Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1997 года N 497


О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 28.04.97 N 425
"О реформе жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации"

(с изменениями на 24 февраля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 436-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N 1046-ПП (Вестник мэрии Москвы, N 46, декабрь, 2001 год);

постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2004 года N 106-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 15, 11.03.2004).

____________________________________________________________________


В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ принимаются меры по разделению функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг. Постепенно увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги, малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла.

Однако преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.

В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не создан действенный механизм стимулирования ресурсосбережения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания.

Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной части горожан. В настоящее время около 60 процентов москвичей не имеют возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20 процентов оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и учитывая реальные финансовые возможности населения Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Программу дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве на 1997-2006 годы (приложение).

Внести указанную Программу в установленном порядке в Московскую городскую Думу на утверждение.

2. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, предприятий и организаций городского хозяйства дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствования системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей и доступности приобретения жилья населением.

При проведении реформы исходить из того, что за жилье в пределах установленных нормативов расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 2000 года не должны превышать действующий уровень - 12,5 процентов.

В этих целях:

- обеспечить снижение затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а также на предоставление коммунальных услуг;

- производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом организаций на конкурсной основе;

- способствовать созданию товариществ собственников жилья, которые призваны представлять интересы населения в отношениях с поставщиками услуг;

- повышать долю платежей населения в покрытии издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг пропорционально росту доходов малообеспеченных слоев населения;

- постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные услуги для лиц, занимающих жилую площадь, размеры которой превышают социальную норму;

- обеспечить переход от бюджетных дотаций эксплуатационных и коммунальных служб к адресной финансовой поддержке малообеспеченных граждан.

3. Префектам административных округов, Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитету муниципального жилья:

3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика и подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда.

3.2. Обеспечить начиная со второго полугодия 1997 года повсеместное заключение:

- с владельцами и собственниками помещений соглашений о совместном владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию;

- с арендаторами жилых помещений - договоров аренды помещений;

- с нанимателями жилых помещений - договоров коммерческого или социального найма;

- с арендаторами нежилых помещений - договоров на эксплуатационные и коммунальные услуги.

3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной основе частных компаний к управлению жилищным фондом. В 1998 году на этих условиях должно работать по одной управляющей организации в каждом административном округе.

3.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в установленном порядке предоставлять нежилые помещения негосударственным некоммерческим организациям (товарищества собственников жилья и др.) и иным организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме организаций, указанных в п.1 настоящего постановления), занятым на работах в жилищном фонде, в аренду, размер ставок которой определяется в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2004 года N 106-ПП - см. предыдущую редакцию).

     

3.5. Создать условия для формирования и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, имея в виду содействие в их организации, снижение размеров сборов за регистрацию, оформление земельно-имущественных прав и других документов, первоочередную установку приборов учета расхода воды и тепла на дом, оказание консультаций и методической помощи по вопросам, связанным с управлением и эксплуатацией жилищного фонда.

3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного фонда и внутридомового инженерного оборудования с внесением необходимых изменений в Положение о системе страхования в Москве жилых помещений.

4. Москомимуществу совместно с префектами административных округов и Управлением городского заказа включать в заключаемый со службой заказчика договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения отдельным списком перечень нежилых помещений, предоставленных под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду.

В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в действующие договоры.

5. Префектам административных округов разработать и утвердить программы формирования товариществ собственников жилья на территории округа с учетом положений пункта 3.5 настоящего постановления.

6. Предложить Территориальному управлению Москвы и Московской области Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации активизировать работу по пресечению злоупотреблений хозяйствующих структур, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, по разъяснению потребителям услуг политики Правительства Москвы в области проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также защите прав потребителей услуг.

7. Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии совместно с Комитетом труда и занятости и Комитетом муниципального жилья организовать систему подготовки и переподготовки руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства.

8. Управлению развития Генплана, Управлению координации строительства, Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников, Москомархитектуре разработать в 1997 году целевую комплексную программу улучшения проектных решений и повышения качества строительства, предусматривающую обеспечение снижения эксплуатационных затрат в жилищном хозяйстве и ресурсосбережение.

9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства:

9.1. В двухмесячный срок разработать механизм экономического стимулирования поставщиков и потребителей услуг за рациональное использование воды и тепловой энергии.

