ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2022 года N 1849
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"*
(с изменениями на 21 сентября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2023 года N 607 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2023, N 0001202304180023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 1296 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2023, N 0001202308090025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2023 года N 1986 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2023, N 0001202311250002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 161 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2024, N 0001202402150026);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2024, № 0001202408090028);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2024 года N 1283 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.09.2024, № 0001202409230017).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"*
(с изменениями на 21 сентября 2024 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию.
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
2. Понятия, используемые в настоящей Программе, означают следующее:
"автоматизированная система вождения" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя-испытателя;
"автоматизированный режим управления" - режим, при котором управление транспортным средством осуществляется посредством автоматизированной системы вождения в пределах среды штатной эксплуатации;
"автомобильная дорога М-11 "Нева" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург;
"автомобильная дорога М-12 "Восток" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-12 "Восток" - строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень
(Абзац дополнительно включен с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062)
"беспилотная грузовая перевозка" - перевозка грузов автомобильным транспортом за плату (или без взимания таковой), осуществляемая с использованием высокоавтоматизированного транспортного средства, управление которым осуществляется в автоматизированном режиме управления;
"беспилотный логистический коридор" - автомобильная дорога М-11 "Нева", автомобильная дорога М-12 "Восток" и центральная кольцевая автомобильная дорога (далее - автомобильные дороги беспилотного логистического коридора), на которых организовано движение высокоавтоматизированных транспортных средств для выполнения беспилотных грузовых перевозок, в том числе с использованием инфраструктуры;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"владелец высокоавтоматизированного транспортного средства" - лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" (далее - экспериментальный правовой режим) и владеющее высокоавтоматизированным транспортным средством на праве собственности или ином законном основании;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"водитель-испытатель" - находящееся внутри высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории физическое лицо, осуществляющее контроль за высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в режиме ручного управления на месте водителя в случаях деактивации автоматизированной системы вождения. Водитель-испытатель признается водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения);
"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, сертифицированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, оснащенное автоматизированной системой вождения, предназначенное в том числе для перевозки грузов;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем, находящимся на месте водителя;
"высокоавтоматизированное транспортное средство 2 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с инженером-испытателем в салоне, не выполняющим функции водителя (в том числе водителя-испытателя), при удаленной маршрутизации и диспетчеризации со стороны диспетчера высокоавтоматизированного транспортного средства;
"декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства" - заявление производителя высокоавтоматизированного транспортного средства, составленное по форме согласно приложению N 1, о том, что экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства или партия высокоавтоматизированных транспортных средств соответствует требованиям, установленным настоящей Программой, являющееся неотъемлемой частью заявки на проведение испытаний, подаваемой в испытательную лабораторию;
"динамическая цифровая карта дорожного движения" - часть интеллектуальной транспортной системы, основанная на геоинформационной модели дороги и дорожного движения и обеспечивающая в автоматическом режиме повышение ситуационной осведомленности транспортных средств;
"динамическое управление" - выполнение в реальном масштабе времени всех функций, необходимых для передвижения транспортного средства и обеспечивающих контроль за условиями дорожного движения, состоянием бортовых систем, техническим состоянием транспортного средства, реагирование на явления, происходящие в дорожно-транспортной ситуации, а также планирование и сигнализацию маневров;
"диспетчер высокоавтоматизированного транспортного средства" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее маршрутизацию и диспетчеризацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, а также контроль за его движением в соответствии с пунктом 18 настоящей Программы, не осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории;
"диспетчерский контроль" - деятельность по маршрутизации и диспетчеризации высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории, включая деятельность по дистанционному контролю и (или) мониторингу за состоянием высокоавтоматизированных транспортных средств, активации и деактивации автоматизированной системы вождения;
"заключение о соответствии" - заключение о соответствии экземпляра высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям согласно приложению N 2, выдаваемое субъекту экспериментального правового режима испытательной лабораторией на основании декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства и протокола (протоколов) испытаний, проведенных испытательной лабораторией в целях подтверждения соответствия транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент);
"инженер-испытатель" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся в салоне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее наблюдение за движением и надлежащим функционированием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, в том числе имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;
