ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 1993 года N 959
О мерах по развитию туризма в г. Москве
(с изменениями на 28 мая 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 10 июля 2012 года N 324-ПП
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Текст документа с изменениями внесенными:
постановлением правительства Москвы 28 мая 1996 года N 449.
______________________________________________________________
В целях дальнейшего развития туризма, повышения качества туристского обслуживания правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития туризма в г. Москве на период до 2005 года (приложение N 1) и Программу реализации концепции развития туризма в г. Москве на 1993-1995 гг. (приложение N 2).
Считать программу приоритетной для социально - экономического развития г. Москвы.
2. Утратил силу на основании постановления правительства Москвы N 449 от 04.06.96г.
3. Утвердить инвестиционную программу развития инфраструктуры гостиничного хозяйства на 1993-1994 гг. (приложение N 4).
4. Предложить акционерному обществу открытого типа "Мосинтур":
- провести реорганизацию АО путем выделения ряда структурных подразделений в Государственное акционерное общество "Гостиничная компания "Москва" (ГАО "Москва");
- передать в качестве вклада Москомимущества в уставный капитал ГАО "Москва" государственное имущество, находящееся на балансе и в хозяйственном ведении АО "Мосинтур".
5. Москомимуществу:
- выступить учредителем акционерного общества ГАО "Москва";
- передать в аренду АО "Мосинтур" нежилые помещения площадью 6474,4 кв. метров по Столешникову пер., 11 сроком на 25 лет;
- разрешить внесение капитализированной арендной платы за указанные выше помещения в качестве оплаты 12,5% уставного капитала АО "Мосинтур";
- переоформить на ГАО "Москва" заключенные ранее с АО "Мосинтур" контракты на использование нежилых помещений (строений) на правах хозяйственного ведения;
- предусматривать в планах приватизации объектов гостиничного хозяйства закрепление контрольных пакетов акций в собственности Москвы с последующей их передачей в уставные капиталы акционерного общества ГАО "Москва" и других вновь образуемых акционерных обществ по согласованию с Антимонопольным управлением г. Москвы.
6. Распространить действие пункта 1 распоряжения мэра Москвы N 154-РВМ от 15.03.93 на ГАО "Москва".
7. С целью реализации требований антимонопольного законодательства и приведения в соответствие с ранее выпущенными распорядительными документами, а также с учетом выполнения ряда распоряжений считать утратившим силу и снять с контроля решение Мосгорисполкома от 21 января 1991 года N 132, распоряжения вице мэра от 10.02.92 N 65-РВМ и от 06.04.92 N 176-РВМ, пп. 2, 4 и 5 распоряжения вице - мэра N 144-РВМ от 19.03.92, распоряжение премьера правительства Москвы от 22.04.92 N 1006-РП, распоряжение заместителя премьера правительства от 27.03.92 N 732-РЗП, постановления правительства Москвы от 11.08.92 N 616 и N 631, от 20.10.92 N 875, п. 2.1. постановления правительства Москвы от 10.11.92 N 938, пп. 2-4 распоряжения первого заместителя премьера правительства от 01.12.92 N 2817-РЗП.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы, руководителя Департамента внешних связей И.Н.Орджоникидзе.
Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 19 октября 1993 г. N 959
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ
ДО 2005 ГОДА
За последние 20 лет международный туризм развивался высокими стабильными темпами, которые по числу прибытий туристов составляли в среднем 5,1% ежегодно и 14% по валютным поступлениям. Согласно данным Всемирной туристской организации (ВТО) в 1991 году в мире зарегистрировано 450 млн. прибытий туристов и 278 млрд. долл. США поступлений. (Здесь и далее приводятся данные без учета поступлений от международного транспорта.)
Значение туризма постоянно возрастает, как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов. В 1991 году по оценочным данным суммарный доход страны от международного туризма составил около 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг.
Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики. Например, по данным ВТО за 1991 год, поступления Испании от туризма достигли 19 млрд. долл. США, что составляет около 25% поступлений от экспорта страны и около 5% ВВП страны, доходы США равнялись 45,2 млрд. долл. или свыше 5% стоимости экспорта, доходы Турции возросли до 2,7 млрд. долл., что составляет 20% стоимости экспорта.
По прогнозам экспертов, развитие туризма будет продолжаться и в ближайшее десятилетие. Ожидается, что он станет к 2000 году ведущей экспортной отраслью в мире. При сохранении сложившихся за истекший двадцатилетний период средних темпов роста (5,1%) число международных туристов к 2005 году достигнет 900 млн. человек.
На развитие спроса на поездки будут влиять: научно технический прогресс, повышение качества жизни, увеличение продолжительности свободного времени и другие факторы.
