от 13 августа 1996 года N 681
О системе городских
займов Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 29 января 2002 года N 79-ПП
____________________________________________________________________
___________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Московы
от 12 мая 1998 года N 372
____________________________________________
В целях вовлечения широкого круга инвесторов в финансирование инвестиционных проектов города Москвы, расширения налогооблагаемой базы городского бюджета, а также увеличения числа рабочих мест и оживления производства, Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленную Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов, Департаментом внешних связей Правительства Москвы Концепцию городских заимствований с предложениями по организации размещения городских займов Москвы (приложение).
Считать необходимым приступить в 1996 году к осуществлению системы городских займов Москвы.
2. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Департаментом внешних связей Правительства Москвы разработать и представить на утверждение Правительства Москвы в сентябре 1996 года проект постановления "О выпуске городских займов Москвы в 1996 году".
При подготовке указанного проекта предусмотреть:
2.1. Выпуск в первоочередном порядке займов 3-х видов со следующими ориентировочными параметрами:
2.1.1. Городской облигационный (внутренний) заем, ориентированный прежде всего на юридических лиц:
- номинальная стоимость облигаций 1 млн.рублей;
- суммарный объем выпусков - до 3 трлн. рублей (3 000 000 облигаций);
- срок обращения облигаций - 3, 6 и более месяцев.
2.1.2. Городской облигационный сберегательный заем, ориентированный на физических лиц:
- номинальная стоимость облигаций 100 тыс.рублей;
- суммарный объем выпусков - до 1 трлн. рублей (10 000 000 облигаций);
- срок обращения облигаций - 1 год и более.
2.1.3. Облигационный заем города Москвы в иностранной валюте в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.07.96 N 596 "О выпуске облигационного займа города Москвы в иностранной валюте".
2.2. Разработку организационной и финансовой схем займов, а также всей необходимой документации, включая порядок налогообложения доходов различных участников займов.
3. Установить, что:
3.1. Эмитентом по указанным (п.2.1) займам выступает Правительство Москвы в лице Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка.
3.2. Основным источником обеспечения доходности облигаций указанных займов должны быть средства от реализации высокоэффективных инвестиционных или коммерческих городских проектов (включая заключенные городом инвестиционные контракты) или доходы от деятельности созданных объектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств от продажи облигаций займов.
3.3. Для целей, указанных в п.3.2, а также для обслуживания долга по привлеченным финансовым ресурсам, покрытия расходов, связанных с выпуском, обращением и погашением размещенных облигаций и для возмещения организационных расходов по займам образуются специальные внебюджетные фонды обслуживания городских займов Москвы, формируемые за счет средств, поступающих от размещения выпусков городских займов и других активов Правительства Москвы.
Средства от размещения облигаций займа города Москвы в иностранной валюте аккумулируются в специальном валютном внебюджетном фонде. Расходы по обслуживанию облигационного займа города Москвы в иностранной валюте отражаются отдельной строкой в расходной части специального внебюджетного валютного фонда обслуживания городских займов Москвы.
4. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Департаментом внешних связей Правительства Москвы разработать Положение о внебюджетном фонде обслуживания городских займов Москвы и внести его на утверждение Правительства Москвы в срок не позднее 15.09.96 с последующим внесением в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
5. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов подготовить проекты Положения о выпусках городских займов Москвы, Основных условий выпусков займов, указанных в п. 2.1, провести их согласование в рабочем порядке с соответствующими комиссиями Московской городской Думы и представить на утверждение Правительства Москвы в составе проекта постановления, указанного в п.2, для последующего внесения в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
6. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка совместно с Департаментом внешних связей Правительства Москвы:
6.1. До 01.09.96 подготовить проект постановления Московской городской Думы относительно выпуска облигационного займа города Москвы в иностранной валюте, в котором предусмотреть максимальный объем выпуска облигационного займа города Москвы в иностранной валюте и общий объем задолженности по данному займу на 1996 год.
6.2. Разработать и до 01.10.96 представить необходимые документы в Министерство финансов Российской Федерации для регистрации выпуска облигационного займа города Москвы в иностранной валюте.
6.3. В установленном порядке представить необходимые документы в полномочные органы для получения разрешения на обращение облигационного займа города Москвы в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту внешних связей Правительства Москвы в целях обеспечения эффективного использования средств, полученных от займов на финансирование высокоэффективных проектов, и с участием префектов административных округов, отраслевых и функциональных департаментов, комитетов и управлений, а также с привлечением аудиторских, консалтинговых и иных необходимых организаций организовать конкурсный отбор проектов, указанных в п.3.2, по критериям, отвечающим условиям и технологии займов, и их экспертизу (аудит) с учетом требований международных стандартов.
При установлении критериев отбора указанных проектов предусмотреть следующие основные: высокая эффективность (доходность), соответствующая намечаемой доходности займов; полезность для города, в первую очередь в связи с подготовкой к его 850-летнему юбилею, а также для развития ключевых отраслей и сфер деятельности; ориентированность на развитие высоких технологий и производство конкурентоспособной продукции; степень готовности проектов к реализации, включая наличие землеотвода, проектно-сметной и разрешительной документации; наличие инвестора или девелопера и другие.
Предусмотреть разработку механизма контроля за ходом реализации указанных проектов с учетом сроков обращения облигаций займов и графиков обслуживания долговых обязательств.
По вопросам, требующим решения Правительства Москвы, вносить необходимые предложения.
Результаты данной работы представить одновременно с проектом постановления, указанным в п.2.
8. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту экономической политики и развития г.Москвы с участием заинтересованных департаментов, комитетов и управлений и с привлечением профессиональных участников финансового и фондового рынков обеспечить доработку и развитие Концепции городских заимствований (п.1) и формирование на ее основе системы правовых, распорядительных, методических и иных документов, обеспечивающих формирование в городе стройной системы функционирования и регулирования рынка ценных бумаг (РЦБ).
При проведении этой работы предусмотреть формирование городской законодательной базы регулирования РЦБ; организационно-функциональной схемы, предусматривающей распределение функций городских органов управления на этом сегменте рынка, включая функцию обслуживания городского долга; формирование необходимой городской инфраструктуры для нормального функционирования РЦБ; разработку системы бухгалтерского учета, связанного с эмиссионной деятельностью Правительства Москвы; обеспечение четкого взаимодействия органов управления Правительства Москвы, занимающихся вопросами РЦБ, с финансовыми, инвестиционными и иными структурами, действующими на этом рынке.
Предложения по данному поручению представить на рассмотрение Правительства Москвы в IV квартале 1996 года.
9. Разрешить Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка для осуществления проектных и исследовательских работ, связанных с созданием системы городских займов и развитием Концепции городских заимствований, привлекать экспертов, специалистов и организации, а также создавать временные творческие коллективы, финансирование которых осуществляется за счет средств, предусмотренных в расходной части бюджета г.Москвы на 1996 год на развитие рынка ценных бумаг.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.
И.о.Премьера Правительства Москвы
Б.В.Никольский
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 13 августа 1996 года N 681
Концепция городских заимствований
с предложениями по организации
размещения городских займов Москвы
В отличие от других регионов России, где отмечается резкий спад капитального строительства, Москва в период 1993 - 1996 гг. переживает строительный подъем. Это связано с развитием Москвы как крупнейшего финансового и делового центра России. В Москве широким фронтом идет жилищное и офисное строительство, капитальный и поддерживающий ремонт нежилых помещений за счет бюджетных и коммерческих источников финансирования.
Реализуется городская инвестиционная программа, являющаяся основой формирования планов капитального строительства. В Москве единственном городе России в течение последних лет жилищное строительство города не сокращалось и стабильно удерживалось на уровне 3 млн. кв. м ежегодно, а в 1996 году намечаемые объемы жилищного строительства увеличились до 4 млн. кв.м.
Формирование и реализация городской инвестиционной программы происходит в условиях нарастающего дефицита источников финансирования.
В то же время, основное содержание инвестиционной программы составляют проекты, не являющиеся по своей сути инвестиционными, т.е. ориентированными на непосредственное получение дохода от их реализации.
В целях реализации инвестиционной программы городскими структурами привлекаются значительные заемные ресурсы, задолженность по которым нарастает вместе с ростом размера платы за их привлечение и использование.
Все это происходит на фоне того, что в городе существует достаточное количество проектов, потенциально удовлетворяющих требованиям доходности, а также особо значимых для города. Многие из данных проектов уже реализуются городскими структурами самостоятельно вне инвестиционной программы, в пределах их возможностей. Ряд проектов не реализуется ввиду их недостаточного финансирования либо отсутствия такового.
Очевидно, что городская инвестиционная программа должна быть оптимизирована. Оптимизация инвестиционной программы может осуществляться следующим образом:
1. Необходим постепенный вывод за рамки инвестиционной программы объектов, не являющихся доходными либо особо значимыми для развития Москвы.
Реализацию и осуществление финансирования данных объектов должны принять на себя соответствующие структурные подразделения Правительства Москвы с соответствующим перераспределением расходных статей бюджета.
2. Одновременно с этим в городскую инвестиционную программу начинают включаться проекты, обладающие коммерческой эффективностью.
Для включения таких проектов производится оценка их коммерческой эффективности, а включение проекта осуществляется только при условии его окупаемости и прибыльности.
3. Финансирование инвестиционной программы постепенно смещается в сторону средств, привлекаемых путем размещения городских займов Москвы.
При этом постепенно снижается нагрузка на другие источники финансирования. Нагрузка на городской бюджет может быть сведена только к плате за обслуживание муниципального долга - за счет бюджета осуществляется только выплата процентов по обязательствам; основной долг пролонгируется в течение всего периода реализации проектов и оплачивается за счет получаемого от них дохода.
Данный комплекс мер является реальным способом устранения "неинвестиционного" характера городской инвестиционной программы и создания эффективной системы управления расходами города, включая культурную идеологию построения муниципального долга.
Предлагаемая финансовая идеология муниципального долга заключается в достижении и поддержке постоянного объема заемных средств, направляемых на инвестиционные нужды Москвы за счет займов, краткосрочных (в основном) относительно срока окупаемости инвестиционных проектов.
На бюджет города в его расходной части ложится только стоимость обслуживания долга в части обеспечения функционирования займа без капитализации стоимости его обслуживания.
При такой финансовой идеологии и стратегии привлечения и инвестирования средств возможная на первом этапе недостаточная эффективность инвестиций по сравнению со стоимостью привлеченных средств и необходимость покрытия платежного дефицита по выплатам за используемые ресурсы является допустимой, т.к. средства используются не на покрытие текущих расходов города, а на обеспечение высоких темпов его развития. При этом некоторое контролируемое увеличение расходов бюджета позволяет значительно расширить программу инвестиций Москвы.
Результатом осуществления такой концепции явится значительное увеличение количества и качества городских активов, создание новых рабочих мест и соответствующее увеличение базы для взимания налогов в бюджет города.
Городской муниципальный заем должен представлять собой сбалансированную систему займов, выпускаемых и размещаемых отдельными эмиссиями на основе различных по своим характеристикам и свойствам ценных бумаг с учетом интересов города и групп инвесторов.
Основой данных займов является универсальный заем в виде группы облигационных займов (внутренний, внешний и сберегательный), выпускаемых в большинстве случаев, когда возникает объективная потребность в заимствовании средств, а также существует возможность их применения и обслуживания. В то же время осуществляется выпуск дополнительных ценных бумаг, обладающих специфическими свойствами, обусловленными заданными особенностями условий привлечения средств, либо адресностью выпускаемых ценных бумаг.
Такая структура займа придаст системе обслуживания внутреннего долга города максимально возможную гибкость. При этом выпуск новых эмиссий системы займов осуществляется по мере организационной готовности на любом этапе займа.
Первоначально универсальный заем нацеливается на финансирование инвестиционной программы Москвы. В последующем за ним сохраняется такая ориентация в основном своем объеме. В то же время функции по целевому привлечению средств расширяются, а также выпускаются дополнительные ценные бумаги.При этом не будут вводиться нормативные ограничения по выпуску лишь заранее оговоренного узкого круга бумаг. Бумаги будут конструироваться индивидуально для выполнения конкретной задачи в конкретных условиях.
Финансовая программа займов характеризуется следующими основными параметрами:
4.1. Объемы
Программа заимствования ориентируется на то, что текущий объем привлеченных средств уже к концу 1996 г. составит 5 - 5,5 трлн. рублей, из них: за счет размещения городского облигационного (внутреннего) займа - 2,5-3 трлн.руб.; городского облигационного сберегательного займа - 1 трлн.руб.; Облигационного займа г.Москвы в иностранной валюте - 1,5 трлн.руб. К середине 1997 года объем привлеченных средств составит 10 - 15 трлн.рублей.