Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 1995 года N 782


О Московской городской программе "Жилище"

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 8 августа 2000 года N 604

____________________________________________________________________

С целью формирования новых методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в г.Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья, и в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595 "О государственной целевой программе "Жилище" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить представленную Департаментом муниципального жилья Московскую городскую программу "Жилище" с реализацией ее положений в установленном порядке по мере внесения изменений в действующее законодательство (приложение N 1).

2. Утвердить перечень первоочередных мероприятий по реализации Московской городской программы "Жилище" (приложение N 2*).

3. Департаменту муниципального жилья (Сапрыкин П.В.) в месячный срок подготовить предложения по созданию координационного совета при правительстве Москвы (положение, состав) в целях контроля выполнения программы и обеспечения мероприятий по разработке и реализации правовых, организационных и экономических мер, направленных на проведение жилищной политики и жилищной реформы.

4. Департаментам, комитетам правительства Москвы и префектурам административных округов принять меры по реализации программы "Жилище".

5. Департаменту муниципального жилья (Сапрыкин П.В.) ежегодно докладывать правительству Москвы о ходе реализации Московской городской программы "Жилище".

6. Считать утратившим силу распоряжение премьера правительства Москвы от 03.03.94 N 355-РП "Об утверждении положения о рабочей группе по подготовке проекта Московской городской программы "Жилище".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А.

Премьер правительства Москвы
 Ю.М.Лужков

Приложение N 1
к постановлению правительства Москвы
от 19 сентября 1995 года N 782

ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ

Московская городская программа

"ЖИЛИЩЕ"

Москва - 1995

Введение

Основание для разработки

Московская городская программа "Жилище", именуемая далее программа, разработана на основании постановления Правительства Москвы от 11 мая 1993 года N 441 "О реализации заданий программы правительства Москвы на 1992 год по обеспечению москвичей жильем и основных направлениях использования жилых площадей, вводимых в 1993 году" и распоряжения премьера правительства Москвы от 3 марта 1994 года N 355-РП "Об утверждении положения о рабочей группе по подготовке проекта Московской городской программы "Жилище".

Объектом разработки программы является жилищный комплекс города Москвы в составе всех его ведущих отраслей. Она создавалась как комплексная программа с четко обозначенными задачами развития, определяющими ускорение преодоления сложившихся негативных тенденций переходного периода. Отличительной особенностью является обоснование и реализация рыночных факторов стимулирования накопления и обновления жилищного фонда, создающих условия для свободного выбора семьям способа улучшения жилищных условий в зависимости от уровня их доходов.

Программа разработана исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и основных положений Государственной целевой программы "Жилище" и представляет комплекс мероприятий по целенаправленному социально и экономически сбалансированному изменению форм и принципов хозяйствования, обеспечивающих реализацию концепции новой жилищной политики на основе реформирования жилищной сферы.

Цель жилищной реформы состоит в поэтапном переходе к снижению уровня бюджетного датирования жилищной сферы (до минимально необходимого уровня) и создании эффективно функционирующей многосекторной, социально-ориентированной цивилизованной рыночной среды при условии реализации спроса на частное и социальное жилье, роста качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, соблюдения принципов социальной приемлемости.

Цель программы

Обоснование принципиальных положений, методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья в направлении:

- комплексного подхода к совершенствованию отдельных процессов воспроизводства жилья: финансирования, инвестирования, строительства, распределения и эксплуатации жилья, обеспечивающих создание условий свободного выбора семьями способа удовлетворения жилищных потребностей путем найма, аренды, приобретения или строительства жилья за счет средств населения;

- формирования различных форм предоставления жилья, ориентированных на все социальные слои общества;

- организации системы дифференцированной финансовой поддержки со стороны государства;

- разработки рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства и их особого сочетания в различных формах предоставления жилья и на конкретных этапах развития.

Задачи программы

Цель программы предопределяет три группы главных задач:

- формирование комплексного подхода к воспроизводству жилья как единому целому, включая следующие аспекты: экономический, социальный, политический, архитектурно-технический, экологический и кадровый;

- развитие инвестиционных и фондовых процессов воспроизводства жилья;

- совершенствование существующих и создание новых форм предоставления жилья.

