(с изменениями на 21 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 августа 2005 года
на основании закона Москвы
от 15 июля 2005 года N 43
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Москвы от 17 января 2001 года N 2 (Вестник мэрии Москвы, Приложение, февраль 2001 год);
Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает статус Мэра и Вице-мэра Москвы, правовые гарантии и принципы их деятельности, основы взаимоотношений с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, города Москвы и районов.
Закон наделяет Мэра Москвы полномочиями по руководству Московской городской администрацией, определяет порядок вступления Мэра и Вице-мэра Москвы в должность, прекращения их полномочий.
1. Мэр Москвы (далее - Мэр) является выборным высшим должностным лицом города, возглавляет Московскую городскую администрацию (далее - городская администрация или мэрия).
2. Мэр, являясь главой администрации города федерального значения, входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, подотчетен Президенту и Правительству Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Должность Мэра входит в соответствии с законодательством в сводный перечень высших должностей Российской Федерации.
Мэр, избираемый жителями Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, возглавляет городское самоуправление на территории Москвы и ответствен перед законом и городским сообществом за осуществление принятых им полномочий.
3. Мэр осуществляет правомочия городской администрации как юридического лица, имеет печать и официальный бланк с изображением герба Москвы.
Мэру при вступлении в должность вручается символ должности знак "Мэр города Москвы". Этот знак Мэр надевает во время официальных церемоний: при вступлении в должность, вручении наград и почетных званий, приеме делегаций и на других протокольных мероприятиях.
4. Над местом постоянной резиденции Мэра - зданием мэрии вывешивается флаг города Москвы, устанавливаемый также на его служебном автомобиле во время официальных церемоний.
1. Вице-мэр является заместителем Мэра, высшим должностным лицом в системе органов исполнительной власти города Москвы. Вице-мэр осуществляет оперативное руководство органами исполнительной власти города Москвы только в пределах предоставленных ему Мэром полномочий.
Вице-мэр выполняет поручения Мэра, а в случае отсутствия Мэра полномочия, установленные настоящим Законом.
2. По кругу вопросов, определенных Мэром, Вице-мэр издает распоряжения.
1. Мэр и Вице-мэр осуществляют деятельность на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава и законодательных актов города Москвы.
1. Мэр и Вице-мэр избираются одновременно жителями Москвы на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Мэром и Вице-мэром могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 30 лет на день выборов (часть в редакции Закона Москвы от 17 января 2001 года N 2 - см. предыдущую редакцию).
3. Порядок выборов Мэра и Вице-мэра устанавливается Законом города Москвы.
1. Избранный Мэр вступает в должность не позднее чем на десятый день после опубликования Московской городской избирательной комиссией официальных результатов выборов и получения удостоверения об избрании.
Лицо, получающее полномочия Мэра в случае досрочного прекращения полномочий действующего Мэра, вступает в должность в день их прекращения.
2. Вступление в должность Мэра проводится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Московской городской Думы, членов Московской городской избирательной комиссии, Председателей Московского городского суда и Арбитражного суда Москвы, Прокурора Москвы, Вице-мэра, Почетных граждан города, приглашенных представителей общественных и других организаций. При вступлении в должность Мэр приносит присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей".
Текст присяги подписывается Мэром и передается на хранение в Московскую городскую Думу.
Церемония вступления в должность завершается исполнением гимна города Москвы.
3. Вице-мэр вступает в должность одновременно с Мэром на основании изданного Мэром распоряжения.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра и перехода его должности, прав и обязанностей к Вице-мэру Вице-мэр вступает в должность Мэра в соответствии с порядком, установленным в п.2 настоящей статьи.
1. Мэр и Вице-мэр осуществляют возложенные на них полномочия в соответствии со следующими принципами:
- законности;
- гласности;
- разделения властей;
- единоначалия и самостоятельности в пределах своей компетенции;
- разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти Москвы;
- взаимодействия городской администрации и Московской городской Думы на основе разграничения функций и полномочий;
- представительства и выражения интересов всех слоев населения Москвы;
- личной ответственности за исполнение своих решений.
