Правила предоставления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", осуществляющего страховую поддержку импорта
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2022 году государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее - гарантия) в обеспечение исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - принципал) по договорам страхования и договорам перестрахования, указанным в пункте 4 настоящих Правил, а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантии.
2. Принципал осуществляет страховую поддержку импорта (страхование импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков на основании договоров страхования или договоров перестрахования, указанных в пункте 4 настоящих Правил) в соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков импортеров, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, и иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, а также деятельности по перестрахованию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2022 г. N 750 "Об осуществлении деятельности по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков импортеров, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, и иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, а также деятельности по перестрахованию", иными актами Правительства Российской Федерации, регулирующими отношения, связанные с реализацией принципалом функций по осуществлению страховой поддержки импорта (далее - акты об осуществлении деятельности принципала), и с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
3. Принципал не вправе осуществлять страхование и перестрахование рисков привлекаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" российского юридического лица, которому поручается выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленной в соответствии с настоящими Правилами гарантии (далее - агент Правительства Российской Федерации).
4. Гарантия предоставляется в пользу российских страхователей, перестрахователей, иных выгодоприобретателей (за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящих Правил), соответствующих требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - бенефициары), в обеспечение исполнения обязательств принципала по выплате страхового возмещения (в пределах страховых сумм) (в валюте Российской Федерации) при наступлении страховых случаев по договорам страхования и договорам перестрахования (за исключением договоров перестрахования, указанных в пункте 11 настоящих Правил), заключаемым принципалом (выступающим в качестве страховщика и перестраховщика соответственно) в соответствии с актами об осуществлении деятельности принципала (с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами) со дня вступления в силу гарантии при осуществлении принципалом страховой поддержки импорта (далее соответственно - договоры страхования, договоры перестрахования).
5. Гарантией обеспечивается исполнение обязательств принципала исключительно по договорам страхования и договорам перестрахования, заключенным принципалом при осуществлении им страховой поддержки импорта в Российскую Федерацию продукции (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) критического импорта, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.
6. Бенефициарами по гарантии не может быть агент Правительства Российской Федерации, а также российские юридические лица, на которых в соответствии с частью 1_1 статьи 46_1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта.
7. Принципал в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляет ведение реестра заключенных принципалом в соответствии с актами об осуществлении деятельности принципала (с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами) договоров страхования и договоров перестрахования, обязательства принципала по которым обеспечиваются гарантией, и бенефициаров, в пользу которых заключены указанные договоры страхования и договоры перестрахования (далее - реестр).
8. Гарантия обеспечивает исполнение до 100 процентов обязательств принципала, установленных договорами страхования и договорами перестрахования, по выплате бенефициарам страхового возмещения (в пределах страховых сумм) (в валюте Российской Федерации) при наступлении страховых случаев по договорам страхования и договорам перестрахования.
9. Гарантия обеспечивает исполнение указанных в пункте 8 настоящих Правил обязательств принципала только перед бенефициарами, включенными (с соблюдением установленных настоящими Правилами порядка и условий) в реестр, и исключительно по тем договорам страхования и договорам перестрахования, которые включены (с соблюдением установленных настоящими Правилами порядка и условий) в реестр.
10. Гарантия не обеспечивает исполнения иных, кроме указанных в пункте 8 настоящих Правил, обязательств принципала, вытекающих из закона и (или) договоров страхования и договоров перестрахования, включенных в реестр, в том числе не обеспечивает исполнения обязательств принципала по уплате процентов, комиссий, неустоек (пеней, штрафов), по досрочному исполнению обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования считается наступившим, не обеспечивает ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договорам страхования, договорам перестрахования и за причинение убытков, а также не обеспечивает исполнения обязательств принципала в случае передачи (перехода) другому лицу (другим лицам) обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования (в том числе по выплате страхового возмещения в соответствии с условиями договоров страхования и договоров перестрахования).
11. Гарантия не обеспечивает исполнения обязательств принципала, выступающего в качестве перестраховщика, по договорам перестрахования, заключаемым принципалом с российскими юридическими лицами, на которых в соответствии с частью 1_1 статьи 46_1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта. Сведения (данные) о таких договорах перестрахования не подлежат включению в реестр.
12. По обязательствам принципала предоставляется одна гарантия.
13. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) удовлетворительное финансовое состояние принципала;
в) соответствие принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
г) предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии (далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации).
14. Гарантия не предоставляется, если в отношении принципала возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) либо принципал находится в процессе реорганизации или ликвидации.
15. В качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации может приниматься:
а) поручительство российского юридического лица;
б) банковская гарантия российского банка, имеющего генеральную (универсальную) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, который по состоянию на 1 января 2022 г. по величине собственных средств (капитала) входит в число первых ста крупнейших российских банков;
в) залог движимого (за исключением ценных бумаг, долей в уставном капитале юридических лиц) и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющим условиям, установленным статьей 15_1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - оценщик), не ранее чем за 6 месяцев до даты заключения договора залога. Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждаются положительным заключением эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должно быть указано Министерство финансов Российской Федерации. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам. Последующий залог имущества, переданного в залог Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не допускается.
16. Обеспечение регрессных требований Российской Федерации принимается при соблюдении следующих условий:
а) юридическое лицо, предоставляющее указанное в пункте 15 настоящих Правил обеспечение регрессных требований Российской Федерации (далее соответственно - поручитель, банк-гарант, залогодатель), не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении указанного юридического лица не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
б) у поручителя, банка-гаранта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) поручитель, банк-гарант имеют удовлетворительное финансовое состояние, с даты создания поручителя прошло не менее 3 лет;