Въездной туризм в бывший СССР за период с 1970 по 1991 годы по числу прибытий развивался более высокими темпами, чем в целом по миру. Среднегодовые темпы роста за рассматриваемый период составили 5,8%. Если в 1970 году число прибытий иностранных граждан равнялось 2,1 млн., то в 1991 году - 6,9 млн. В то же время темпы роста валютных поступлений были несколько ниже общемировых: в среднем 13,6% в год. В 1970 году доходы составили 0,1 млрд. инвалютных рублей или 204,5 млн. долл. США (в пересчете по официальному курсу 1 долл. = 0,65 руб.). В 1987 году доходы равнялись 1,0 млрд. инв. руб. или 2,05 млрд. долл. США. Данные за последующие годы отсутствуют. По нашей оценке в 1991 году поступления составили 2,97 млрд. долл.
За период с 1970 по 1991 гг. доля бывшего СССР по числу прибытий в мире возросла с 1,3% до 1,5%, а по поступлениям, наоборот, несколько снизилась с 1,14% до 1,06% соответственно.
Анализ развития иностранного туризма за период с 1970 по 1991 гг. в бывший СССР свидетельствует о том, что с 1985 по 1989 гг. объем туризма возрос на столько же, на сколько за весь период с 1970 по 1985 годы. Пик туризма наблюдался в 1989 году, когда число прибывших достигло 7,8 млн. человек. Однако в связи с политической и экономической нестабильностью и социальной напряженностью в стране уже в 1990 году наблюдался спад туризма, продолжавшийся и в 1991 году.
В связи с тем, что до сих пор статистика по туризму велась только по СССР в целом, данные по отдельным республикам и в том числе по России отсутствуют и возможна только их оценка.
Согласно данным о сложившихся пассажиропотоках в бывший СССР доля России в общем объеме прибытий иностранных граждан составляла 90%. Исходя из этого Россию в 1991 году посетило 6,2 млн. иностранных граждан.
Основной категорией туристов, посещающих страну, являются туристы, прибывающие по линии турфирм, на их долю в 1991 году приходилось 32% всех прибытий или 2,2 млн. человек. Следующей категорией являются деловые люди, приезжающие со служебными целями, - 27% или 1,9 млн. человек. Далее следуют частные поездки - 19% (1,3 млн. человек) и транзит - 22% (1,5 млн. человек). Доля деловых туристов имеет тенденцию к росту, а организованных - к сокращению, вопреки стремительному росту числа турорганизаций.
Москва, как столица России, является главным транспортным узлом страны, главным деловым, финансовым, культурным и транзитным центром России, принимает, по нашим оценкам, около 80% всех туристов России. Таким образом, Москву в 1991 году посетило 4,8 млн. иностранных граждан, что свидетельствует о роли иностранного туризма для Москвы как важной отрасли экономики, приносящей большие валютные поступления. По оценочным данным, доходы от приема иностранных туристов в Москве в 1991 году должны составить порядка 1,1 млрд. долл. США. Развитие иностранного туризма в Москву сдерживается следующими факторами:
- неразвитостью инфраструктуры туризма (нехватка ресторанов, кафе, варьете, казино и т.д., плохие дороги и др.);
- недостаточным количеством гостиничных мест и несоответствием их структуре спроса;
- отсутствием в последние годы комплексной рекламно информационной программы по созданию имиджа Москвы в мире как туристского центра, которая, как правило, финансируется городом или страной;
- несложившейся на сегодня системой управления туризмом в целом по стране и в городе;
- отсутствием законодательства по туризму;
- отсутствием комплексной программы развития туризма в городе.
Выездной туризм из бывшего СССР за период с 1970 по 1988 гг. характеризовался более низкими темпами роста, чем въездной туризм в СССР, которые составляли 4,8% в среднем в год. После отмены в 1988 году государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма в СССР произошло резкое, почти двукратное увеличение туризма за границу. В последующие годы туризм развивался более умеренными темпами, которые не превышали 20% в год. По данным Госкомстата СССР, число выехавших за границу из СССР в 1970 году составляло 1,8 млн. человек, в 1983 г. - 4,2 млн., а в 1991 г. - 10,8 млн. Расходы на зарубежный туризм в 1970 году составляли 307,7 млн. долл. США, а в 1987 году - 615,4 млн. (пересчитано по курсу 1 долл. = 0,65 инв. рубля). Данные за последующие годы отсутствуют. Согласно проведенным расчетам расходы граждан бывшего СССР на туризм за границу достигли в 1991 году 2,1 млрд. долл. США* исходя из средних расходов на одну поездку, составивших в 1991 году около 190 долл.
