Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 22 января 1997 года N 53-РМ
КОНЦЕПЦИЯ
создания в Москве сети малых гостиниц
Формирование в Москве сети малых гостиниц определяется необходимостью решения таких задач, как:
- обеспечение повышающихся объемов въездного туризма гостиничными услугами на уровне современных международных стандартов;
- создание новых рабочих мест в сфере услуг;
- трудоустройство специалистов, высвобождающихся в результате закрытия на ремонт и реконструкцию ряда московских гостиниц, а также других категорий безработных;
- поддержка предпринимательства в сфере малого бизнеса при создании сети малых гостиниц.
Создание в Москве малых гостиниц предусмотрено постановлениями правительства Москвы от 19.10.93 N 959 "О мерах по развитию туризма", от 30.04.96 N 399 "О государственной комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 19961997 годы" (раздел 3, п.3.2.4 - развитие малого бизнеса в сфере туристских услуг), от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г.Москвы".
Актуальность создания малых гостиниц в Москве обусловлена не только с точки зрения формирования деловой и туристской привлекательности города, что особенно важно с учетом празднования 850-летия его основания, но и потребностью качественного расширения выбора мест проживания и отдыха для зарубежных и российских гостей столицы в соответствии с целями приезда и индивидуальными предпочтениями.
Постановка задачи развития в Москве сети малых гостиниц базируется на следующих основополагающих принципах:
- малые гостиницы должны быть органической частью градостроительного, делового и культурного облика города, быть максимально приближены к его важнейшим бизнес-центрам, объектам показа международного значения, к зонам повышенного туристского интереса и цели посещения Москвы;
- функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом особенностей работы и технологии в малом гостиничном бизнесе;
- формирование общей инфраструктуры, проведение единой ценовой, рекламной и иной политики, централизация других функций управления должны обеспечить малым гостиницам высокую конкурентоспособность по сравнению с другими сегментами гостиничного рынка, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания и решая вопросы в каждом сегменте.
Зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя крупные и средние гостиницы, в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг и имеют возможность быстрой ценовой переориентации. Объединение малых гостиниц в цепи с установлением единых стандартов обслуживания и централизованным (через управляющую гостиничную компанию) предоставлением гостиницам ряда услуг, в т.ч. по бронированию мест, материально-техническому обеспечению, безопасности и др., в значительной мере снижает издержки на управление и повышает рентабельность малых гостиничных предприятий, особенно с учетом вводимых административных и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.
Размещение малых гостиниц на территории города планируется определить в 1996-1997 годах разрабатываемой Москомархитектурой Генеральной схемой размещения и развития объектов гостинично-туристского комплекса г.Москвы. Предусматривается активное подключение к реализации этих проектов префектур административных округов г.Москвы путем закрепления за местными бюджетами сумм соответствующих налоговых платежей малых гостиниц.
Изменение структуры гостиничных услуг в Москве в сторону создания малых гостиниц предполагается осуществлять по нескольким направлениям вне зависимости от формы собственности на основные гостиничные фонды, поскольку нормативной базы, определяющей деятельность малых гостиниц, не существует. Настоящим вводится типология данного вида гостиниц.
Типология малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, включает в себя как гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами, так и гостиницы, как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживаемые малыми предприятиями.
Во всех случаях предусматривается, что здания (помещения) и имущество малых гостиниц, являющиеся государственной собственностью Москвы, передаются ГАО "Москва" в уставный фонд или на правах доверительного управления, а соответствующие отводы земельных участков закрепляются за ГАО "Москва" в долговременную аренду с оплатой аренды на уровне эксплуатационных расходов и без оплаты права на аренду. Предприятия, обеспечивающие деятельность малых гостиниц, заключают с ГАО "Москва" договоры на аренду или лизинг зданий (помещений) и имущества с правом их последующего поэтапного выкупа из заработанных средств, если эти здания (помещения) и имущество уже не являются собственностью таких предприятий или не становятся таковой собственностью в пределе нового строительства, реконструкции и оснащения малых гостиниц. Аренда землеотводов под малые гостиницы оформляется на предприятия, обеспечивающие деятельность малых гостиниц, после закрепления за ними прав собственности на здания (помещения) и имущество, с оплатой права аренды в установленном порядке.
