На основе анализа формирования рынка труда, итогов выполнения Программы содействия занятости в 1999 году, заданий Программы Правительства Москвы на 2000 год Комитетом труда и занятости* разработан уточненный прогноз рынка труда (приложения 1 - 10) и определены приоритеты - главные направления политики занятости на 2000 год:
_______________
* Далее - Комитет.
содействие росту численности занятого населения, снижение уровня безработицы, сдерживание массового высвобождения;
повышение конкурентоспособности москвичей на рынке труда;
финансовая поддержка экономики города путем создания новых, сохранения действующих и перепрофилирования устаревших рабочих мест, развития малого предпринимательства и самозанятости;
увеличение объемов общественных работ;
обеспечение адресной помощи при безработице молодежи, инвалидам, женщинам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, материальная поддержка населения при безработице.
В 2000 году Программой Правительства Москвы предусматривается обеспечить темпы роста объемов промышленного производства на уровне 105,0%, реализацию инвестиционной политики, что будет способствовать повышению занятости населения.
В результате проведения активной политики занятости, помощи населению в подборе вариантов работы и работодателям - в подборе персонала Комитет окажет содействие в трудоустройстве 336 тыс. москвичей. Кроме того, в отрасли, хронически испытывающие дефицит рабочей силы, будут направлены около 50 тыс. иностранных граждан (1,0% от численности занятых в экономике города).
В 2000 году в связи с реализацией мер по стабилизации экономики ожидается рост численности занятых в экономике города, главным образом в малом бизнесе, пищевой и легкой промышленности, на транспорте и связи, науке и научном обслуживании, в сфере финансов, кредитования и страхования и др. Ожидаемая численность занятых составит 5087 тыс. человек, что на 19 тыс. человек больше, чем в 1999 году.
В результате ликвидационных и реорганизационных процедур на предприятиях-банкротах, перепрофилирования и модернизации производств в 2000 году может быть высвобождено около 35 тыс. человек (на 3,3% меньше по сравнению с 1999 годом). Сдерживание массового высвобождения будет достигаться за счет обеспечения Комитетом труда и занятости правовой, консультативной и организационно-методической помощи предприятиям, планирующим высвобождение персонала, расширения взаимодействия с работодателями по формированию и пополнению городского банка вакансий и в подборе персонала, обеспечения опережающего обучения и трудоустройства высвобождаемых работников до момента увольнения, усиления контроля совместно с профсоюзами за выполнением коллективных договоров в части предоставления работодателями трудовых и социальных гарантий работникам предприятий, обеспечения соблюдения законодательства о труде и занятости.
Важнейшей мерой, направленной на повышение занятости в 2000 году, будет реализация отраслевых и территориальных инвестиционных, других целевых и комплексных программ по созданию не менее 64,0 тыс. новых рабочих мест. В приоритетных отраслях экономики города будет создано и сохранено 70,7 тыс. рабочих мест (приложение 3).
Комитет труда и занятости обеспечит финансовую поддержку создания и сохранения 17,2 тыс. рабочих мест (в том числе 5,9 тыс. сохраненных рабочих мест за счет обеспечения компенсационных выплат). На конкурсной основе будет создано и сохранено 9,6 тыс. рабочих мест. На основе квотирования рабочих мест планируется создать 1,0 тыс. рабочих мест для инвалидов и не менее 700 рабочих мест - для молодежи в возрасте до 18 лет.
На создание и сохранение рабочих мест предусмотрено выделить более 500 млн. рублей из средств Фонда занятости населения г.Москвы (в 1,6 раза больше, чем в 1999 году).
На основе развития социального партнерства, углубления взаимодействия с работодателями и расширения перечня услуг, предоставляемых Комитетом труда и занятости, городской банк свободных рабочих мест и вакантных должностей будет расширен до 135 тыс. единиц. В связи с развитием рыночного сектора экономики, малого предпринимательства значительно улучшится и качество самих вакансий, возрастут число и доля вакансий с уровнем заработной платы, равным или выше прожиточного минимума.
Дальнейшее развитие в 2000 году получит совершенствование кадрового потенциала предприятий, опережающее обучение высвобождаемых работников, подготовка и переподготовка персонала на производстве. По заказам предприятий планируется подготовить и переподготовить 22,5 тыс. человек, в том числе 3,0 тыс. высвобождаемых работников будут направлены на опережающее обучение при модернизации производства за счет средств Фонда занятости населения г.Москвы, 19,5 тыс. работников пройдут профобучение за счет средств предприятий при содействии Комитета (приложение 5).
В целях повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда на профессиональное обучение по востребованным экономикой города профессиям и специальностям Комитет труда и занятости предусматривает направить 15,6 тыс. безработных граждан. В целом Комитет может обеспечить профессиональное обучение 38,1 тыс. человек.
В 2000 году планируется увеличить объемы общественных и временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи: на общественные работы службой занятости будут направлены 79,6 тыс. человек, во временных оплачиваемых работах примут участие 42 тыс. подростков и молодежи. Предусматривается расширение перечня и видов общественных и временных работ (приложение 4).
В результате реализации мероприятий Программы Правительства Москвы, Программы содействия занятости в 2000 году ожидается снижение уровня регистрируемой безработицы: в конце 2000 года уровень безработицы может составить 0,7% от численности экономически активного населения города, а численность безработных - 37,4 тыс. человек.
В 2000 году 139,8 тыс. безработных граждан и членов их семей (иждивенцев) будут обеспечены материальной поддержкой при безработице в виде пособий по безработице, материальной помощи, дотаций, досрочных пенсий, стипендий (при профессиональном обучении) (приложение 6).
Эффективности выполнения Программы будут способствовать дальнейшее развитие сети учреждений службы занятости (приложение 9), внедрение современных автоматизированных технологий, расширение услуг для населения и работодателей и информации о них.
Важнейшей основой реализации программных мер в области труда и занятости в 2000 году станут развитие социального партнерства, тесное взаимодействие с департаментами, комитетами и управлениями Правительства Москвы, префектурами административных округов, общественными организациями профсоюзов и работодателей, другими общественными организациями и научными учреждениями.
Финансирование Программы содействия занятости в 2000 году будет осуществляться за счет средств Фонда занятости населения г.Москвы, в части реализации отраслевых и территориальных инвестиционных, других целевых и комплексных программ по созданию новых рабочих мест - за счет средств городского и местных бюджетов, внебюджетных фондов и привлеченных средств.
Важнейшим условием реализации Программы содействия занятости в 2000 году будет обеспечение наполнения доходной части бюджета Фонда занятости населения г.Москвы за счет увеличения сбора страховых взносов работодателей, мобилизации просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости.
В 2000 году предусмотрено исполнение доходной части бюджета Фонда занятости населения г.Москвы в сумме 3347,6 млн. рублей с учетом поступлений страховых взносов при тарифе поступлений 1,5% от фонда оплаты труда в сумме 2876,9 млн. рублей. Собираемость платежей планируется на уровне 90%.
Отчисления в федеральную часть Государственного фонда занятости РФ в размере 20% от поступлений страховых платежей работодателей составят 578,4 млн. рублей.
Финансовые затраты на реализацию Программы содействия занятости в 2000 году составят 2550,0 млн. рублей. При этом на мероприятия активной политики занятости планируется выделить 937,0 млн. рублей (36,7%), на материальную поддержку безработных 1046,1 млн. рублей (41,0%).
Реализация Программы будет содействовать повышению занятости и конкурентоспособности населения на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, обеспечит социальную защиту населения при безработице, позволит смягчить социально-экономическую и политическую ситуацию в Москве.