Действующий

Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"

II. Обоснование необходимости и предпосылки создания платформы "ГосТех"


Одним из основных предназначений государства является оказание услуг его гражданам или организациям.

Стремление к повышению качества оказания государственных услуг, осуществления государственных функций, а также ускоряющаяся динамика развития информационных технологий приводят к необходимости решения таких задач, как:

ориентация государственных органов и внебюджетных фондов на понимание интересов и потребностей физических или юридических лиц, создание удобных условий и сервисов, обеспечивающих высокое качество оказания государственных услуг;

повышение скорости ввода в эксплуатацию информационных систем для оказания государственных услуг, осуществления государственных функций.

На сегодняшний день в условиях цифровой трансформации системы государственного управления становятся все более актуальными проблемы, в том числе:

низкая эффективность механизма повторного использования цифровых продуктов в сфере государственного управления. Как правило, в настоящее время значительная доля функциональности имеющихся государственных информационных систем совпадает, создание государственных информационных систем производится государственными органами и внебюджетными фондами без учета аналогичных базовых функциональных возможностей ранее созданных государственных информационных систем в рамках решения схожих задач другими государственными органами и внебюджетными фондами;

длительный период создания государственных информационных систем - средняя продолжительность создания государственной информационной системы (от возникновения потребности до введения в эксплуатацию) занимает более года;

автоматизация процессов деятельности государственных органов и внебюджетных фондов без фокусировки на потребностях физических или юридических лиц;

изолированная автоматизация процессов государственных органов и внебюджетных фондов, приводящая к дублированию функциональности государственных информационных систем;

высокий уровень расходов бюджетов всех уровней на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем;

наличие правовых ограничений, препятствующих использованию современных подходов в сфере государственного управления. Действующий порядок создания государственных информационных систем предусматривает требования последовательной реализации этапов создания государственной информационной системы, то есть только классический каскадный принцип разработки ("водопадный" подход) и не содержит альтернативных вариантов создания и развития государственных информационных систем, предусматривающих последовательность итераций, каждая из которых включает в себя реализацию требований к государственным информационным системам, определенный набор целей итерации, критериев приемки каждого требования, плановые сроки реализации итерации (итерационный подход разработки);

наличие сложностей защиты информации при использовании облачных вычислений.

Международный опыт показывает, что государственные органы и внебюджетные фонды, являясь носителями знаний о процессах государственной деятельности, должны иметь возможность быстро и эффективно разрабатывать новые цифровые продукты, вносить изменения в существующие, ориентируясь при этом на обратную связь своих граждан или организаций.

На сегодняшний день многие успешные организации переходят на клиентоцентричные подходы при проектировании цифровых продуктов. Фокусировка на потребности своих клиентов позволяет создавать максимально эффективные решения.

Клиентоцентричный подход также лежит и в основе государственного управления одних из наиболее развитых стран (Германия, Сингапур), что формирует высокий уровень предоставления государственных услуг в указанных странах.

Опыт в сфере информационных технологий крупнейших российских и международных организаций подтверждает эффективность применения гибких методологий и итерационного подхода при создании и развитии новых цифровых продуктов. Использование коротких циклов разработки, регулярные демонстрации промежуточных результатов разработки позволяют оперативно корректировать ошибочные проектные решения.

Кроме того, в настоящее время сформировалась общая тенденция оптимизации использования информационно-технологической инфраструктуры за счет использования облачных вычислений. Вместе с тем их использование создает новые угрозы информационной безопасности, которые необходимо решить совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Для эффективного выполнения мероприятий по цифровой трансформации системы государственного управления и осуществления перехода к использованию лучших международных практик создания цифровых продуктов необходимо внедрение новых условий создания информационных систем, в том числе:

внедрение клиентоцентричного подхода при создании государственных информационных систем на основе единого подхода к проектированию архитектуры домена;

уход от изолированности государственных органов и внебюджетных фондов при создании государственных информационных систем;

создание эффективных механизмов повторного использования цифровых продуктов при создании и развитии государственных информационных систем;

предоставление государственным органам и внебюджетным фондам инструментов, которые позволят снизить зависимость от привлеченных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обеспечат возможность осуществлять настройки цифровых продуктов без необходимости доработки программного кода;

внедрение современных практик разработки программного обеспечения, включая итерационный подход разработки, элементы гибких методологий, инструменты и практики, обеспечивающие автоматизированный конвейер создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов;

унификация процессов проектирования, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем;

создание условий для приобретения цифровых продуктов платформы "ГосТех" с условием оплаты по факту их потребления пользователями платформы "ГосТех" при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

внесение в нормативные правовые акты изменений, обеспечивающих возможность применения современных подходов при создании государственных информационных систем;

определение унифицированных средств защиты информации и мероприятий по защите информации при использовании облачных вычислений.

Изменение потребностей государственных органов и внебюджетных фондов при осуществлении государственного управления, развитие информационных технологий, а также необходимость решения указанных задач указывают на актуальность создания цифровой экосистемы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем.