от 4 июля 1996 года N 560
Об итогах реализации в 1995 году
соглашений о сотрудничестве Москвы
со странами СНГ и Балтии и задачах
по дальнейшему совершенствованию
этой работы
________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 28 октября 1997 года N 759
________________________________________________
Развитие и углубление разносторонних отношений со странами СНГ и Балтии в целях создания благоприятных условий для более динамичного наращивания потенциала столицы в экономике, науке и социальной сфере - важнейшее направление деятельности Правительства Москвы.
Сотрудничество со странами СНГ и Балтии, их столицами и отдельными регионами (автономиями,территориальными образованиями, областями и городами) строится на основе двусторонних соглашений при соблюдении принципа цивилизованного равноправного партнерства.
Правительство Москвы в 1995 году продолжало плановую работу по выполнению соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве в интересах снабжения населения продовольствием и товарами народного потребления, обеспечения нормального функционирования городского хозяйства, создания условий для улучшения инвестиционного климата и более активного привлечения капиталовложений в экономику города, выполнения планов капитального строительства.
По состоянию на 1 июня 1996 года заключено 29 соглашений, из них: межправительственных - 13, с администрациями столиц - 10, с отдельными регионами - 6.
Анализ хода выполнения соглашений за прошлый год позволяет сделать вывод, что участвующие в организации сотрудничества департаменты, комитеты и другие подразделения Правительства Москвы в основном справлялись с возложенными на них задачами.
Однако несмотря на позитивные сдвиги, потенциальные возможности двусторонних связей со странами СНГ и Балтии используются не в полной мере. Это обусловлено прежде всего рядом объективных факторов: продолжающимся спадом производства и ростом цен на продукцию, товары и услуги; высокими тарифами на перевозку грузов; низким качеством и высокими ценами предлагаемой некоторыми партнерами продукции; дефицитом оборотных средств у многих предприятий и фирм; неотлаженностью платежно-расчетных механизмов.
На эффективность использования возможностей сторон также негативно влияют: пассивность в принятии мер, направленных на более предметный поиск партнеров в той или иной области возможного сотрудничества; неоправданные затяжки на стадии проработки позиций сторон в ходе согласования и подготовки к подписанию договорных документов, при доведении соответствующих положений введенных в действие соглашений до непосредственных исполнителей и заинтересованных организаций; неотработанность порядка заключения прямых договоров между хозяйствующими субъектами сторон; недостаточное участие административных округов в реализации соглашений; отсутствие приемлемой периодичности и форм отчетности по выполнению действующих договоренностей о сотрудничестве между Москвой и странами Содружества.
В связи с подписанием 29 марта 1996 года Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договора об образовании Сообщества между Россией и Белоруссией (подписан 2 апреля 1996 года) открываются новые аспекты и направления в организации сотрудничества.
Безусловный приоритет в двусторонних отношениях должен быть отдан Белоруссии, которая на добровольной основе пошла на образование глубоко интегрированного политически и экономически Сообщества с Россией с общими наднациональными структурами в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух стран.
В четко обозначившейся многоярусной структуре новых отношений и взаимодействия стран СНГ сотрудничество с Казахстаном и Киргизией в экономической и гуманитарной областях следует отнести ко второму уровню приоритетности.
Третьим по значимости должен стать уровень отношений с остальными странами Содружества, которые пока в меньшей степени способны к быстрому продвижению по интеграционному пути, не готовы к более глубокому объединению своих экономик со странами первых двух групп, не могут принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из четырехстороннего Договора.
В особом положении находятся отношения с Украиной, крайне негативно отреагировавшей на вышеназванные договоры.
Основной причиной, препятствующей установлению партнерских связей со странами Балтии, является неурегулированность ситуации в отношении русскоязычного населения.
Руководство Эстонской Республики упорно не соблюдает права некоренного (в основном русскоязычного) населения Эстонии, включая неопределенность в судьбе пенсионеров Вооруженных Сил, что остается важным аргументом в состоянии отношений.