1. Мэр непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономического развития города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.
Осуществляя свои полномочия, Мэр:
а) устанавливает и изменяет структуру городской администрации;
б) определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города;
в) назначает на должность руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам городской администрации;
г) отменяет акты руководителей органов городской администрации, если они противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству города Москвы или распоряжениям Мэра;
д) назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения и освобождает их от должности;
е) в порядке и сроки, установленные законами города Москвы, разрабатывает и представляет в Московскую городскую Думу проекты законов о бюджете города Москвы и об исполнении бюджета, предложения об образовании в составе бюджета города Москвы целевых бюджетных фондов города, установлении городских налогов и сборов, о составе и порядке предоставления льгот по уплате налогов и сборов (подпункт в редакции, веденной в действие с 11 апреля 2001 года Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6, - см. предыдущую редакцию);
ж) вносит на рассмотрение Московской городской Думы проекты законодательных актов;
з) выполняет представительские функции;
и) от имени города Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде в рамках компетенции, установленной Уставом города Москвы. В случаях и порядке, установленном законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы государственным органам, органам городского (местного) самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;
к) осуществляет общее руководство формированием международных и внешнеэкономических связей города Москвы;
л) заключает договоры и соглашения города Москвы о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно- и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами;
м) заключает международные соглашения о привлечении иностранных кредитов, в том числе под залог городской собственности;
н) заключает договоры и соглашения городской администрации с органами исполнительной власти иностранных государств, с другими зарубежными партнерами;
о) учреждает городские внешнеэкономические структуры и представительства за рубежом;
п) в рамках своей компетенции и в соответствии с международной практикой участвует в переговорах и заключении соглашений с дипломатическими и иными представительствами зарубежных стран и международных организаций, расположенными на территории Москвы;
р) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами города Москвы, принятыми в пределах их компетенции.
2. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, поддержанию правопорядка, Мэр в интересах населения города вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или по ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
3. В соответствии с законодательством Мэр вправе создавать в городе подразделения и службы муниципальной милиции общественной безопасности. Состав, задачи, функции подразделений муниципальной милиции общественной безопасности, а равно условия прохождения службы в них определяются правовыми актами города.
4. Со дня выборов нового Мэра Мэр, продолжающий исполнение своих обязанностей, до вступления в должность вновь избранного Мэра не вправе изменять действие положений п.1 настоящей статьи, закрепленных в пп. "а", "б", "в", "д", "е", "ж", "л", "м", "н", "о" и принимать решения об изменении собственного статуса.
1. Мэр:
а) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом по должности представляет город Москву в Совете Федерации Российской Федерации;
б) представляет или поручает представление иным лицам интересов города Москвы в федеральных органах государственной власти;
в) вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты правовых актов, принятие которых находится в компетенции федеральных органов государственной власти;
г) осуществляет согласование проектов нормативных правовых актов министерств и ведомств, в которых затрагиваются интересы города Москвы;
д) вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по реализации целевых федеральных программ развития города Москвы при осуществлении им функций столицы;
е) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;
ж) осуществляет контакты с российскими дипломатическими, торговыми и консульскими представительствами за рубежом по вопросам, имеющим отношение к городу Москве;
з) представляет Москву при осуществлении международных связей, в том числе на официальных государственных протокольных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне.
и) в порядке, установленном законодательством, согласовывает назначение кандидатур Прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации.
1. Мэр:
а) представляет Москву в отношениях с субъектами Российской Федерации;
б) от имени Москвы заключает договоры и соглашения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития межрегионального сотрудничества в области экономических, торговых, культурных, научных и других связей.
2. Мэр взаимодействует с органами власти Московской области в следующих сферах деятельности:
а) разработка и реализация целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;
б) строительство, реконструкция и содержание на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в соответствии с договорами и соглашениями, заключенными между органами государственной власти города Москвы и Московской области;
в) содержание и развитие систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
г) развитие объектов коммунального назначения, обслуживающих город Москву и Московскую область;
д) проведение совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области;