от 25 апреля 1995 года N 356
О принципах использования залогового кредитования в г.Москве
(с изменениями на 27 апреля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 июня 2012 года N 283-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением мэра Москвы от 11 ноября 1997 года N 877-РМ (Вестник мэрии Москвы, N 24, декабрь 1997 год);
постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 1997 года N 799 (Вестник мэрии Москвы, N 1, январь 1998 года);
постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года N 267-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 19.05.2004).
____________________________________________________________________
Анализ действующего в странах рыночной экономики института залогового кредитования и применяемых при этом стандартных процедур, показывает, что для обеспечения доступа Правительства Москвы к кредитам иностранных, а также российских банков и финансово-инвестиционных институтов под залог имущества, в том числе находящегося в государственной собственности Москвы, требуется решить ряд серъезных проблем правового и организационного характера.
Практика деятельности отечественных и зарубежных банковских учреждений в России не знает примеров проведения операций по залоговому кредитованию в значительных объемах.
Для развития института залога необходимо создание в Москве соответствующей инфраструктуры залогового кредитования.
В целях стимулирования притока отечественных и иностранных инвестиций и кредитов в экономику города, создания более благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов для реализации городских проектов, стабильных условий хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности на территории Москвы, а также во исполнение распоряжения Премьера Правительства Москвы от 19 января 1994 года N 93-РП "О рабочей группе по созданию залогового фонда Правительства Москвы" и распоряжения мэра от 23 марта 1994 года N 135-РМ "О плане мероприятий по созданию имущественного фонда Правительства Москвы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить порядок использования залогового кредитования для финансирования проектов в г.Москве, изложенный в приложении 1.
2. Одобрить принципы формирования залогового фонда Правительства Москвы, изложенные в приложении 4.
3. Образовать Межведомственную комиссию Правительства Москвы по залоговому кредитованию (приложение 5) и утвердить положение о ней (приложение 6).
4. В целях формирования городской программы залогового кредитования:
4.1. Департаментам и комитетам Правительства Москвы, префектурам административных округов г.Москвы направлять в Департамент экономической политики заявки на реализацию инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования в соответствии с порядком, изложенным в приложении 1.
4.2. Поручить Межведомственной комиссии по залоговому кредитованию формировать перечни проектов, рекомендуемых для включения в программу залогового кредитования, и представлять их на утверждение Правительства Москвы.
5. Одобрить примерный текст договора о залоге (приложение 7), оформляемого при заключении сделок по залоговому кредитованию.
6. В целях решения оперативных вопросов развития залогового кредитования на территории Москвы поручить департаменту внешних связей:
6.1 Подготовить в месячный срок обращение в Центральный банк РФ о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, имея в виду предусмотреть возможность приобретения нерезидентами инвалюты на рублевые средства, полученные от реализации предмета залога (в том числе недвижимости), а также возможность реализации кредитором-нерезидентом своих залоговых прав путем продажи предмета залога другим нерезидентам.
6.2 Разработать в месячный срок и согласовать с Центральным банком России порядок открытия спецсчетов для обслуживания иностранных кредитов, получаемых под залог государственной собственности г.Москвы.
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 18 ноября 1997 года N 799 - см. предыдущую редакцию.
8. Пункт исключен - постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года N 267-ПП - см. предыдущую редакцию.
9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 18 ноября 1997 года N 799 - см. предыдущую редакцию.
10. Департаменту финансов внести соответствующие изменения в финансовые показатели Московской лицензионной палаты на 1995 год.
11. Поручить Комиссии при мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управления недвижимости (Комиссия при мэре) совместно с заинтересованными организациями:
11.1 Разработать в двухмесячный срок проект закона Москвы "Об ипотеке на территории Москвы" для его последующего представления в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
11.2 Подготовить во втором квартале 1995 года Положение о единой системе и порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Москвы.
12. Поручить Москомимуществу, Москомзему, департаменту муниципального жилья и фонду имущества г.Москвы создание и ведение в своей части перечней объектов залогового фонда Правительства Москвы. Возложить на департамент экономической политики функции держателя единого перечня объектов залогового фонда Правительства Москвы.
13. Поручить департаменту экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом, департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г.Москвы совместно с Московской регистрационной палатой в месячный срок разработать порядок ведения реестра и его форму для осуществления государственной регистрации залога имущества и имущественных прав.
14. Поручить Фонду имущества г.Москвы и Москомимуществу вносить необходимые изменения в планы приватизации с учетом использования в качестве объектов залога имущественных объектов и предприятий, находящихся в государственной собственности г.Москвы, а также принадлежащих городу акций в акционерных обществах.
15. Обязать Москомимущество, Москомзем, департамент муниципального жилья и Фонд имущества Москвы осуществлять регистрацию залога имущества и имущественных прав в соответствии с разделом 6 приложения 1 к настоящему постановлению.
16. Поручить департаменту экономической политики совместно с департаментом внешних связей, Москомимуществом, Фондом имущества Москвы, Москомземом, департаментом муниципального жилья подготовить в 3-х месячный срок предложения о развитии на территории Москвы титульного страхования (страхования прав на объекты собственности) с внедрением передового зарубежного опыта.
17. Принять предложение департамента внешних связей и Комиссии при мэре о развитии в Москве института оценки как комплексной системы, подготовке необходимой нормативной базы и организационных структур для регламентации на территории Москвы деятельности оценщиков.
18. Пункт утратил силу - распоряжение мэра Москвы от 11 ноября 1997 года N 877-РМ - см. предыдущую редакцию.
19. Одобрить Общие подходы к развитию института оценки на территории Москвы (приложение 15).
Поручить Комиссии при мэре совместно с департаментом внешних связей, департаментом экономической политики, Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества Москвы разработать в месячный срок в соответствии с Общими подходами документы, регламентирующие работу ОСОМ, определяющие его права и обязанности.
20. Комиссии при мэре Москвы во втором квартале 1995 года совместно с департаментом внешних связей, Фондом имущества Москвы, Москомимуществом, Москомземом, департаментом муниципального жилья при участии Московского фонда подготовки кадров подготовить проект распоряжения мэра о программе обучения, переподготовки, аттестации и лицензирования оценщиков, а также изучить опыт зарубежных стран в области оценки и подготовки профессиональных оценщиков с целью его использования для разработки нормативных актов.
Просить Московский фонд подготовки кадров совместно с департаментом внешних связей, департаментом экономической политики, Комиссией при мэре, другими заинтересованными организациями разработать и реализовать учебные программы по подготовке специалистов в области ипотеки и оценки недвижимости.
21. Поручить Управлению юстиции г.Москвы довести до сведения судов г.Москвы порядок регистрации залога и реализации заложенного имущества, установленный в приложении 1 к настоящему постановлению.
22. Департаменту по делам печати и информации в двухнедельный срок обеспечить публикацию текста настоящего постановления в печати.
23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьера Правительства Москвы по принадлежности.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 25 апреля 1995 года N 356
ПОРЯДОК
использования залогового кредитования
для финансирования проектов в г.Москве
(с изменениями на 27 апреля 2004 года)
1.1. Настоящий порядок разработан на основе Закона РФ "О залоге", Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения мэра Москвы от 16.06.94 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г.Москве", постановления правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности" и постановления правительства Москвы от 20.09.94 N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога" и других нормативных актов.
Он определяет процедуры залогового кредитования, которые могут быть использованы при реализации городских инвестиционных, а также коммерческих (закупка продовольствия, медикаментов и др.) проектов (далее - Городские проекты), с использованием в качестве залога имущественных объектов, в том числе находящихся в государственной собственности г.Москвы. Указанный порядок по ряду процедур может быть также рекомендован и для самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, действующих на территории Москвы, при осуществлении ими операций, связанных с залоговым кредитованием.
1.2. Настоящий порядок касается процедур получения кредитных ресурсов как на зарубежном, так и на отечественном финансовых рынках и может применяться к залогу различных видов имущества и имущественных прав, включая предприятия, здания и сооружения, жилые дома, другие строения потребительского назначения, ценные бумаги (акций предприятий) и иные активы, а также залог предусмотренных законодательством прав по аренде земельных участков.
1.3. Кредитование под залог имущества (в дальнейшем - залоговое кредитование) в зависимости от характеристик объекта залога и условий кредитования подразделяется на два принципиальных вида: залоговое финансирование и залоговое/ипотечное кредитование.
Залоговое финансирование - это проектное финансирование с дополнительными гарантиями в виде залога имущества. Главным его принципом является предоставление кредитных ресурсов на условиях контроля кредитора за их использованием через ссудный счет, открываемый заемщику кредитором, и передачи возводимого объекта в залог.
Залоговое финансирование применяется, главным образом, когда заемщик не располагает объектами залога, чья ликвидная стоимость позволяла бы обеспечить покрытие суммы кредита. Основным критерием для отбора инвестиционных проектов для реализации на условиях залогового финансирования, являются уровень их рентабельности и срок окупаемости.
Залоговое/ипотечное кредитование - это кредитование под залог ликвидных активов заемщика. Ипотечное кредитование является разновидностью залогового кредитования, когда объектом залога выступает недвижимое имущество (предприятия, строения, здания, сооружения или иные объекты вместе с соответствующим земельным участком) или правом пользования им. Главным принципом залогового/ипотечного кредитования является предоставление кредитных ресурсов на условиях залога постоянно приносящего доход имущества и контроля кредитора за доходами, получаемыми от этого имущества, через специальный ссудный счет (далее - спецсчет).
Залоговое/ипотечное кредитование позволяет заемщику получать несвязанный кредит, который он может использовать по своему усмотрению, то есть в отличие от залогового финансирования здесь не обязательно согласование с кредитором проекта, отобранного для кредитования правительством Москвы.
1.4. Развитие системы залогового кредитования в Москве предполагает также введение практики предоставления гарантий правительства Москвы в форме поручительства, выдаваемого при заключении хозяйствующими субъектами Москвы кредитных сделок под залог своего имущества для финансирования важных и необходимых для экономики города проектов. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать за полное или частичное исполнение заемщиком своих обязательств в пределах, предусмотренных поручительством. Это позволяет создать дополнительные гарантии кредитору по выполнению заемщиком своих кредитных обязательств без использования залогового фонда правительства Москвы.
1.5. Применение излагаемых ниже процедур должно способствовать, в случае формирования инфраструктуры залога на территории Москвы, получению доступа правительства Москвы, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Москвы, к финансовым ресурсам, в том числе на зарубежных финансовых рынках.
Внедрение предлагаемого механизма залогового кредитования должно обеспечить развитие системы залога и ипотеки на территории Москвы, в том числе создать предпосылки для возникновения вторичного рынка ипотеки (продажа инвесторам уже существующих ипотечных долговых обязательств), что позволит расширить систему гарантий при кредитовании за счет эмиссии ипотечными организациями собственных долговых обязательств.
1.6. Работу по применению механизма залогового кредитования для финансирования городских проектов в соответствии с настоящим порядком организует и координирует Межведомственная комиссия правительства Москвы по залоговому кредитованию (далее Межведомственная комиссия, состав и положение о Комиссии определены соответственно в приложениях 5 и 6 к настоящему постановлению).
2.1. В целях реализации инвестиционных и иных проектов в г.Москве, финансирование которых предполагается осуществить за счет кредитов под залог активов, находящихся в государственной собственности Москвы, или с использованием поручительства правительства Москвы, проводится работа по их отбору, анализу и экспертизе.
2.2. Территориальные и отраслевые органы управления г.Москвы департаменты и комитеты правительства Москвы, префектуры административных округов города (далее - заявитель) с учетом инвестиционных и иных программ, намечаемых к осуществлению по городскому, территориальному и отраслевому заказу, поручений и распоряжений мэра, постановлений и решений правительства Москвы, а также обращений хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) готовят и представляют в Департамент экономической политики заявки на реализацию городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда или поручительства правительства Москвы.
2.3. Заявка на залоговое кредитование включает в себя следующие документы:
1. Письмо-ходатайство в Межведомственную комиссию правительства Москвы по залоговому кредитованию с кратким обоснованием заявки.
2. Бизнес-план и ТЭО проекта.
3. Копии учредительных документов (для предприятия-заемщика).
4. Инвестиционный паспорт предприятия (для инвестиционных проектов, реализуемых на условиях залогового финансирования).
5. Копии балансов заемщика.
6. Заключение аудиторской проверки (для действующих предприятий).
7. Юридическая справка об имуществе и имущественных правах заемщика.
2.4. Указанные документы готовятся заказчиком проекта (получателем кредита) с участием заявителя, который осуществляет первичную проверку документов на их соответствие требованиям, изложенным в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению.
2.5. Приоритетными отраслями для реализации городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда правительства Москвы являются:
- строительство и реконструкция зданий и сооружений;