ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 1997 года N 504
О состоянии и перспективах лекарственного обеспечения
населения и лечебно-профилактических учреждений г.Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 июля 2015 года N 403-ПП
____________________________________________________________________
Лекарственное обеспечение в городе осуществляют 1825 аптечных предприятий как оптовой, так и розничной торговли.
Непосредственное обслуживание населения производят 542 аптеки, 335 аптечных пунктов и 323 аптечных киоска (одна аптека с учетом мелкорозничной сети обслуживает 9000 человек). Обеспечение аптек производится через 625 аптечных складов.
Анализ состояния лекарственного обеспечения населения г.Москвы показывает, что в городе сложилась определенная система в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Поступление лекарственных средств в город по различным каналам позволило, в основном, обеспечить безотказное и качественное обслуживание населения и лечебно-профилактических учреждений. Активно развиваются в условиях рынка аптечные предприятия различных форм собственности. Значительно улучшилась обеспеченность аптечных предприятий лекарственными средствами как по объему, так и по номенклатуре.
Укрепляется взаимодействие аптечных предприятий города с предприятиями фармацевтической индустрии Москвы, Подмосковья и других регионов России. В результате реализация отечественных лекарственных средств возросла в 1996 году до 18,6% в товарообороте аптек против 10% в 1995 году.
Приняты меры по упорядочению выписки и оплаты льготных и бесплатных рецептов. В 1997 году продолжается эксперимент по упорядочению оплаты за медикаменты по льготным рецептам. В ходе эксперимента участвуют 468 аптечных предприятий города Москвы (86% от всех аптек города).
Вместе с тем имеются недостатки в лекарственном обеспечении москвичей:
- не обеспечена система проведения тендеров по централизованной закупке медикаментов;
- недостаточно организована система контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на льготное обеспечение населения;
- не создана система ценообразования, которая экономически приводит к снижению стоимости медикаментов в аптечной сети города;
- не подготовлена с целью создания конкуренции отечественной фармацевтической продукции программа организации в префектурах малых производств по изготовлению готовых лекарственных средств;
- не используется практика льготного кредитования городских фармацевтических предприятий.
В целях дальнейшего улучшения качества и доступности лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений г.Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Программу региональной политики Правительства Москвы в области лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений (приложение 1).
2. Комитету здравоохранения и Комитету фармации продолжить работу по организации лекарственной помощи категориям граждан, имеющих право на льготный (бесплатный) отпуск лекарственных средств.
3. Комитету фармации:
3.1. Ввести в практику закупку лекарственных средств, предназначенных для льготного и бесплатного отпуска населению, а также специфических препаратов для лечебно-профилактических учреждений только через проведение тендеров (конкурсных отборов), значительно при этом расширив ассортимент и информационную открытость.
3.2. Создать до 15.07.97 сектор конъюнктурной проработки городского заказа (в пределах утвержденного фонда заработной платы), обеспечивающий организацию проведения тендеров (конкурсов) по закупке лекарственных препаратов.
3.3. Закончить в течение 1997-98 гг. создание в городе Единой системы фармацевтической информации.
3.4. Совместно с Комитетом здравоохранения и страховыми компаниями ("МАКС" и "РОСНО") обеспечить до 01.09.97 подписание первого тарифного соглашения по ценам на медикаменты, отпускаемые по льготным и бесплатным рецептам, и закончить работу по подписанию соглашения до 01.12.97.
Департаменту экономической политики и развития Москвы обеспечить до 01.10.97 пересмотр существующей системы ценообразования.
Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, Комитету труда и занятости до 01.09.97 внести предложения на рассмотрение Правительства Москвы по созданию малых производств по выпуску готовых лекарственных средств.
Комитету по управлению имуществом Москвы при приватизации аптечных предприятий предусмотреть возможность как приватизации производственных помещений, так и передачи их в аренду на льготных условиях, предусмотренных для предприятий, выполняющих социальные функции.
