ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2022 года N 1672

О государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", осуществляющего страховую поддержку импорта, и внесении изменений в Правила определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала

(с изменениями на 20 октября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1871 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2022, N 0001202210210018).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", осуществляющего страховую поддержку импорта.

2. Поручить государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" выполнять функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленной в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, государственной гарантии Российской Федерации (в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленной государственной гарантии Российской Федерации, обязательств принципала, бенефициаров, иных лиц, задолженности (обязательств) лиц, ответственных за наступление страховых случаев по договорам страхования импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков, договорам перестрахования и за причинение убытков), анализа финансового состояния принципала, а также осуществлять действия по взысканию (погашению) в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности юридических и физических лиц (включая иностранных), в том числе лиц, ответственных за наступление страховых случаев по договорам страхования импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков, договорам перестрахования и за причинение убытков, перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации по соответствующим обязательствам (основаниям), права требования (права кредитора) по которым перешли к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации при исполнении в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Абзац четвертый пункта 2 Правил определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 92 "Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 6, ст.696; N 16, ст.2625; N 18, ст.2911) (далее - Правила определения минимального объема обеспечения), изложить в следующей редакции:

"Особенности проведения анализа финансового состояния отдельных принципалов (групп принципалов), и (или) иной минимальный объем (сумма), отличный от определенного в соответствии с настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации, и (или) возможность установления актом Правительства Российской Федерации на основании мотивированного решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. N 1100-44 "О Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций", иного минимального объема (суммы), отличного от определенного в соответствии с настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации при необходимости устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации.".

4. В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил определения минимального объема обеспечения при принятии решения о предоставлении в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, государственной гарантии Российской Федерации актом Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации может быть установлен иной минимальный объем (сумма), отличный от установленного пунктом 6 Правил определения минимального объема обеспечения, для соответствующих групп принципалов предоставляемого в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Российской Федерации (далее - регрессные требования Российской Федерации), на основании соответствующего мотивированного решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. N 1100-44 "О Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций" или Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (далее соответственно - Правительственная комиссия, Президиум Правительственной комиссии).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1871, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 августа 2022 года. - См. предыдущую редакцию)

В случае принятия Правительственной комиссией или Президиумом Правительственной комиссии соответствующего решения в нем указываются мотивированные предложения относительно минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации, отличного от установленного пунктом 6 Правил определения минимального объема обеспечения, для соответствующих групп принципалов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1871, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 августа 2022 года. - См. предыдущую редакцию)

Указанное решение Правительственной комиссии или Президиума Правительственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации для подготовки предусмотренного пунктом 24 Правил, утвержденных настоящим постановлением, обращения Министерства экономического развития Российской Федерации, а также в Министерство финансов Российской Федерации для подготовки в соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных настоящим постановлением, проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации. В этом случае в обращении Министерства экономического развития Российской Федерации и акте Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации дополнительно к сведениям, указанным в пунктах 24 и 29 Правил, утвержденных настоящим постановлением, соответственно, предусматривается минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации, указанный в решении Правительственной комиссии или Президиума Правительственной комиссии.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1871, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 августа 2022 года. - См. предыдущую редакцию)

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, положения пунктов 18, 24, 28 и 29 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с особенностями, предусмотренными абзацами первым - третьим настоящего пункта.

5. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 26 августа 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 сентября 2022 года N 1672



Правила предоставления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", осуществляющего страховую поддержку импорта



1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2022 году государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее - гарантия) в обеспечение исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - принципал) по договорам страхования и договорам перестрахования, указанным в пункте 4 настоящих Правил, а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантии.

2. Принципал осуществляет страховую поддержку импорта (страхование импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков на основании договоров страхования или договоров перестрахования, указанных в пункте 4 настоящих Правил) в соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков импортеров, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, и иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, а также деятельности по перестрахованию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2022 г. N 750 "Об осуществлении деятельности по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков импортеров, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, и иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, а также деятельности по перестрахованию", иными актами Правительства Российской Федерации, регулирующими отношения, связанные с реализацией принципалом функций по осуществлению страховой поддержки импорта (далее - акты об осуществлении деятельности принципала), и с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

3. Принципал не вправе осуществлять страхование и перестрахование рисков привлекаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" российского юридического лица, которому поручается выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленной в соответствии с настоящими Правилами гарантии (далее - агент Правительства Российской Федерации).

4. Гарантия предоставляется в пользу российских страхователей, перестрахователей, иных выгодоприобретателей (за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящих Правил), соответствующих требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - бенефициары), в обеспечение исполнения обязательств принципала по выплате страхового возмещения (в пределах страховых сумм) (в валюте Российской Федерации) при наступлении страховых случаев по договорам страхования и договорам перестрахования (за исключением договоров перестрахования, указанных в пункте 11 настоящих Правил), заключаемым принципалом (выступающим в качестве страховщика и перестраховщика соответственно) в соответствии с актами об осуществлении деятельности принципала (с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами) со дня вступления в силу гарантии при осуществлении принципалом страховой поддержки импорта (далее соответственно - договоры страхования, договоры перестрахования).