9.2. До 1 января 1998 года пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью стимулирования установки приборов учета и сокращения расходов названных ресурсов.

10. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в двухмесячный срок:

10.1. Разработать мероприятия по повышению сохранности подъездов жилых домов.

10.2. Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства подготовить план поэтапного оснащения групп жилых зданий и отдельных строений приборами учета расхода ресурсов.

11. Управлению городского заказа в III квартале т.г. оформить заказ Мосгоркомстату на обследование 100-150 тыс. семей для определения их среднедушевого и совокупного дохода, размеров занимаемой площади.

12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, АО "Московский комитет по науке и технологиям" предусмотреть в плане научно-технических работ на 1998 год по заказу Управления городского заказа разработку на базе Городского центра жилищных субсидий единой программы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги и субсидий на их оплату.

13. Обеспечить разработку нормативной и методической базы, а именно:

13.1. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы совместно с Департаментом финансов, Управлением городского заказа, Управлением топливно-энергетического хозяйства и АООТ "Мосэнерго" до 1 августа т.г. - проекта нормативных документов о дифференцированных, исходя из норм потребления электроэнергии, тарифах для населения.

13.2. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября т.г. - проектов документов, регламентирующих субсидирование приобретения жилья москвичами со средним достатком.

13.3. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства, Государственной жилищной инспекции до 1 сентября 1997 года:

- уточнить действующие положения о конкурсном отборе подрядных организаций для выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда и его инженерного оборудования, предусмотрев включение в конкурсные комиссии представителей комитетов общественного самоуправления;

- подготовить проект формы договора с арендаторами нежилых помещений на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг.

13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными организациями до 1 января 1998 года  привести в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовую базу для создания и эффективного функционирования товариществ собственников жилья, в т.ч. в домах-новостройках.

13.5. Москомимуществу, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре, Комитету муниципального жилья, Московской регистрационной палате до 1 октября т.г.  пересмотреть в сторону снижения размеров сборов за оформление документов, необходимых для регистрации товариществ собственников жилья и кондоминиумов.

14. Утвердить перечень функций, выполняемых исключительно государственными структурами и не подлежащих возложению на частные компании, выигравшие конкурс по управлению жилищным фондом:

- проведение мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны;

- доставка повесток населению и составление разнообразных списков проживающих по общегородским вопросам;

- регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания (паспортный учет, прописка и выписка).

15. Комплексу городского хозяйства совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997 года подготовить предложения Правительства Москвы в Правительство Российской Федерации о:

- соотнесении сроков и темпов проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства с достигнутыми результатами реализации Среднесрочной программы структурной перестройки и экономического роста, а также Указа Президента Российской Федерации по структурной реформе в сферах естественных монополий;

- законодательной и материальной поддержке создания системы долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья;

- установлении социально обоснованного минимального уровня заработной платы;

- пересмотре нормативов отчислений в федеральный и региональные бюджеты в пользу регионов, обеспечивающих увеличение объемов самофинансирования в жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими программ жилищно-коммунальной реформы;

- исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ и услуг, выполняемых на жилищном фонде;

- обеспечении правовой основы воздействия на заемщиков, не выполняющих своих обязательств, должников по жилищно-коммунальным платежам и внесении соответствующих изменений в Гражданский и Административный кодексы Российской Федерации и действующее законодательство;

- разработке Закона Российской Федерации об обязательном страховании жилья.

16. Пресс-центру Мэрии и Правительства совместно с заинтересованными организациями продолжить работу по разъяснению москвичам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также организовать систему информирования населения о результатах принимаемых в столице мер по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.

17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольского.

Премьер
     Правительства Москвы
                                                              Ю.М.Лужков

     

Приложение
 к постановлению Правительства Москвы
 от 1 июля 1997 года N 497


ПРОГРАММА
дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального
хозяйства г.Москвы на 1997-2006 годы


Основные цели реформы

Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а также результатов проведенных в 1991-1997 годах преобразований.

Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения. Жилищная реформа в г.Москве проводится с целью решения следующих задач:

1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание условий проживания, отвечающих стандартам качества.

2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.

3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением-потребителем, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства.