ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 1997 года N 570
О программе "Радон" на 1997-2001 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 марта 2017 года N 93-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением
на основании постановления Правительства Москвы
от 18 января 2000 года N 41
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным Законом "О радиационной безопасности населения", а также в целях снижения облучения населения г. Москвы от воздействия изотопов радона и продуктов их распада и повышения степени обеспечения охраны его здоровья Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Московскую региональную целевую программу снижения уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон"), согласно приложению.
2. Определить:
- государственными заказчиками программы: Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Москомприроду, Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве;
- ведущим исполнителем данной программы МосНПО "Радон".
3. Финансирование программы "Радон" осуществлять за счет основных средств, выделяемых МосНПО "Радон", с учетом утвержденной Концепции и программы комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы (1996-2000 годы).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольского.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 29 июля 1997 года N 570
Московская региональная целевая программа снижения
уровня облучения населения от воздействия изотопов
радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы
(программа "Радон")
Целевая программа снижения уровня облучения населения г.Москвы от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 809 "О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 гг." и поручением Правительства Москвы от 11 марта 1996 г. и основана на анализе фактов распределения изотопов радона в объектах среды и жилищах, которые могут создавать дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучении населения составляют радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе производственных и жилых помещений. По данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации причиной около 20% всех заболеваний раком легких может быть воздействие на организм радона и продуктов его распада.
Проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о наличии в Москве потенциально опасных по содержанию изотопов радона. Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях могут достигать значительных величин.
На территории г.Москвы имеются многочисленные производственные и коммунальные объекты (склады, метрополитен, электро и канализационные коммуникации, промышленные предприятия, ТЭС), которые являются источниками повышенного радоновыделения. Кроме того, для населения могут представлять опасность изотопы радона, содержащиеся в строительных материалах, питьевой воде, природном газе.
Федеральным законом РФ "О радиационной безопасности населения" установлен основной гигиенический норматив, по которому начиная с 2001 года для населения должна быть обеспечена средняя годовая эффективная доза не более 0,001 Зиверта.
Выполнение программы "Радон" по Москве будет способствовать повышению радиационной безопасности населения.
1. Технико-экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса радиационно-экологических, дозиметрических, санитарно-экологических обследований, разработка методических вопросов, оснащение аппаратурой и создание, в конечном счете, системы мер по ограничению облучения населения г.Москвы.
В первую очередь должны быть выявлены группы населения, подвергающиеся повышенному облучению. Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно-экологического районирования территории г.Москвы по степени опасности и первоочередного радиационного обследования жилья, производственных и коммунальных объектов в потенциально опасных районах.
Эманационные съемки в радоноопасных районах, проводимые в период до начала строительства, позволят выделить участки с повышенной концентрацией радона в почвенном воздухе, что позволит разработать мероприятия по исключению возникновения радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить расходы на защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а также разработка и внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят не допустить возникновения высокого радиационного фонда в зданиях и связанных с этим затрат на нормализацию радиационной обстановки.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от естественных источников даст возможность осуществить рациональную стратегию максимального снижения дозы облучения при минимальных затратах, а также снизить вероятность заболеваний, связанных с радиационным облучением организма.
2. Основные направления программы "Радон"
2.1. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска от природных источников изотопов радона.
2.2. Радиоэкологическое обследование и изучение территорий, объектов окружающей среды, жилых и производственных помещений, получающих радиационно значимую дозу облучения.
2.3. Исследование состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию изотопов радона и продуктов их распада; разработка профилактических мероприятий.
2.4. Нормативно-методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение работ и исследований по оценке доз облучения населения природными источниками изотопов радона.
2.5. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории г.Москвы с целью выявления и выделения радоноопасных площадей и участков.
2.6. Разработка методичеcки-нормативной базы для проектирования и строительства радиационно-безопасных зданий и сооружений.
2.7. Введение постоянного мониторинга радона в системе комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы.
2.8. Разработка организационно-гигиенических и технических мероприятий и рекомендаций по снижению доз облучения населения.
2.9. Информация населения, заинтересованных организаций, средств массовой информации, должностных лиц.
3. Механизм реализации и конечные результаты программы
Реализация программы потребует ассигнований на проведение необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджета г.Москвы и внебюджетных источников с учетом направления и характера проводимых мероприятий.
В ходе реализации программы предусматривается поэтапное решение теоретических и практических задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы.
Выполнение программы позволит создать основу для организации систематического мониторинга радона и внедрения научно-обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение облучения населения от источников выделения радона в Москве, обеспечить условия для снижения коллективной дозы облучения.
В приложении к Программе приводится перечень основных мероприятий, необходимых для выполнения программы "Радон".
Приложение
к Московской региональной
целевой программе снижения
уровня облучения населения
от воздействия изотопов
радона и продуктов их
распада на 1997-2001 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
по Московской региональной целевой программе снижения
уровня облучения населения от воздействия изотопов
радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы
Наименование | Всего | Затраты (млн.руб.) | ||||
2001 гг. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение снижения воздействия | 700 | 200 | 500 | - | - | - |
Разработка нормативов для оценки степени пригодности территорий | 80 | 20 | 60 | - | - | - |
Обеспечение радиационно-экологической безопасности территорий | 2000 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Обеспечение радиационно-экологической безопасности объектов окружающей природной среды | 3000 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
Радиационно-экологическое обследование жилых | 5000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Ведение постоянного мониторинга радона в рамках комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы | 110 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 |
Районирование территории г.Москвы по радиационным показателям | 30 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Создание базы данных, обработка результатов исследований и анализ | 200 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Обеспечение информации | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Итого: | 11170 | 2298 | 2638 | 2078 | 2078 | 2078 |
* - в ценах на 01.01.94
Текст документа сверен по:
официальная рассылка