Недействующий

О комплексе мер по повышению химической безопасности г.Москвы (с изменениями на 30 июля 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 827-ПП)

V. Сроки и основные этапы реализации Программы


При выполнении Городской программы предполагается два периода: 1-й период - 2000-2002 годы и 2-й период - 2003-2008 годы. В свою очередь, периоды и разделы делятся на этапы, количество и детальное содержание которых уточняется при составлении развернутой программы на соответствующий год, в зависимости от возможностей финансирования и реальной реализации. Учитывая имеющиеся трудности, программа корректируется ежегодно.

В связи с тем, что в Москве имеется большое количество химически опасных объектов различного назначения и ограниченные возможности в обеспечении финансирования, выполнение работ по части этапов или объектов и прилегающих к ним территорий может переноситься на последующие сроки. Однако принципиальная последовательность работ по каждой группе объектов остается одинаковой. Т.е. разработка комплексного проекта объекта-представителя; комиссионное обследование аналогичных предприятий; разработка "Комплекса неотложных мероприятий"; разработка необходимой проектной и опытно-конструкторской документации; поэтапная реализация комплекса неотложных мероприятий для объекта и прилегающей к нему территории; разработка плана модернизации для отраслей или групп предприятий; выполнение работ по окончательной реконструкции предприятия (модернизации, выводу предприятия из г.Москвы или закрытию предприятий), выполнение "Полного комплекса мероприятий". Параллельно, с небольшой сдвижкой во времени, выполняются аналогичные работы для других групп объектов и территорий.

При определении последовательности разработки и реализации комплексов мероприятий для различных конкретных групп предприятий предпочтение отдается ХОО, использующим аммиак и хлор, т.к. они составляют большинство ХОО г.Москвы, и другим наиболее опасным объектам.

Параллельно разрабатываются первоочередные документы по совершенствованию нормативно-методической базы на региональном (Московском) уровне, первоочередные документы по совершенствованию законодательной базы и организационных основ системы безопасности, а также мероприятия по другим разделам. При этом может оказаться целесообразным поднятие в отдельных случаях уровня разработки до масштабов РФ.

Рассмотрим в самом общем виде последовательность разработки проблемы повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях на ХОО г.Москвы.

Учитывая, что предприятия, использующие аммиак, составляют примерно 50% от количества ХОО г.Москвы и по этим предприятиям имеется наибольший научно-практический задел в решении рассматриваемой проблемы, целесообразно в 2000 году сосредоточить усилия на этих предприятиях и доработке первоочередных документов нормативно-методической и законодательной баз. Определенное внимание должно быть уделено также сбору необходимой информации и исходных данных по ХОО, использующим хлор и разработке нормативов его воздействия на человека, применительно к аварийным ситуациям.

Основными задачами в целом первого периода (2000-2002 годы) являются сбор необходимой информации и исходных данных по всем ХОО г.Москвы; разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий по обеспечению защиты персонала и населения вокруг ХОО, использующих аммиак и хлор, позволяющих резко сократить возможные потери при авариях; разработка на региональном (Московском) уровне первоочередных документов нормативно-методической и законодательной баз и решение ряда организационных вопросов. При этом приоритетными являются разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий для ХОО, использующих аммиак и хлор, и прилегающих к ним территорий, т.к. позволяют поднять на принципиально новый уровень химическую безопасность г.Москвы. Поэтому эти мероприятия должны быть выполнены в обязательном порядке, даже, при необходимости, за счет других разделов Городской программы.

Основными задачами второго периода (2003-2008 годы) являются завершение работ по модернизации всех ХОО и прилегающих к ним территорий; разработка пакета нормативно-методических и законодательных документов по рассматриваемой проблеме; решение вопросов по другим разделам программы.

По завершении работ второго периода проблема повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях должна быть в основном решена, а химическая безопасность г.Москвы практически обеспечена.

Для предприятий, использующих аммиак в качестве основного критерия, влияющего на назначение последовательности проведения неотложных мероприятий, принят общий объем аммиака на предприятии. С учетом этого критерия и наличия мест массового скопления людей в непосредственной близости от ХОО, все предприятия разделены на две группы.

В 1-ю группу включены объекты-представители, по которым уже выполнены или выполняются КНИР с разработкой комплексного проекта по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения; опасные ХОО, в которых применяется одноконтурная система охлаждения, характеризующаяся наличием аммиакопроводов большой протяженности, большим количеством соединенных между собой ресиверов и, следовательно, повышенной вероятностью возникновения аварий. К этой группе относятся ХОО, имеющие большую массу аммиака (более 10 т), косвенно характеризующую возможность больших потерь при авариях, и предприятия, имеющие на своей территории или в непосредственной близости места массового скопления людей (ярмарки, рынки, магазины и т.п.) и для которых необходимо дополнительно в первую очередь проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты при авариях этого контингента людей.

Во 2-ю группу включены предприятия относительно меньшей опасности, имеющие массу аммиака менее 10 т.

Следует отметить, что количество предприятий в 1-й группе существенно больше, чем во 2-й. Поэтому при окончательном назначении сроков проведения мероприятий, возможно, при необходимости, подразделение 1-й группы на две подгруппы, например, с массой аммиака более 40 т и от 10 т до 40 т.

Классификация предприятий по общему количеству аммиака Q не в полной мере отражает особенности аварийных ситуаций. Поэтому в дальнейшем, после разработки рекомендаций по определению расчетных Qрасч и запроектных Qзап масс аварийного выброса и пролива аммиака необходимо перейти на классификацию предприятий по значению Qрасч.

В таблице 2 приведено распределение по группам предприятий, использующих аммиак, Департамента продовольственных ресурсов и Департамента науки и промышленной политики.

Распределение предприятий по группам может уточняться при получении результатов обследований и других исходных данных.

В таблице 3 приведено распределение по группам предприятий, использующих хлор. Данные по предприятиям приняты по "Паспорту безопасности Москвы".

Предприятий, использующих хлор, существенно меньше, чем предприятий, использующих аммиак, и они разделены на две группы.

В 1-ю группу включены водопроводные станции, имеющие большие запасы хлора 220-360 т и большие единичные емкости 50 т. В связи с этим, при авариях на этих ХОО в зоне заражения оказываются огромные территории г.Москвы, а потери с летальным исходом могут составить несколько тысяч человек. Для исправления создавшегося положения требуется срочная разработка и реализация комплекса неотложных мероприятий по защите населения.

Во 2-ю группу включены остальные предприятия, использующие хлор, но представляющие существенно меньшую опасность.