Это позволит обеспечить условия создания жилищной системы, базирующейся на:

- развитии частного предпринимательства и трансформации общественного сектора в направлении формирования рынка жилья;

- совершенствовании муниципального обеспечения жильем для низкодоходных групп населения;

- содействии организации жилищных объединений, ассоциаций, товариществ, кондоминиумов и других форм совместной собственности и управления жилищным фондом.

Программные мероприятия

Комплексный характер рассматриваемых в программе проблем обусловил необходимость такой формы их реализации, как разработка программных мероприятий по отдельным направлениям развития жилищного комплекса города.

Основной формой программных мероприятий должны быть приняты целевые программы, которые отвечают определенной задаче и включают три вида действия: исследование, политическое решение и практическое осуществление.

По широте охвата целевые программы подразделяются на основные (ОЦП) и частные (ЧЦП).

ОЦП охватывает одну из главных задач: аспект жилищной политики, процесс воспроизводства, форма предоставления жилья; ОЦП является программой постоянного действия. В рамках ОЦП формируются частные целевые программы, среди которых выделяются приоритетные целевые программы (ПЦП).

Методическое обеспечение программы

В разработке программы ведущая роль принадлежала рабочей группе, созданной распоряжением премьера Правительства г.Москвы N 355 и Департаменту муниципального жилья.

К работе были привлечены более 20 Департаментов, Комитетов правительства Москвы, специалисты научных организаций Москвы и России. Ведущая организация, отвечающая за организационно-методическое обеспечение и подготовку сводных материалов - Центр содействия жилищной реформе.

Структурное содержание программы

Количественные и качественные показатели развития жилищного комплекса города, состав, элементы и факторы формирования структуры изменений и новых подходов предопределили рассмотрение следующих проблем:

- выявление жилищных потребностей различных социальных групп населения, материальных возможностей их удовлетворения и необходимой для этого типологии жилых домов и квартир;

- формирование банка данных по жилищной экономике, доходам населения и оценка платежеспособного спроса на жилье;

- развитие внебюджетных форм финансирования и кредитного механизма, стимулирующего приток средств населения и свободного капитала коммерческих организаций;

- определение объективно необходимых пропорций различных видов инвестиций для жилищного строительства и реконструкции, основных источников и форм их поступления;

- совершенствование правового обеспечения и регулирования жилищных отношений.

Результаты программы

Результатами реализации программы должны стать:

- повышение среднего уровня жилищной обеспеченности до 21-22 кв.м общей площади на человека, что позволит довести емкость жилищного фонда до 190 млн.кв.м площади и создать условия для поквартирного проживания каждой семьи и сбалансирования спроса и предложения, соотношение частного и муниципального жилья;

- ускорение жилищного обеспечения очередников на основе комбинированной системы мер по финансированию строительства;

- более полное удовлетворение возрастающего спроса населения на высококачественное жилье;

- организация кредитно-банковской системы предоставления населению ссуд, займов, кредитов, субсидирование малоимущих слоев населения;

- создание организаций жилищных объединений, ассоциаций, товариществ, кооперативов для совместного строительства и эксплуатации жилья;

- создание высокоразвитой муниципальной и коммерческой сфер обслуживания частного и государственного жилья.

Этапы и сроки реализации

Программа разрабатывается на период 1995-2000 годы с ежегодной корректировкой и смещением на один год срока программы (скользящая программа), в которой первый год представляет собой план реализации конкретных заданий. Разработанная программа включает пакет мероприятий для решения первоочередных задач на переходном этапе и рассматривается как основа жилищной политики на долгосрочную перспективу.

Жилищная программа разработана исходя из существующей социально-экономической ситуации и обоснованных прогнозов развития. Нестабильность общего положения, нарастающий дефицит бюджетных средств, инфляционные ожидания обуславливают необходимость предусмотреть внесение соответствующих корректировок и изменений на основе формирования целевых приоритетных программ.

В переходный период муниципальные власти обеспечивают эффективную координацию всех мероприятий программы, гарантируя соблюдение ими концепции жилищной политики.