Руководство Латвийской Республики встало на путь построения в стране моноэтнического государства, что на практике означает выдавливание русскоязычного населения на историческую родину, отказ в предоставлении ему основополагающих политических и экономических прав, сужение его культурной автономии.
Хотя законодательство Литовской Республики по вопросам гражданства не может расцениваться как ущемляющее права этнических россиян, в силу социальных и экономических причин сохраняется тенденция к миграции русскоязычных жителей Литвы в Россию.
Вопрос о положении соотечественников в некоторых странах СНГ, в том числе и в подписавших Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, также заслуживает серьезного внимания. Законодательные акты стран Содружества по гражданству формально не носят дискриминационного характера в отношении лиц некоренной национальности. Однако проявление явных тенденций приоритетного развития коренной нации в ущерб правам и свободам русскоязычного населения негативно сказывается на его положении.
Указанные проблемы осложняют отношения с этими странами и вынуждают к принятию адекватных ответных мер.
Необходимо усилить внимание к культурному и особенно к научно-техническому сотрудничеству между Москвой, странами СНГ и регионами России.
В целях дальнейшего совершенствования и укрепления сотрудничества со странами СНГ и Балтии Правительство Москвы
постановляет:
1. Принять к сведению Информацию о сотрудничестве Москвы со странами СНГ и Балтии, их столицами и отдельными регионами в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях в 1995 году (приложение 1) и Информацию о положении российских соотечественников в этих странах (приложение 2).
2. Для обеспечения дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества:
2.1. Департаменту общественных и межрегиональных связей совместно с заинтересованными подразделениями Правительства Москвы до 15 октября 1996 года внести в Правительство Москвы предложения, направленные на развитие связей в сотрудничестве с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией с учетом новых возможностей, заложенных заключенными Россией 29 марта и 2 апреля текущего года договорами с этими странами об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
2.2. Департаменту промышленности, Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства, Государственному унитарному предприятию (ГУП) "Москонтрактпром", Комитету по управлению имуществом Москвы оказывать содействие по увеличению количества совместных предприятий по производству продовольственных и промышленных товаров, расширению сети магазинов московских товаров и других объектов торговли в столицах и крупных городах стран СНГ и Балтии, а в Москве - объектов торговли товарами из этих стран.
2.3. Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с Московской торгово-промышленной палатой:
2.3.1. До 25 июля 1996 года подготовить и внести в Правительство Москвы предложения по реализации многостороннего Соглашения между администрациями и торгово-промышленными палатами городов и регионов Российской Федерации, стран Содружества Независимых Государств и Балтии о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
2.3.2. В сентябре-октябре текущего года провести деловую встречу предпринимателей Москвы с предпринимателями-соотечественниками из стран СНГ и Балтии.
2.4. Департаменту общественных и межрегиональных связей, Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с заинтересованными организациями Москвы проработать вопрос создания сети региональных центров торговли и в сентябре 1996 года внести предложения в Правительство Москвы.
2.5. ГУП "Москонтрактпром", муниципальному предприятию "Главснаб" до 25 июля 1996 года внести предложения в Правительство Москвы по увеличению оборотных средств, используемых для размещения и выполнения городских заказов и реализации договоренностей по взаимным поставкам продукции в рамках соглашений Правительства Москвы со странами СНГ и регионами Российской Федерации.
2.6. Департаменту промышленности, Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с ГУП "Москонтрактпром" и ГП "Моспродконтракт" до 1 августа 1996 года сформировать перечень продукции, поставка которой будет осуществляться в развитие соглашений Правительства Москвы со странами СНГ и регионами Российской Федерации.
3. В целях повышения эффективности научно-технического сотрудничества в рамках формирующегося научного и технологического пространства стран Содружества акционерному обществу "Московский комитет по науке и технологиям" до 20 августа 1996 года внести предложения в Правительство Москвы по развитию связей с соответствующими организациями государств-партнеров, расширению экспортной базы прогрессивных видов научной продукции, финансово-экономической системе взаиморасчетов и платежей для поддержки совместных исследований, по оперативному обмену научно-технической информацией и приборами (оборудованием) для ведения НИР и обоснованию необходимого уровня финансирования данной сферы деятельности.
4. В интересах содействия соблюдению прав соотечественников за рубежом:
4.1. Министрам и членам Правительства Москвы, руководителям и представителям департаментов, комитетов и управлений при подготовке и согласовании соглашений и договоров со странами СНГ и Балтии, при ведении переговоров с их делегациями и полномочными представителями принимать решения о сотрудничестве с учетом интересов русскоязычного населения этих стран. При нарушении обязательств стран Содружества и Балтии, гарантирующих нашим соотечественникам, проживающим на территории этих стран, соблюдение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, принимать меры по введению соответствующих экономических санкций в рамках действующих договоренностей о сотрудничестве, использовать другие международно признанные меры для их защиты.
4.2. Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту промышленности, Департаменту строительства, муниципальному предприятию "Главснаб", ГУП "Москонтрактпром" при поставках и закупках сырья и товаров в странах СНГ и Балтии учитывать интересы предприятий, на которых трудятся наши соотечественники в этих странах.
4.3. Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту промышленности содействовать интеграции хозяйствующих субъектов российской диаспоры в экономическую жизнь новых независимых государств и стимулировать их деловое сотрудничество с московскими производственно-предпринимательскими структурами.
4.4. Департаменту общественных и межрегиональных связей оказывать поддержку самоорганизации соотечественников, формированию структурированной российской диаспоры, способствующей развитию отношений России с новыми независимыми государствами.
До конца текущего года создать банк данных о российской диаспоре в странах СНГ и Балтии. Формировать механизмы взаимодействия органов власти и общественных объединений Москвы с общественными организациями соотечественников.
4.5. Департаменту образования, Комитету по культуре, Департаменту финансов содействовать созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего в образовательной, информационной и культурной сферах, оказывать финансовую и другую поддержку соответствующим программам. Оказывать помощь в подготовке и повышении квалификации преподавателей школ и прежде всего русского языка и гуманитарных дисциплин.
4.6. Департаменту общественных и межрегиональных связей, Департаменту по делам печати и информации обеспечивать доведение до средств массовой информации состояния правового положения соотечественников за рубежом, способствовать формированию объективного общественного мнения об их проблемах.
Оказывать поддержку средствам массовой информации соотечественников за рубежом с учетом законодательства соответствующих стран их проживания.
4.7. Департаменту образования, Департаменту здравоохранения, Комитету по культуре, Комитету по физической культуре и спорту, Департаменту по делам печати и информации, Департаменту общественных и межрегиональных связей до 26 августа 1996 года подготовить и внести в Правительство Москвы предложения по проведению в 1996-1997 годах мероприятий, направленных на развитие связей с учреждениями, общественными объединениями и творческими коллективами, средствами массовой информации соотечественников из стран СНГ и Балтии.
5. В целях активизации связей в областях культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта Департаменту общественных и межрегиональных связей совместно с заинтересованными подразделениями Правительства Москвы проработать вопрос о создании целевого внебюджетного фонда по финансированию мероприятий в рамках межрегиональных связей, осуществляемых на основе межправительственных соглашений, и внести на рассмотрение Правительства Москвы в сентябре 1996 года.
6. В целях совершенствования организации и контроля реализации межрегиональных связей:
6.1. Департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы, префектам административных округов:
6.1.1. Принять исчерпывающие меры по выполнению обязательств по соглашениям со странами СНГ и Балтии.
6.1.2. В своей деятельности по выполнению соглашений более тесно взаимодействовать между собой, с Московской торгово-промышленной палатой, коммерческими организациями и общественными объединениями, проявляя при этом инициативу по установлению деловых контактов.
6.1.3. Развитие торгово-экономических и иных связей осуществлять с учетом уровня рыночных отношений с каждой из стран СНГ и Балтии, а соотношение объемов закупок сырья, продовольствия и продукции промышленно-технического назначения для нужд Москвы определять конкурентоспособностью товаров.
6.1.4. Представлять за каждое прошедшее полугодие в январе и июле в рамках своей компетенции информацию о ходе выполнения соглашений (договоров) со странами СНГ и Балтии в Департамент общественных и межрегиональных связей, сопровождая ее необходимым анализом, выводами и предложениями.
6.2. Департаменту общественных и межрегиональных связей ежегодно в первом квартале представлять Правительству Москвы обобщенные данные о результатах сотрудничества со странами СНГ и Балтии за истекший год. Регулярно консультироваться с посольствами (представительствами) стран СНГ и Балтии в Москве и компетентными органами Правительства Российской федерации (МИД, Минсотрудничества и др.) по вопросам межправительственных (межрегиональных) отношений в целях согласования действий по координации работы с соответствующими организациями государств-партнеров.
6.3. Московскому городскому комитету по статистике ежегодно в первом квартале представлять в Департамент общественных и межрегиональных связей статистическую информацию, характеризующую роль и результаты сотрудничества со странами СНГ и Балтии за прошедший год на фоне итогов городского социально-экономического развития.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Бакирова Э.А.
Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 4 июля 1996 года N 560
Информация
о сотрудничестве Москвы со странами СНГ и Балтии,
их столицами и отдельными регионами в торгово-экономической,
научно-технической и культурной областях в 1995 году
Развитие и укрепление разносторонних отношений со странами-участницами Содружества Независимых Государств является одним из важнейших направлений деятельности Правительства Москвы.
Основы тесной экономической интеграции в рамках Содружества заложил Договор о создании Экономического союза, подписанный на Московской встрече глав государств и правительств 24 сентября 1993 года. В настоящее время в нем участвуют все государства СНГ (Украина - в качестве ассоциированного члена).
Специфика интеграционных процессов состоит в том, что они могут происходить на разных уровнях, когда отдельные государства пойдут гораздо быстрее других по пути объединения своих экономик, создания наднациональных структур, которым будет делегирована часть суверенитета.
Неодинаковая степень готовности стран СНГ к интеграции предопределяет разноскоростное и разноформатное движение на этом пути. Россия как страна с более продвинутыми демократическими достижениями на самом деле должна и может быть интеграционным локомотивом для стран СНГ, которые должны обеспечивать цивилизованное равноправное партнерство, а не партнерство ведущего и ведомого.
В связи с подписанием 29 марта 1996 года "Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях" и "Договора об образовании Сообщества" между Россией и Белоруссией (подписан 2 апреля 1996 года) открываются новые аспекты и направления в организации сотрудничества.
Безусловный приоритет в двусторонних отношениях должен быть отдан Белоруссии, которая на добровольной основе пошла на образование глубоко интегрированного политически и экономически Сообщества с Россией с общими наднациональными структурами в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух стран. Глубоко символично, что именно Россия и Белоруссия первыми сделали реальные шаги навстречу друг другу. Два государства имеют единые славянские и культурологические корни, общую многовековую историю и взаимосвязанные экономические основы.
В четко обозначившейся многоярусной структуре новых отношений и взаимодействия стран СНГ сотрудничество с Казахстаном и Киргизией в экономической и гуманитарной областях следует отнести ко второму уровню приоритетности. Он не менее важен, чем первый, поскольку объединяет народы разной веры и культуры.
Однако ни российско-белорусское Сообщество, ни четырехсторонний Договор не означают обособления внутри СНГ. Эти соглашения пока не могут служить типовыми моделями, приемлемыми для других стран Содружества, так как еще не выработаны конкретные механизмы их реализации.