Недействующий

О концепции создания городской информационно-справочной системы г.Москвы (с изменениями на 7 июня 2000 года) (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП)

Приложение 1
к постановлению правительства
"О концепции создания городской
информационной справочной
системы г.Москвы"

Разработка выполнена в соответствии с поручением, изложенном в п.7.4 постановления Правительства N 860 от 15.10.96 "О совершенствовании информационно-справочной системы г.Москвы"

Концепция  создания городской
информационной справочной системы
(ГИСС)

1. Исходные данные


Городская автоматизированная информационно-справочная система г.Москвы (в дальнейшем - ГИСС) создается в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 860 от 15.10.96. ГИСС предназначена для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.

В настоящее время в области информационно-справочного обслуживания жителей и гостей столицы сложилась следующая ситуация.

До начала девяностых годов справочное обслуживание населения обеспечивалось "Мосгорсправкой". Сегодня же возможность получить общегородскую справочную информацию на улицах города и в местах общего пользования практически отсутствует. Некоторым исключением являются ведомственные информационно-справочные системы транспортных служб (вокзалы, станции метро, аэропорты) и информационные издания, продающиеся в коммерческих киосках. К сожалению, имеющиеся в них данные носят разрозненный характер, отсутствует единая технология их актуализации, сведения о городе зачастую противоречивы. Кроме того, предоставляемая информация порой искажена, а ее источники сомнительны. На открытом рынке существуют, например, контрафактные копии служебных баз данных МВД, поставляемые на оптических дисках, которые никем не авторизованы и не обновляются.

В то же время, ежедневно справочные службы МГТС обрабатывают до 1.5 млн. запросов абонентов телефонных сетей. Около 2 миллионов приезжих ежедневно нуждается в справочном обслуживании. По оценкам специалистов СИЦ'а (справочно-информационного центра МГТС) еще приблизительно 1.5 млн. запросов просто не обрабатываются так как отсутствует возможность высылки счета на оплату услуг.

Следовательно спрос на информационные услуги в Москве остается крайне высоким, тогда как существующая городская система информационно-справочного обслуживания устарела и мало приспособлена к работе в новых условиях. Таким образом очевидно, что сложилась крайне негативная ситуация, которая продолжает усугубляться чисто объективными причинами - наличие на рынке незанятой ниши подогревает интерес коммерческих структур и провоцирует на появление суррогатных справочных служб, имитирующих услуги Мосгорсправки и, естественно, никак не отвечающих за качество услуг.

Исходя из этого, создание общегородской информационно-справочной системы необходимо для выполнения одной из важнейших функций муниципальных органов - повышения качества жизни москвичей и гостей столицы, которое может быть, в частности, достигнуто за счет налаживания эффективного информационного обслуживания.

Опыт крупных городов мира показывает, что с помощью современных информационных технологий можно эффективно организовать справочно-информационное обслуживание населения и получить дополнительный качественный аппарат для формирования общественного сознания. Принципиально новые возможности в обобществлении информации и организации массового дистанционного доступа к ней обеспечены широким развитием общедоступных компьютерных сетей, особенно - реализуемых на основе открытых технологий Интернет, которые позволят обеспечить практически безграничное расширение доступных объемов информации. Такие технологии позволяют вынести информационный сервис в произвольную точку города, оснащенную каналами связи.

Анализ мирового опыта развития глобальной сети Интернет позволяет сделать вывод о том, что резкий взлет популярности сети и, соответственно, качественный скачек в использовании ее информационных возможностей, связан с выходом этого явления на уровень доступности для массового потребителя. Данный сектор рынка является массовым и способен обеспечить в перспективе наибольший объем финансирования за счет оплаты услуг ГИСС.

Количество потенциальных пользователей измеряется десятками тысяч, и, по данным РОЦИТ, в настоящее время в Москве увеличивается на 100% в год. Всего, на февраль 1997 года, в городе работало не менее 250 тысяч индивидуальных пользователей Интернет. Эта группа населения является перспективной базой роста для проекта ГИСС и, соответственно, учитывается при определении количества потенциальных пользователей. Материалы постоянного мониторинга информационного спроса в рамках Интернет, осуществляемого ЦЭМИ РАН совместно с РОЦИТ, показывают, что в первую очередь будут пользоваться спросом следующие подсистемы и отдельные справочные массивы ГИСС:

- Культурная жизнь города

- Транспортная сеть Москвы

- Социальная жизнь города

- Метео-экологические карты Москвы, России и Мира

- Образовательные программы

- Развлекательные и информационные программы

- Медицина

- Трудоустройство и занятость

- Страховой сервис

- Туризм

- Информационная поддержка малого и среднего бизнеса

- Торгово-финансовые услуги

- Адвокатские услуги и нотариальные консультации

2. Анализ источников информации


В ходе проведенных маркетинговых исследований было выявлено, что в Москве существует достаточно много различных источников информации в виде баз данных и так или иначе развивающихся информационных проектов.