановке деградации агропромышленного комплекса и росту производства отечественных продуктов питания. При этом важным условием развития является создание устойчивого рынка сбыта пищевой продукции, которым является Москва.
В настоящее время Правительством Москвы отработана система обеспечения города основными продуктами питания, ряд из которых (мясо и мясопродукты, растительное и животное масло) покупаются в значительных количествах за рубежом. В случае восстановления их производства в регионах России при конкурентоспособных ценах они, безусловно будут, закупаться Департаментом продовольственных ресурсов Правительства Москвы у отечественных производителей. При этом Правительство Москвы и администрации регионов должны обеспечивать содействие развитию сельскохозяйственного и перерабатывающего производства хозяйств и строгое соблюдение условий выполнения контрактов.
Важнейшим направлением совместных усилий в деле развития производства отечественных продуктов питания должна стать отработка и развитие системы приоритетных направлений восстановления и развития агропромышленного комплекса с учетом системы организации правильного питания населения.
При развитии агропромышленного производства в целях гарантированного решения продовольственной проблемы Москвы целесообразно изучить и применить на практике организацию питания в США и других развитых странах. При этом, безусловно, необходимо также руководствоваться научными рекомендациями Института питания РАМН РФ. За последние годы в развитых странах питание населения стало больше соответствовать научно обоснованным требованиям - особенно в отношении сокращения потребления соли, сахара, насыщенных жиров и увеличения потребления клетчатки. Меняется структура пищевого рациона. В США уделяют большое внимание вопросам правильного питания, публикуют рекомендации по основам рационального питания. Это привело к увеличению потребления растительных масел, зерновых и крупяных изделий, фруктов, свежих и замороженных овощей, замороженного картофеля, орехов. Американцы стали меньше употреблять мяса КРС, яиц, цельного молока, сливочного масла, но больше мяса птицы, рыбы и морепродуктов, молочных продуктов пониженной жирности, сливок и сыра. Эти выводы можно сделать на основании анализа материалов Agriculture Fact Book, Wash, USDA 1996, р.2е. За последние годы в США потребление продуктов питания растительного происхождения увеличилось на 16%, а животного происхождения всего лишь на 1%. Общая калорийность рациона питания в США на протяжении нескольких лет составляет порядка 3652 ккал на душу населения в день. В США проводится Государственная политика формирования потребительского спроса на продукты питания и научно обоснованного рациона питания, направленная на поддержание здоровья и перспектив развития нации.
Принятый Конгрессом США в 1994 году "Закон о здоровой пище для здоровых американцев" подчеркнул важность решения этой задачи американским государством.
В деле организации здорового питания особо следует отметить следующие цели, решаемые американским правительством:
- информированность о правильном выборе продуктов питания как основе здорового образа жизни;
- организация перевода всей системы детского питания в школах, приютах, центрах внешкольного попечительства, попечительских домах на научно обоснованные нормы с существенным сокращением жиров, соли, сахара при одновременном увеличении количества свежих овощей и фруктов;
- информация и пропаганда научно обоснованных норм питания;
- организация комплектации пищевых наборов для специальных групп населения, которым оказывается государственная продовольственная помощь, исходя из научно обоснованных норм.
В целях координации науки о питании с производителями пищевых продуктов и продовольственными нуждами американцев в США создан Центр питания. Центр популяризирует результаты своей деятельности и обеспечивает подготовку рекомендаций в области питания Конгрессу и правительству.
В США с 1980 года специальной комиссией с участием представителей Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения издаются "Диетические рекомендации для американцев", на основе которых формируются государственные программы в области питания, а частные лица и фирмы используют их содержание для своих практических целей.
Социальный и физиологический прожиточный минимум населения - один из индикаторов состояния экономики государства.
Социальный прожиточный минимум определяется на основе так называемой минимальной потребительской корзины, в которую входит минимальный продовольственный набор.
Физиологический прожиточный минимум ограничивается денежной оценкой продовольственной корзины. Несмотря на одинаковый набор продуктов, применяемый в расчетах по всем регионам РФ, стоимость продовольственной корзины в них вследствие различий экономических и природных условий регионов существенно различается. Расчетная норма на 1 человека в год (продовольственная корзина), а также научно рекомендуемая норма приведены в таблице 10. Представляют интерес приведенные в таблице 10 сравнения количественных показателей основных продуктов питания, употребляемых в Москве и России с аналогичным ассортиментом продуктов питания США. Эти сравнительные показатели должны нацеливать на принятие мер, направленных в первую очередь на достижение показателей по обеспечению продовольствием населения (продовольственная корзина), а затем по научно рекомендуемым нормам потребления продуктов питания.