5. Гарантией обеспечивается исполнение обязательств принципала исключительно по договорам страхования и договорам перестрахования, заключенным принципалом при осуществлении им страховой поддержки импорта в Российскую Федерацию продукции (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) критического импорта, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.

6. Бенефициарами по гарантии не может быть агент Правительства Российской Федерации, а также российские юридические лица, на которых в соответствии с частью 1_1 статьи 46_1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта.

7. Принципал в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляет ведение реестра заключенных принципалом в соответствии с актами об осуществлении деятельности принципала (с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами) договоров страхования и договоров перестрахования, обязательства принципала по которым обеспечиваются гарантией, и бенефициаров, в пользу которых заключены указанные договоры страхования и договоры перестрахования (далее - реестр).

8. Гарантия обеспечивает исполнение до 100 процентов обязательств принципала, установленных договорами страхования и договорами перестрахования, по выплате бенефициарам страхового возмещения (в пределах страховых сумм) (в валюте Российской Федерации) при наступлении страховых случаев по договорам страхования и договорам перестрахования.

9. Гарантия обеспечивает исполнение указанных в пункте 8 настоящих Правил обязательств принципала только перед бенефициарами, включенными (с соблюдением установленных настоящими Правилами порядка и условий) в реестр, и исключительно по тем договорам страхования и договорам перестрахования, которые включены (с соблюдением установленных настоящими Правилами порядка и условий) в реестр.

10. Гарантия не обеспечивает исполнения иных, кроме указанных в пункте 8 настоящих Правил, обязательств принципала, вытекающих из закона и (или) договоров страхования и договоров перестрахования, включенных в реестр, в том числе не обеспечивает исполнения обязательств принципала по уплате процентов, комиссий, неустоек (пеней, штрафов), по досрочному исполнению обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования считается наступившим, не обеспечивает ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договорам страхования, договорам перестрахования и за причинение убытков, а также не обеспечивает исполнения обязательств принципала в случае передачи (перехода) другому лицу (другим лицам) обязательств принципала по договорам страхования, договорам перестрахования (в том числе по выплате страхового возмещения в соответствии с условиями договоров страхования и договоров перестрахования).

11. Гарантия не обеспечивает исполнения обязательств принципала, выступающего в качестве перестраховщика, по договорам перестрахования, заключаемым принципалом с российскими юридическими лицами, на которых в соответствии с частью 1_1 статьи 46_1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта. Сведения (данные) о таких договорах перестрахования не подлежат включению в реестр.

12. По обязательствам принципала предоставляется одна гарантия.

13. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) удовлетворительное финансовое состояние принципала;

в) соответствие принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

г) предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии (далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации).

14. Гарантия не предоставляется, если в отношении принципала возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) либо принципал находится в процессе реорганизации или ликвидации.

15. В качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации может приниматься:

а) поручительство российского юридического лица;

б) банковская гарантия российского банка, имеющего генеральную (универсальную) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, который по состоянию на 1 января 2022 г. по величине собственных средств (капитала) входит в число первых ста крупнейших российских банков;

в) залог движимого (за исключением ценных бумаг, долей в уставном капитале юридических лиц) и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющим условиям, установленным статьей 15_1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - оценщик), не ранее чем за 6 месяцев до даты заключения договора залога. Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждаются положительным заключением эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должно быть указано Министерство финансов Российской Федерации. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам. Последующий залог имущества, переданного в залог Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не допускается.

16. Обеспечение регрессных требований Российской Федерации принимается при соблюдении следующих условий:

а) юридическое лицо, предоставляющее указанное в пункте 15 настоящих Правил обеспечение регрессных требований Российской Федерации (далее соответственно - поручитель, банк-гарант, залогодатель), не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении указанного юридического лица не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

б) у поручителя, банка-гаранта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в) поручитель, банк-гарант имеют удовлетворительное финансовое состояние, с даты создания поручителя прошло не менее 3 лет;

г) срок действия предоставляемого обеспечения регрессных требований Российской Федерации составляет не менее срока действия гарантии, увеличенного на 3 года;

д) поручитель, банк-гарант, предмет залога соответствуют требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

17. Предоставление обеспечения регрессных требований Российской Федерации (включая оформление сделок, государственную регистрацию, иную регистрацию (иное подтверждение) в установленном порядке сделок и (или) прав (перехода прав, обременения) по ним) осуществляется до даты выдачи гарантии.

18. Минимальный объем (сумма) предоставляемого обеспечения регрессных требований Российской Федерации определяется при предоставлении гарантии с учетом финансового состояния принципала в соответствии с Правилами определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 92 "Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала" (далее -Правила определения минимального объема обеспечения).

19. Общий объем (общая сумма) предоставляемого в пользу Российской Федерации обеспечения регрессных требований Российской Федерации, соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, должен составлять не менее минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации, рассчитанного по состоянию на 1-е число первого месяца квартала, в котором предоставляется гарантия, в соответствии с Правилами определения минимального объема обеспечения, и не менее объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации, указанного в акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»