В случае обслуживания малых гостиниц малыми предприятиями последние подпадают под соответствующее законодательство и должны поддерживаться государством через льготные системы подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.
Классификация малых гостиниц по объему и номенклатуре услуг является стандартной по принятой в Москве системе добровольной сертификации услуг и может включать в себя как небольшие эксклюзивные отели уровня "4 звезд" и выше для туристов-индивидуалов, предназначенные для размещения групп туристов, туристов-индивидуалов, деловых людей.
К отдельным видам малых гостиниц могут быть отнесены мотели (формирование первой сети мотелей будет определяться сроками реконструкции МКАД) и кемпинги, а также размещение туристов в сдаваемом в аренду жилом секторе города, если данный бизнес выходит за рамки частной предпринимательской деятельности.
По организационно-структурному признаку создаваемые в Москве малые гостиницы предполагается формировать, исходя из следующей типологии:
1. Малые гостиницы, создаваемые на базе вновь строящихся или реконструируемых зданий с привлечением зарубежных и/или отечественных инвестиций и, при необходимости, гостиничной компании. Примером такого типа гостиниц в соответствии с распоряжением мэра от 17.07.1996 N 123/1-РМ будут являться малые гостиницы, создание которых, по результатам проведенного инвестиционного конкурса, возложено на фирму "Международная корпорация гостиниц", управление этими гостиницами будет поручено известной корпорации "Чойс". Необходимая разрешительная документация по данным объектам при наличии соответствующих финансовых гарантий инвестора будет готовиться УКС ГАО "Москва" и передаваться фирме "Международная корпорация гостиниц" с компенсацией последней затрат ГАО "Москва", понесенных из централизованно выделенных правительством Москвы средств.
Финансирование и обеспечение отселения жильцов и/или арендаторов из реконструируемых под малые гостиницы зданий возлагается на инвестора.
Управляющую данной цепью гостиничную фирму планируется учредить как совместное предприятие с фирмой "Чойс". Классность данного типа гостиниц будет определяться инвестором и управляющей гостиничной фирмой по результатам маркетингового анализа, а взаимоотношения собственности - устанавливаться, как указывалось выше, на договорной основе.
2. Малые гостиницы, создаваемые на базе действующих гостиниц малой вместимости городского подчинения, таких, как "Эффект" и др., с проведением их реконструкции за счет бюджетных средств (гензаказчик - УКС ГАО "Москва"), ликвидацией государственных предприятий, передачей гостиниц на управление специально создаваемым в этих целях малым предприятиям на условиях лизинга зданий (помещений) и имущества и формированием гостиничной цепи во главе с учреждаемой ГАО "Москва" управляющей гостиничной компанией, обеспечивающей единые стандарты обслуживания и гостиничного менеджмента. Принципиально представляется допустимым включение в состав такой цепи на добровольных условиях существующих частных и иных малых гостиниц с оформлением соответствующих договоров, а также привлечение к управлению ряда зарубежных гостиничных фирм, специализирующихся в т.ч. в сфере малого бизнеса.
3. Аналогично п.2 с созданием малых гостиниц на базе действующих многокорпусных гостиниц (таких, как "Ярославская", "Заря", "Турист", "Золотой колос" и др.) путем выделения отдельных корпусов с их реконструкцией и реструктуризацией.
4. Создание малых гостиниц на базе неэффективных ведомственных гостиниц и общежитий (с передачей, в случае необходимости, их имущества в городскую или муниципальную собственность), предусматривая выделение под малые гостиницы отдельных этажей и подъездов, их реконструкцию и предоставление их в аренду или лизинг гостиничным предприятиям по типу п.2. Спецификой деятельности именно этого типа малых гостиниц может стать активное участие в организации их создания и эксплуатации префектур города, обеспечивающее увеличение поступлений в местные бюджеты.
5. Создание специализированных малых гостиниц (мотелей, кемпингов и др.) как на базе действующих гостиничных объектов, так и на базе сооружений из быстровозводимых конструкций с применением любой из вышеуказанных организационных технологий.
При создании сети малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность для малого бизнеса, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.