Для обеспечения подъема экономики в сложной социально-экономи-ческой ситуации крайне важно иметь достоверную и полную информацию не только в целом по региону - Ленинградской области, но и о положении в муниципальных образованиях и финансово-экономической ситуации в хозяйствующих субъектах. Однако Государственный комитет Российской Федерации по статистике как федеральный орган исполнительной власти и его территориальные подразделения обеспечивают свою деятельность в направлении получения информации, отражающей социально-экономические процессы, происходящие в стране в целом.
Выполняемые Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики наблюдения представляются федеральным органам власти в агрегированном виде на уровне среднеобластных показателей, что не позволяет органам власти и управления области и муниципальных образований проводить взвешенную политику развития региона. Для принятия органами местного самоуправления эффективных решений по вопросам, входящим в предмет их ведения, требуется объективная статистическая информация о конкретных предприятиях и организациях различных отраслей и социальная информация с малыми периодами актуализации.
Обеспечение требуемой информацией всех ветвей власти областного и муниципального уровней, а также расширение состава информации требуют проведения дополнительных работ, не финансируемых из федерального бюджета. Вследствие этого Правительство Ленинградской области вынуждено искать альтернативные пути получения, обработки и передачи первичной статистической информации, удовлетворяющие поставленным Губернатором Ленинградской области требованиям.
По инициативе комитета по экономике и инвестициям с 1993 года (совместное распоряжение Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации Ленинградской области от 2 июля 1993 года N 511-р/132-р “О создании в Ленинградской области государственной системы экономического информационного обеспечения региональных органов власти и управления”) разработана система статистических работ Ленинградской области, названная впоследствии региональная целевая программа “Регионстатинформ” (далее - программа) и ориентированная на выполнение федеральной целевой программы “Реформирование статистики в 1997-2000 годах”.
Мероприятия программы являются неотъемлемым продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и др. Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием Ленинградской области.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления экономикой Ленинградской области и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.
В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах на базе утвержденной на федеральном уровне системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности предполагалось завершение создания модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений, дополнительное перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы. Предполагалось, что повысится роль и обеспечится высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, совершенствуется программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия труда работников статистики. Однако постоянное недофинансирование не позволило достигнуть намеченных результатов. Состояние статистических работ в Ленинградской области в настоящее время соответствует уровню 1996-1997 годов и требует кардинальных мер со стороны Правительства Ленинградской области.
Несмотря на провозглашение условий укрепления суверенитета субъектов Российской Федерации, расширения их полномочий в принятии экономических решений, объем регионального разреза статистической информации перестает удовлетворять потребности пользователей. Так, в Федеральную программу статистических работ на 2000 год не включены показатели малого предпринимательства, а также сокращены разделы “3.2. Сельское хозяйство”, “3.8. Платные услуги”, “3.9. Здравоохранение”, “3.10. Образование и культура”, “3.12 Наука и инновации”, сокращен выпуск официальных статистических публикаций Госкомстата и др. Около 60 процентов показателей Паспорта муниципального образования органами статистики не разрабатываются. Предоставляемая статистическая информация не в полной мере отвечает требованиям по показателям разрезности и оперативности.
Кроме того, реализация современных методов эксплуатации информационных ресурсов и информационных технологий предполагает наличие необходимого парка технических средств. Однако в основном структурные подразделения Правительства Ленинградской области, администрации муниципальных образований располагают физически и морально устаревшей техникой. Отсутствуют телекоммуникационные средства, позволяющие обеспечить оперативный обмен информацией между владельцами баз данных.
Учитывая изложенное, региональная целевая программа “Регионстатинформ” разработана для достижения в 2000 году дальнейшего реформирования статистики для наиболее полного обеспечения потребностей органов власти всех уровней в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области и муниципальных образований для принятия эффективных управленческих решений.
Тематически программа базируется на основе Федеральной программы статистических работ на 2000 год, запросов структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований.
В отличие от Федеральной программы региональная программа в первую очередь ориентирована на учет потребности областных органов государственного и муниципального управления в статистической информации. Информационно-статистическое обслуживание органов власти и управления области и органов местного самоуправления осуществляется на регулярной основе в рамках ежегодных договоров на статистическое обслуживание.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти и управления, предпринимателей, населения и других потребителей создают необходимость системного реформирования организации статистического наблюдения в муниципальном и областном разрезах.
В ходе реализации программы в 2000 году необходимо:
на базе утвержденной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности начать разработку комплексной модели региональной государственной статистики, адаптированной к условиям развития экономики, повысить эффективность взаимодействия с регистрирующими, банковскими, налоговыми и другими органами в вопросе информационного обеспечения социально-экономических процессов, происходящих в Ленинградской области;
повысить роль муниципальной статистики по обеспечению органов исполнительной власти статистической информацией по вопросам, находящимся в компетенции органов местного самоуправления;
обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных. Развивать электронные формы представления информации;
повысить программно-технологический и технический уровень программы, обеспечить условия труда для пользователей информации.
В рамках сформированных задач выделены оперативные вопросы, реализация которых в 2000 году позволит заложить основы для разработки перспективной программы статистических работ Ленинградской области на 2001-2005 годы и перехода к муниципально-региональным государственным статистическим наблюдениям на базе:
системного подхода при организации и выполнении программы;
нормативно-правового регулирования;
минимизации ресурсных требований и затрат на этапе реализации программы;
комплексирования информационных ресурсов и преемственности в разработке программно-технологических комплексов;
нацеленности на конкретный результат.
При разработке программы учтены требования федерального и областного законодательства, а также обеспечена связь с комплексом работ по реализации социально-экономических программ и мероприятий в сфере информационно-аналитической деятельности, информатизации и телекоммуникаций.