"интеллектуальная транспортная система" - система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии, включая цифровой двойник, и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона (субъекта Российской Федерации), транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"инфраструктура" - совокупность объектов, предназначенных для обеспечения движения высокоавтоматизированного транспортного средства и выполнения беспилотных грузовых перевозок на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора, включающая в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
объекты дорожно-транспортной инфраструктуры на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора, поддерживающие безопасное движение высокоавтоматизированного транспортного средства, в том числе парковки и многофункциональные зоны, а также обеспечивающие информационное сопровождение движения высокоавтоматизированного транспортного средства по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
объекты системы связи;
объекты, обеспечивающие получение и использование информации о координатно-временных параметрах высокоавтоматизированного транспортного средства;
абзац утратил силу с 17 августа 2024 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062 - см. предыдущую редакцию;
программное обеспечение и информационные системы, обеспечивающие функционирование объектов инфраструктуры;
телекоммуникационную автодорожную инфраструктуру многоцелевого назначения на базе линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной коммуникации и сенсорных кабелей в теле автомобильных дорог беспилотного логистического коридора, в том числе телекоммуникационную инфраструктуру интеллектуальных транспортных систем, систем инструментальной диагностики (неразрушающего контроля) состояния дорог и регистрации дорожных событий на основе акустического мониторинга, а также систем электроснабжения средств связи и периферийного оборудования интеллектуальной транспортной системы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"испытательная лаборатория" - лаборатория, имеющая аккредитацию в области проведения оценки соответствия полнокомплектных транспортных средств требованиям технического регламента, включенная в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и заключившая с производителем высокоавтоматизированного транспортного средства договор на проведение комплекса работ с целью выдачи заключения о соответствии на возмездной основе;
"нештатная ситуация" - совокупность обстоятельств, делающих невозможным или небезопасным движение высокоавтоматизированного транспортного средства по планируемому маршруту движения на автомобильных дорогах беспилотного логистического коридора;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"оператор беспилотной грузовой перевозки" - юридическое лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима и обеспечивающее взаимодействие владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств и оператора инфраструктуры в рамках обеспечения допуска высокоавтоматизированных транспортных средств к эксплуатации и движения высокоавтоматизированных транспортных средств по автомобильным дорогам
беспилотного логистического коридора, в том числе регистрации высокоавтоматизированных транспортных средств в реестре оператора инфраструктуры и формирования маршрутов движения высокоавтоматизированных транспортных средств;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"оператор инфраструктуры" - юридическое лицо, являющееся субъектом экспериментального правового режима и осуществляющее деятельность по созданию и эксплуатации инфраструктуры, а также обеспечивающее информационное сопровождение движения высокоавтоматизированного транспортного средства по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора с использованием инфраструктуры;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"производитель высокоавтоматизированного транспортного средства" -юридическое лицо, изготовившее транспортное средство, оборудованное автоматизированной системой вождения и предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора грузов и (или) оборудования, с намерением выпуска его в обращение для реализации либо для собственного пользования, а также юридическое лицо, осуществившее установку автоматизированной системы вождения на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"реестр испытательной лаборатории" - информационный регистр, содержащий сведения о высокоавтоматизированных транспортных средствах, в отношении которых испытательной лабораторией выдано заключение о соответствии;
"реестр оператора инфраструктуры" - информационный регистр, ведение которого осуществляется оператором инфраструктуры в электронном виде, содержащий сведения о высокоавтоматизированных транспортных средствах, допущенных к движению по автомобильным дорогам беспилотного логистического коридора, об их владельцах и операторе беспилотной грузовой перевозки, осуществляющем диспетчерское управление соответствующими высокоавтоматизированными транспортными средствами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2024 года N 1062. - См. предыдущую редакцию)
"ручной режим управления" - режим, при котором динамическое управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель-испытатель;
"ситуационная осведомленность высокоавтоматизированного транспортного средства" - совокупность информации, получаемой в процессе восприятия высокоавтоматизированным транспортным средством элементов окружающей среды во времени и пространстве, а также прогнозирование изменения состояния окружающей среды в ближайшем будущем на основе анализа получаемой информации;
"среда штатной эксплуатации" - окружающие и географические условия, время суток, а также дорожно-транспортные, инфраструктурные, погодные и другие условия, для работы в которых предназначена автоматизированная система вождения, определяемая производителем высокоавтоматизированного транспортного средства и указанная в декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства;
"техническое обслуживание высокоавтоматизированного транспортного средства" - совокупность регламентированных производителем высокоавтоматизированного транспортного средства работ, осуществляемых в установленном производителем порядке для поддержания работоспособности высокоавтоматизированного транспортного средства при его эксплуатации с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей;
"требования к инфраструктуре" - технические и эксплуатационные требования в соответствии с пунктом 21 настоящей Программы;