Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Совершенствование системы ценообразования в строительстве


Задача совершенствования системы ценообразования в строительной отрасли реализуется с 2016 года. Законодательно закреплены единые принципы в области ценообразования в строительной сфере. Создана и развивается федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.

Вызовом является недостоверное определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, которое зачастую приводит к срыву сроков реализации инвестиционных проектов и банкротствам подрядных организаций. Необходимо обеспечить повышение точности определения стоимости строительства и переход от базисно-индексного метода к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства.

Задачами являются:

создание механизмов определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, соответствующей фактическим рыночным условиям;

создание единой цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, позволяющей формировать стоимость строительства в автоматизированном режиме, на основании достоверных данных о стоимости всех строительных ресурсов;

формирование системы контроля за ценами на строительные ресурсы и формирование оперативного реагирования на изменения цен.

Предусмотрены следующие мероприятия:

совершенствование базы сметных нормативов в строительстве путем актуализации действующих и разработки новых норм, учитывающих необходимость применения при строительстве современных материалов и технологий, а также необходимость повышения производительности труда;

проведение анализа объемов потребности в строительных материалах крупнейших застройщиков и объемов производства соответствующих строительных ресурсов, их транспортной доступности;

создание механизмов мониторинга цен на строительные ресурсы с учетом максимального количества источников информации в автоматизированном режиме;

создание специализированной торговой площадки по заключению сделок по приобретению строительных ресурсов подрядными организациями, интегрированной с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве, на основе классификатора строительных ресурсов и программного модуля интеграции существующих торговых площадок с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве для получения информации о цене фактических сделок купли-продажи строительных ресурсов, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

создание механизмов учета в стоимости строительства реальной заработной платы строителей;

переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства с использованием текущих цен строительных ресурсов из федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве и индексов к группам однородных строительных ресурсов с последующим переходом на ресурсный метод.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

создана единая цифровая платформа системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, интегрированная с другими информационными системами и электронными торговыми площадками, обеспечивающая возможность формирования достоверной сметной стоимости на основании рыночных цен строительных ресурсов, актуальных сметных норм, учитывающих современные технологии и материалы, в автоматизированном режиме;

осуществлен переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства;

созданы инструменты прогнозирования роста цен на строительные ресурсы и приняты меры оперативного реагирования на изменения цен;

обеспечено соответствие сметной стоимости строительства рыночным условиям;

сокращено количество срывов конкурсных процедур, нереализованных проектов и банкротств подрядных организаций;

усовершенствован порядок применения укрупненных нормативов цены строительства и расширение их номенклатуры.