На развитии выездного туризма отрицательно сказывались:
- отсутствие необходимых валютных и правовых условий;
- отсутствие правового регулирования между клиентом и турфирмой;
- несовершенство лицензирования деятельности в области туризма;
- несложившаяся на сегодня система управления туризмом.
_______________
* Расходы включают размещение, питание и экскурсионное обслуживание. Расходы не включают другие затраты внутри страны (развлечения, покупки).
В настоящее время в туризме:
- происходит переход на новые рыночные отношения, но они еще не сложились, в то время как старое плановое управление ликвидировано, а его юридические и организационные структуры не действуют. В этих условиях возрастает необходимость государственного контроля за развитием туристской деятельности, координации туристской деятельности, создания благоприятных условий для его дальнейшего развития;
- отсутствует система общей информации и статистики по вопросам туризма;
- для новых инвестиций в гостиничное строительство условия неблагоприятные (не определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантия государства при иностранных инвестициях и стимулирующие налоговые и кредитные условия для отечественного предпринимательства, возможности залоговой системы кредитования, концессий и лизинга);
- ухудшается общественная безопасность, что может испортить туристскую репутацию страны, восстановление которой потребует немало усилий и времени.
Тенденции развития иностранного туризма в Россию и Москву
---------------------------------------------------------
- Существует большой потенциальный спрос на поездки в РФ, а следовательно, и Москву как столицу. Туризм имеет решающее значение в формировании представления о стране. Сегодня более чем когда либо необходимо поддерживать интерес к стране, стремиться к благоприятному имиджу России и Москвы. Непризнание этого фактора и невыделение на это средств может привести к ослаблению спроса на поездки;
- опережающими темпами растет индивидуальный, деловой, конгрессный и специализированный туризм;
- изменение структуры спроса в отношении участников поездок в целом по России будет происходить в направлении преимущественного роста туризма лиц среднего и молодежного возраста и сдерживания темпов роста туризма лиц пожилого возраста в годы политической и экономической нестабильности, для которых фактор безопасности во время путешествия является определяющим;
- дальнейшее развитие получит процесс поляризации спроса: с одной стороны, растет спрос на дорогостоящие туры, а с другой стороны - популярностью пользуются дешевые туры;
- ожидается рост популярности туров по индивидуальному набору услуг при обеспечении возможности выбора разнообразных по качеству и видам услуг на месте;
- ужесточение конкуренции на всех уровнях туристского бизнеса будет идти по пути кардинального улучшения качества предоставляемых услуг и использования гибкого ценового механизма.
Введение в начале 1993 года Единого европейского рынка открывает новые возможности для дальнейшего развития туризма и туристского бизнеса. Следует отметить, что создание европейского рынка повлечет за собой повышение стандартов туристских услуг, при этом качество предоставляемых услуг превратится в мощный рычаг конкурентной борьбы за клиента.
Основываясь на сложившихся темпах роста въездного туризма с 1970 по 1991 годы, число иностранных граждан в Россию в 2005 году достигнет 13,7 млн., а в Москву - 10,6 млн., т.е. 80% от всего туристского потока в Россию.
При прогнозе валютных поступлений использовались данные о среднем доходе на одного иностранного гражданина, посетившего бывший СССР, которые в 1991 году при средней продолжительности пребывания в стране 7 дней составили, по оценке, 430 долл. США.
Аналогичный показатель для России при средней продолжительности пребывания 5 дней составил 310 долл., а в Москве при средней продолжительности - 2,5 дня - 225 долларов. Согласно расчетам к 2005 году доходы от иностранного туризма в России составят в целом 4250 млн. долл. США, а по Москве - 2385 млн. долл., в ценах 1991 г.
Исходя из средних расходов на одну поездку за границу, составивших в 1991 году, по нашей оценке, 190 долл. США, расходы граждан России на зарубежные поездки к 2005 году составят 3021,0 млн. долл., а расходы москвичей - 475 млн. долл., в ценах 1991 года.
Число зарубежных поездок граждан России согласно прогнозу к 2005 году возрастет до 15,9 миллионов или 10% от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения РФ. (Для сравнения: число выехавших за границу граждан США составило в 1991 году 16% от всего населения, тогда как по СНГ аналогичный показатель равнялся 3,8%.) Число зарубежных поездок москвичей к 2005 году достигнет 2,5 млн. или около 25% населения города. (Для сравнения: по данным международной статистики, в столичных городах, подобных Москве (Париж, Лондон, Брюссель, Копенгаген и др.), в зарубежные поездки выезжает от 40 до 60% жителей.)