4. Комитету здравоохранения создать Практический центр медицинской инспекции.
5. Фонду имущества Москвы не допускать случаев включения в программу реализации объектов незавершенного строительства помещений в домах-новостройках, предназначенных для размещения аптек, в местах массовой жилой застройки.
6. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства предусмотреть в 1997-98 гг. приобретение и передачу в лизинг оборудования по расфасовке лекарственных препаратов для ОАО "Московская фармацевтическая фабрика".
7. Департаменту финансов осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств на медикаменты, отпускаемые по льготным и бесплатным рецептам.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 8 июля 1997 года N 504
ПРОГРАММА
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Цель программы:
- определение приоритетов в области лекарственного обеспечения населения г.Москвы;
- улучшение лекарственного обеспечения населения в части доступности лекарственной помощи. Факторами доступности лекарственной помощи являются:
- обеспеченность ресурсами лекарственных средств и их распределение в аптечной сети города;
- материально-техническая база аптечных предприятий, обеспеченность аптечными предприятиями города, их развитие, размещенность с точки зрения удобства для населения;
- экономические факторы, имея ввиду обеспеченность оборотными средствами для закупки и завоза необходимых объемов лекарственных средств, а также цены на них, как один из факторов доступности медикаментов для населения и лечебно-профилактических учреждений и бюджета города.
Разделы программы :
1. Материально-техническая база фармацевтической службы города.
2. Обеспеченность ресурсами лекарственных средств.
3. Экономические факторы, влияющие на лекарственное обеспечение.
4. Контроль качества лекарственных средств.
5. Мероприятия по созданию в г.Москве единого информационного фармацевтического пространства.
6. Контроль за работой аптечных предприятий города.
---------------
Примечание: каждый раздел программы состоит из двух частей: состояние работы и перспективные направления.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА
Всего в Москве на 01.01.97 функционирует 1825 аптечных предприятий как оптовой, так и розничной торговли. Соотношение оптовых предприятий к розничным составляет: 542 аптеки, 335 аптечных пунктов и 323 аптечных киоска или 1200 предприятий розничных; 625 аптечных складов или оптовых предприятий, то есть соотношение составляет 1:2 (с учетом мелкорозничной сети или аптечных пунктов и киосков). Население обслуживает: 542 аптеки, в т.ч. 388 или 72% государственные, 154 аптеки или 28% относятся к различным формам собственности и ведомственной подчиненности. Наряду с аптеками, население обслуживают 335 аптечных пунктов, в том числе 145 - от государственных аптек или 43%, 190 или 57%, - от предприятий иных форм собственности. 323 аптечных киоска, в том числе 20 - от государственных предприятий или 6%, и 303 - различных форм собственности или 94%.
Аптечные пункты - это аптечные предприятия, как правило, функционирующие в лечебно-профилактических учреждениях и дающие возможность приблизить лекарственную помощь к населению. Что касается аптечных киосков, то за последние три года активно развивается сеть аптечных киосков в местах массового скопления населения (метро, супермаркетах и других).
Оптовое звено представлено 625 складами, в том числе 25 государственными или 4%, и 600 (96%) - иных форм собственности и ведомственной подчиненности. За 1996-97 гг. происходил естественный процесс закрытия и открытия новых аптечных предприятий: всего открыто 541. В то же время 153 предприятия прекратило фармацевтическую деятельность. Темпы открытия аптечных предприятий в 3,5 раза превышают закрытие. Представленная характеристика аптечной сети города говорит о том, что в городе сформировалась аптечная сеть, позволяющая качественно обеспечить лечебный процесс. На сегодняшний день в городе одна аптека с учетом мелкорозничной сети обслуживает 9000 населения, без учета мелкорозничной сети - 20200 человек.
