Среднегодовая численность населения меняться фактически не будет и составит 8,53 млн.чел. Ожидаемая продолжительность жизни в городе увеличится с 68,3 лет до 69,2 лет.
Произойдут изменения в возрастной структуре населения. Численность горожан в трудоспособном возрасте возрастет с 5013 тыс. человек в 1999 году до 5057 тыс. человек в 2003 году. Доля лиц старше трудоспособного возраста в 2003 году превысит 24,5% всего населения города. Численность москвичей моложе трудоспособного возраста сократится за 4 года на 99 тыс.чел и составит 1388 тыс. человек.
С учетом привлечения рабочей силы из Московской области и других территорий в предстоящие три года город будет обеспечен необходимыми трудовыми ресурсами. Среди занятого населения наибольший удельный вес составят работающие в промышленности (15%), торговле и общественном питании (16%), строительстве (10%), образовании и здравоохранении (16%), науке и научном обслуживании (10%).
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности использования рабочей силы, восстановлению стимулирующей функции заработной платы, совершенствованию системы трудовых отношений на основе развития социального партнерства.
В 2001 году получат содействие в трудоустройстве 300 тыс. человек, пройдут переобучение около 35 тыс. человек. Общественные и другие временные работы предусмотрено организовать для 100 тыс. москвичей, потерявших работу. Доля безработных (зарегистрированных службой занятости) не превысит 0,8% занятого населения города.
Промышленная политика будет направлена на расширение внутреннего спроса на московскую продукцию на основе дальнейшего повышения ее качества и надежности. Для экспортоориентированных предприятий города приоритетным является закрепление позиций на внешних рынках, расширение номенклатуры экспорта.
В предстоящий период машиностроение, металлообработка и пищевая промышленность сохранят ведущую роль в формировании объемов промышленного производства и налоговых поступлений от промышленности в бюджет города.
С учетом складывающихся тенденций в 2001 году уровень промышленного производства ожидается на 6 - 7% выше уровня 2000 года. Опережающими темпами будут развиваться: пищевая промышленность - 109,0%, промышленность строительных материалов - 108,5%, деревообрабатывающая промышленность - 108%, , целлюлозно-бумажная промышленность - 112,8%. Сохранятся сложившиеся темпы роста в легкой промышленность. В машиностроении и металлообработке из-за ограниченного промышленного спроса рост объемов производства будет менее интенсивным.
В 2002 - 2003 гг. ежегодный прирост промышленного производства в городе составит 7%. Решение задач развития промышленности будет осуществляться на основе целевых городских программ поддержки промышленной деятельности и мероприятий по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики в ходе реализации налоговой реформы.
Структурная политика направлена на ускорение адаптации предприятий и организаций города к условиям рынка. Особое внимание будет уделено реализации программных мероприятий по поэтапному выходу проблемных и низкорентабельных производств в режим устойчивого функционирования и снижению на этой основе доли убыточных предприятий и организаций с 20 - 24% в текущем году до 15-17% к концу 2003 года.
В целях совершенствования управления государственной собственностью города предусмотрено провести сплошную инвентаризацию объектов государственной собственности, завершить внедрение системы учета и оформления прав на них.
Прогноз доходов г.Москвы от управления городским и федеральным имуществом на 2001-2003 годы представлен в приложениях (3.1; 3.2; 3.3).
За счет увеличения ставок арендной платы за землю будет дополнительно получено в 2001 году 240 млн.рублей, за счет увеличения ставок арендной платы за нежилые помещения - около 350 млн.рублей. Вместе с тем прогнозируется сохранение льготных ставок для реального сектора, малого предпринимательства, социально значимых предприятий и организаций. Ожидается, что в 2001 году от использования собственности город всего получит 10606 млн. рублей.
В соответствии с требованиями статьи 178 Бюджетного Кодекса РФ на 2001 год в составе прогноза разработан план развития государственных и муниципальных унитарных предприятий города, что позволит обеспечить более эффективный контроль за результатами их деятельности. Предусмотрена реструктуризация государственного сектора хозяйства г.Москвы, нацеленная на сокращение общего количества принадлежащих городу государственных и муниципальных предприятий. Основные показатели деятельности унитарных предприятий приведены в приложении 3.4.
В целях повышения эффективности использования инвестиционного портфеля города будет реализован проект вывода акций московских предприятий на рынок ценных бумаг, обеспечен мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности, завершено формирование современной системы управления городскими пакетами акций.
С учетом ограниченности источников накоплений в 2001 году в городе прогнозируется умеренный рост капиталовложений (107 % к уровню т.г.). В 2002 и в 2003 гг. темпы роста инвестиций в основной капитал увеличатся и составят к предыдущему году соответственно по 109 % . Темпы прироста инвестиций в основной капитал производственного назначения прогнозируются в 2 раза выше, чем в фонды непроизводственного назначения.
Основной объем инвестиций в непроизводственные фонды будет осуществляться из Бюджета развития города на основе мероприятий Адресной инвестиционной программы. Проект Адресной инвестиционной программы на 2001 год дан в приложениях 9; 10; 11;12.
Приоритеты инновационной политики в городе на 2001-2003 годы экология, энерго- и ресурсосбережение, здравоохранение (в части развития фармацевтической базы), создание технологий для новых видов строительных материалов и пищеперерабатывающих производств, развитие систем эффективного информационного обеспечения комплексов городского управления, информатизация финансово-экономического блока с целью повышения уровня поступлений в доходную часть бюджета г.Москвы.
На поддержку инфраструктуры науки в 2001 году будет выделено 30 млн.рублей (7,5% всех ассигнований на науку).
Политика сдерживания инфляции будет осуществляться за счет развития конкуренции и регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также финансируемые из городского бюджета, расширения практики заключения межотраслевых ценовых отношений, повышения насыщенности товарного рынка города продукцией отечественного производства. По сравнению с текущим годом (ожидаемый среднегодовой уровень инфляции 24%) в 2001 году она снизится до 15%, в 2002 году - до 11%, в 2003 году - до 9%.
Экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям города будет осуществляться с учетом мер, принимаемых федеральными властями и Газпромом по выравниванию стоимости тонны условного топлива по газу и углю. В настоящее время цена тонны условного топлива в Москве в 1,33 раза ниже цены тонны условного топлива по углю. Исходя из этого ожидается, что осенью т.г. цены повысятся на газ на 20%, в 2001 году - на 40%, в последующие годы повышение цен на газ ожидается на уровне инфляции.
В 2001 году прогнозируется следующие изменения тарифов на на основные ресурсы:
|
|
| (в % к 2000 году)
|
Население | Бюджетные | Промышленность | |
Электрическая энергия | 128 | 115 | 126 |
Тепловая энергия | 154 | 144 | 144 |
Водоснабжение и | 150 | 115 | 79 |
Разные темпы роста тарифов для бюджетных организаций, промышленности и населения предусмотрены в целях ликвидации перекрестного субсидирования.
Прогнозируется, что стоимость потребляемых населением, энерго и водоресурсов увеличится с 22,4 млрд. рублей в 2000 году до 42,5 млрд. рублей в 2003 году.
При этом расходы населения в общей стоимости потребляемых ресурсов в 2000-2003 гг. составят: