Московский метрополитен занимает важнейшее место в решении социально-экономических задач развития города и всего Московского региона. Являясь основой всей системы городского общественного транспорта, он выполняет около 56 процентов ежедневных перевозок пассажиров.
Вместе с тем около 1,5 миллионов москвичей затрачивают на поездку к месту работы более часа, так как живут в районах, не имеющих станций метрополитена. Кроме того, система метрополитена работает с нагрузками выше критических или близких к ним в связи с тем, что из девяти линий метрополитена три перегружены в 1,2-1,5 раза, а четыре - эксплуатируются на пределе пропускной и провозной способности.
В условиях крайне ограниченного финансирования из федерального бюджета на строительстве новых линий и станций метрополитена в последние годы значительно были снижены темпы работ, а на отдельных участках вообще приостановлены. Около 40 км строящихся тоннелей и выработок на линиях метрополитена находятся в режиме поддержания безаварийного состояния.
В сложившейся ситуации Правительством Москвы принят ряд распорядительных документов в 1998-1999 гг.о создании в городе систем скоростного внеуличного транспорта,включающих наземный (легкий) метрополитен,мини-метро,скоростную транспортную систему и другие виды транспорта, строительство которых будет осуществляться одновременно с продолжением сооружения новых участков метрополитена.
В 1999 году сдана в эксплуатацию станция "Дубровка" ЛюблинскоДмитровской линии метрополитена, а также создан задел для ввода в эксплуатацию в 2000 году участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Пражская" до станции "Улица Академика Янгеля".
В 1999 году развитие метрополитена профинансировано в размере 996,7 млн.рублей, в том числе госинвестиции - 21,6 млн.рублей, сверхплановые доходы - 22,0 млн. рублей, штрафы - 162,8 млн.рублей, дорожный фонд - 700,0 млн.рублей, временная финансовая помощь города - 75,3 млн.рублей.
Полученные финансовые средства направлены:
- на финансирование работ 1999 года - 491,3 млн.рублей;
- на погашение кредиторской задолженности - 505,4 млн.рублей.
Фактически по метростроению выполнено работ на сумму 736,2 млн.рублей.
Общая кредиторская задолженность на 01.01.2000 составляет 820,6 млн.рублей, включая временную финансовую помощь города - 125,3 млн.рублей, в том числе кредиторская задолженность за 1999 год 300,0 млн.рублей.
В целях недопущения снижения уровня транспортного обслуживания жителей города, обеспечения выполнения программы развития метрополитена на 2000 год на основе концентрации финансовых и материально-технических средств на наиболее освоенных участках строительства метрополитена и для осуществления необходимого задела на последующие годы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить лимиты и источники капитальных вложений по метростроению по Московскому метрополитену на 2000 год (приложение).
2. ГП "Московский метрополитен" обеспечить в 2000 году:
2.1. Ввод в эксплуатацию участка Серпуховско - Тимирязевской линии от станции "Пражская" до станции "Улица Академика Янгеля".
2.2. Выполнение необходимого объема для задела по вводу в 2001 году в эксплуатацию участков от станции "Улица Академика Янгеля" до станции "Аннино" и в 2002 году от станции "Аннино" до станции "Бульвар Дмитрия Донского".
2.3. Выполнение необходимого объема работ для задела по вводу в эксплуатацию в 2002 году головного участка Митинско-Строгинского направления от станции "Киевская" до станции "Парк Победы".
2.4. Начало работ на критических участках Митинской и Строгинской линий с разработкой соответствующей документации по энергоснабжению.
2.5.Проведение комплекса мер по безопасности подземных выработок на участках временно приостановленного строительства.
2.6. Организацию своевременного проектирования линии наземного (легкого) метрополитена от станции "Бульвар Дмитрия Донского" в Бутово и от станции "Новогиреево" в Новокосино, с целью начала проведения в 2001 году подготовительных и основных работ на этих участках.
2.7. Совместно с АО "Сити" организацию проектных, подготовительных и основных работ в 2000 году на участках строительства линии мини-метро от станции "Киевская" до станции "Москва-Сити".
3. Принять к сведению, что ГП "Московский метрополитен" выполнит в 2000 году подготовительные работы по созданию экспериментального поезда с новыми технологическими характеристиками, позволяющими использовать его на открытых линиях метрополитена, наземного (легкого) метрополитена и мини-метро.
4. ГП "Московский метрополитен" в срок до 15.07.2000 подготовить проект обращения от имени Правительства Москвы к Президенту и Правительству Российской Федерации по вопросу ускорения принятия постановления Правительства Российской Федерации "О программе строительства метрополитенов в Российской Федерации до 2005 года".
5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы оказать содействие ГП "Московский метрополитен" в финансировании программы метростроения, согласно п.1 настоящего постановления.
6. Валютно-финансовому управлению Правительства Москвы обеспечить финансирование указанных в п.2.7 настоящего постановления проектных, подготовительных и основных работ в объемах, согласованных с ГП "Московский метрополитен".
7. Предложить ОАО "Москапстрой" организовать совместно с префектами Юго-Восточного и Южного административных округов проведение работ по благоустройству прилегающих территорий к станциям "Дубровка", "Улица Академика Янгеля" и пусковому перегону от станции "Пражская"до оборотных устройств станции "Улица Академика Янгеля"в соответствии с проектом,согласованным в установленном порядке. Законченные строительством объекты сдать по акту рабочей комиссии с участием представителей префектур для предъявления государственной приемочной комиссии.
8. ОАО "Мосинжстрой" по заказу ОАО "Москапстрой" в соответствии с выделенными лимитами выполнить:
- перекладку инженерных коммуникаций по постоянной схеме (теплосеть, водопровод, газопровод) на ПК 206 перегона станции "Пражская" - станции "Улица Академика Янгеля" в сроки по согласованию с заинтересованными организациями;