Таблица 10
Данные потребления продуктов питания в Москве в сравнении с потреблением в России и США в сопоставлении с расчетными (продовольственная корзина) и научно рекомендуемыми нормами на 1 человека в год
Продукты | прод. корзина | Науч. норма | Россия | Россия | Москва | Москва | Москва | Москва | США |
I. Хлебные продукты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Хлеб ржано-пшеничный | 68,7 |
|
|
|
|
|
|
| - |
2. Хлеб пшеничный | 62,9 |
|
|
|
|
|
|
| - |
3. Мука пшеничная | 19,5 |
|
|
|
|
|
|
| 63,2 |
4. Пшено | 9,8 |
|
|
|
|
|
|
| - |
5. Вермишель | 5,2 |
|
|
|
|
|
|
| 5,9 |
6. Рис | 3,7 |
|
|
|
|
|
|
| 7,9 |
ИТОГО | 169,8 | 110,0 | 117,0 | 118,0 | 109,0 | 118,0 | 117,24 | 103,92 | 87,6 |
II. Мясные продукты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Птица | 17,5 |
|
|
|
|
|
|
| 28,4 |
8. Говядина | 8,4 |
|
|
|
|
|
|
| 50,8 |
9. Колбаса вареная | 0,45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Колбаса полукопченая | 0,35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО | 26,7 | 81,0 | 51,0 | 50,0 | 70,0 | 69,0 | 65,04 | 54,0 | 79,2 |
III. Молочные продукты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Молоко | 123,1 |
|
|
|
|
|
|
| 93,6 |
12. Творог | 9,9 |
|
|
|
|
|
|
| - |
13. Масло животное | 2,5 |
|
|
|
|
|
|
| 4,6 |
14. Сыр | 2,3 |
|
|
|
|
|
|
| 11,9 |
15. Сметана | 1,6 |
|
|
|
|
|
|
| - |
ИТОГО | 139,4 | 392,0 | 232,0 | 229,0 | 225,0 | 265,0 | 95,40 | 70,68 | 260,4 |
IV. Жиры растительные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Масло растительное | 6,4 |
|
|
|
|
|
|
| - |
17. Маргарин | 3,2 |
|
|
|
|
|
|
| - |
ИТОГО | 9,6 | 13,0 | 7,9 | 8,4 | 9,7 | 10,8 | 10,68 | 9,24 | 24,9 |
V. Яйца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. Яйца | 151 шт. | 292 шт. | 207 шт. | 210 шт. | 180 шт. | 206 шт. | 187,3 | 97,56 | 238 шт. |
VI. Рыба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Рыба мороженая | 11,7 | 23,7 | 9,0 | 9,0 | 15,0 | 14,0 | 6,24 | 5,28 | 6,8 |
VII. Сахар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. Сахар | 20,7 | 40,7 | 33,0 | 33,0 | 32,0 | 31,0 | 33,12 | 38,40 | 29,2 |
VIII. Картофель | 218,2 | 235,0 | 200,0 | 209,0 | 131,0 | 124,0 | 138,48 | 95,76 | 240,5 |
21. Картофель | 124,2 | 125,0 | 130,0 | 65,0 | 57,0 | 87,36 | 58,80 |
|
|
22. Овощи | 94 |
| 75,0 | 79,0 | 66,0 | 67,0 | 51,12 | 36,96 |
|
IX. Фрукты | 19,4 | 80,0 | 31,0 | 33,0 | 45,0 | 49,0 | 46,76 | 26,16 | 126,1 |
ВСЕГО | 626,1 | 779,4 | 695,4 | 704,1 | 649,3 | 695,3 | 526,16 | 410,34 | 871,4 |
Примечание: Данные таблицы 10 взяты из справки Москомстата от 14 января 1999 года N 3-3/37 и статьи: А.Н.Жагалов, Е.А.Шахова "Продовольственная корзина и уровень потребления продуктов питания", М., "Пищевая промышленность", N 9, 1998.
Анализируя данные таблицы, в которой приведены количественные показатели потребления и нормы основных видов пищевых продуктов, можно сделать следующий вывод.
На первом месте по научно обоснованным нормам и объему фактического потребления как в России, так и в США стоят молочные продукты. При этом в количественном отношении их потребление на душу населения практически равны. В то же время рекомендуемая норма потребления молочных продуктов (392 кг) в России почти на 130 кг превышает фактическое потребление молока в США и на 152 кг продовольственную корзину.
За последние годы в США общее потребление молочных продуктов выросло на 8% главным образом за счет увеличения потребления в два раза сыра и в полтора раза продуктов, изготавливаемых из сливок. В то же время потребление питьевого молока сократилось на 20%.
Из таблицы 11 следует, что, несмотря на тяжелое финансовое положение в нашей стране, фактическое потребление населением молочных продуктов находится на высоком уровне и составляет 32,5% в России и 38% в Москве от всех потребляемых продуктов питания.
Если учесть, что в Москву завозится всего около 30% отечественных молочных продуктов и питьевого молока, а остальное количество закупается за рубежом, то можно с уверенностью сказать, что приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса должно стать животноводство и восстановление молочного стада, а также создание мини-перерабатывающих предприятий в местах производства молока. Такое заключение обусловлено тем, что в настоящее время между производителем молока и его покупателем имеется 3-4 посредника, которые взвинчивают цены, что делает молоко и молочные продукты в 4 раза дороже их себестоимости.