Надо отметить, что в начале формирования рынка активно развивалась оптовая сеть. Это оказало определенное положительное влияние на насыщение рынка, позволило привлечь оборотные средства оптовиков для насыщения рынка. Розничная же сеть развивалась значительно медленнее. Поэтому в настоящее время необходимо как качественное, так и количественное развитие розничной сети.
+-------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Перспективные мероприятия ¦ Ответственные ¦ Срок ¦
¦п/п¦ ¦ исполнители ¦ исполнения ¦
+-------------------------------------------------------------------+
1. Довести к концу 1998 года число дей- Комитет 1997-1998 гг.
ствующих аптек до 600 путем открытия фармации
аптек различных форм собственности
2. С целью приближения лекарственной Комитет 1997-1998 гг.
помощи к населению, а информации к фармации
врачам, открыть в каждом поликлини- Комитет
ческом лечебно-профилактическом уч- здраво-
реждении аптечный пункт охранения
3. Увеличить в два раза число дежурных Комитет первое
аптек из расчета одна аптека на фармации полугодие
200 тысяч жителей 1997 г.
4. Увеличить число аптек, работающих в Комитет первое
воскресенье и праздничные дни до 50 фармации полугодие
аптек (дополнительно к дежурным) из 1997 г.
расчета одна аптека на 200 тысяч
жителей
5. Провести реструктуризации окружных Комитет III кв.
муниципальных аптечных предприятий, фармации 1997 г.
оставив в округе по одному государ- по согла-
ственному унитарному окружному ап- сованию с
течному предприятию префектурами
6. Открыть в каждом округе по одному ап- Комитет 1997-1998 гг.
течному магазину по реализации меди- фармации
каментов безрецептурного отпуска, префектуры
предметов ухода за больными, изделий администра-
медицинского назначения и медицинской тивных кругов
техники, лекарственных трав, предметов
санитарии и гигиены, предметов ухода
за новорожденными, косметики, парфюмерии,
лечебного питания, минеральных вод
7. Совместно с Москомимуществом Москомимуще- 1997-
продолжить работу по приватизации ство 1998гг
аптечных предприятий, рассмотреть Комитет фар-
в установленном порядке вопрос мации
приватизации ГП "Фармакоптево"
8. Продолжить создание альтернативных Комитет фар- 1997-
аптечных служб на базе государствен- мации,префекты 1998гг
ных предприятий "Аптечный склад N 1" АО,АО "Время"
и "Фармакоптево", АО "Время"и других и др.
организаций, передавая в альтернатив-
ную аптечную службу убыточные аптеч-
ные предприятия
9. Анализ работы альтернативных аптечных Комитет фар- 1998
служб в городе, вместе с предвари- мации
тельными результатами приватизации,
доложить Правительству Москвы
10. Начать строительство государст- Комитет фа- 1997
венного предприятия "Аптечный рмации
склад N 1" по Стрелецкой улице( в (ГП "Аптечный
инвестиционной программе Правитель- склад N 1")
ства Москвы на 1997 год заложено
4,4 млрд.рублей)
---------------
Примечание: средства заложены в инвестиционной программе Правительства Москвы
11. Оснастить ГП "Аптечный склад Комитет фар- 1997
N 1"линией по сборке заказов мации
производства Германии фирмы "Шеферд" (ГП "Аптечный
( финансирование из бюджета за счет склад N 1")
капитальных вложений в размере
2,3 млрд.руб.)
12. Провести реконструкцию в четырех Комитет фар- 1997
аптеках и на ГП "Аптечный мации -1998
склад N 1":
Аптека N 1 - 1 млрд.руб за счет прибыли аптеки
Аптека N 2 - 2,095 млрд.руб,
Аптека N 434 - 3,675 млрд.руб.,в т.ч. Центр контроля качества
Аптека N 58 - 0,4 млрд.руб.,
ГП "Аптечный склад N 1"-реконструкция - 1,381 млрд.руб.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Фактическое поступление лекарственных средств в город по всем каналам позволило, в основном, удовлетворить все запросы лечебно-профилактических учреждений и населения.