I. Развитие  жилищного комплекса
города на период до 2000 года

     

     

1.1. Исходные параметры прогноза

В целях развития жилищной инфраструктуры и создания возможностей для населения приобретать и строить жилье, улучшать жилищные условия должны быть обеспечены необходимые объемы ввода нового жилья, мероприятия по комплексному обустройству существующей жилой застройки и сохранности эксплуатируемого жилищного фонда.

На основе анализа и прогноза демографической ситуации в городе Москве, сложившегося уровня жилищной нуждаемости населения, расчетного дефицита квартир, выявлено, что для создания условий по достижению средней жилищной обеспеченности 22 кв.м общей площади на человека к 2000 году, жилищный фонд в Москве должен составить 183-189 млн.кв.м общей площади. Для соответствующего увеличения жилищного и квартирного фонда необходимо построить минимум 17-23 млн.кв.м общей площади, что составит 250-330 тыс. квартир средней площадью 65-69 кв.м.

Основными показателями для определения параметров развития жилищного комплекса на период до 2000 года являлись следующие:

- наличие жилищного фонда на текущий период;

- численность населения в г.Москве и прогноз его развития;

- средняя жилищная обеспеченность на 1 человека;

- число семей, одиночек, средний состав семьи;

- убыль жилищного фонда;

- нормативные объемы реконструкции.

Расчет перспективных объемов жилищного строительства базируется на составлении прогноза численности населения г.Москвы и перспективного состава семей. Объективным фактором дальнейшего демографического развития Москвы становится сформировавшийся в течении многих десятилетий суженный тип воспроизводства населения, характеризующийся низкими показателями рождаемости и относительно высокими показателями смертности. Проведенный анализ естественного прироста населения региона свидетельствует о его прекращении незначительный на протяжении ряда лет естественный прирост в последние годы сменился убылью. Не следует рассчитывать на сколько-нибудь значительный рост рождаемости в результате осуществления демографических программ в московском регионе, поскольку, во-первых, снижение уровня рождаемости - процесс, который носит объективный характер и является закономерным результатом развития общества, совершившего демографический переход от архаичного к современному, более интенсивному типу воспроизводства населения; во-вторых, сложившиеся демографические установки отличаются большой инертностью. В связи с дальнейшей деформацией возрастной структуры и "старением" населения к 2000 году в Москве предположительно будет 23% пенсионеров.

"Старение" населения оказывает негативное влияние на динамику семейной структуры населения . Средний размер семьи на протяжении ряда лет составляет порядка 3-х человек. Преобладание малодетных семей (в среднем 1-2 ребенка на семью) в структуре населения свидетельствует о неблагоприятном демографическом развитии города. 86% населения проживает в семьях, остальную часть - 14% составляют одинокие и проживающие отдельно от семьи.

В перспективе существенных сдвигов в динамике числа семей и семейной структуры населения не ожидается. К расчетному сроку средний размер семьи сохранит свое значение, число семей несколько возрастет и достигнет 2,6 млн.

Все наиболее существенные изменения в демографическом развитии Москвы будут определяться характером миграционного движения населения. И если в настоящее время отрицательное сальдо миграции населения в Москву вызвано крайней нестабильностью экономической и политической обстановки в стране, общим кризисом социально-экономической системы, в том числе национально-государственного устройства, то в перспективе потоки мигрантов будут определяться объективными процессами развития крупнейших урбанизированных территорий.

Началу процессов субурбанизации и деконцентрации населения может способствовать проект программы малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области, разработанный в соответствии с Указом Президента российской Федерации от 04.01.1992 N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для жителей Москвы и области". Программа индивидуального жилищного строительства в пригородной зоне, рассчитана на срок до 2000 года.

Программой предусматривается расселить в Подмосковье до 2010 года 1,2 млн. семей, т.е. 3 млн. человек.При этом на первом этапе на период до 2000 года предполагалось переселить 300 тыс. семей. Это означает, что к 2000 году только за счет малоэтажного жилищного строительства численность населения Московской области может возрасти на 2 млн. чел.