Первостепенная важность ДППО, а соответственно и разработки ДПП закреплена в ряде стратегических документов, включая приоритетные проекты в сфере образования и национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации".
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" зафиксирована интегрированность дополнительного профессионального образования с системой профессионального и высшего образования в рамках непрерывного образования (часть 7 статья 10), а также автономность и самостоятельность системы ДППО закреплена в статье 76:
- "дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды";
- "дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие и (или) получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование";
- "содержание дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям".
В части 5 статьи 47 указано, что "педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года".
Не предусматривается проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по ДПП. В соответствии с частью 8 статьи 108 свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.
В статье 59 представлены общие требования к итоговой аттестации.
В части 15 статьи 60 представлены общие требования к документам о квалификации.
Частью 4 статьи 91 предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по ДПП указывается только подвид дополнительного образования (дополнительное профессиональное образование) и не приводится весь перечень реализуемых ДПП.
В документах закреплен государственный приоритет непрерывного профессионального развития. Целью непрерывного профессионального развития является обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования и внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.
В данном документе сформулированы основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста.
В Национальном проекте "Образование", утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года N 16 обозначена одна из ключевых задач, как подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации; создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Проект социальной и политической значимости - Федеральный проект "Учитель будущего", утвержденный Проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 года, протокол N 3 - аккумулирует ряд государственных мер, направленных на поддержку российского учительства посредством реализации непрерывного и планомерного повышения квалификации, в том числе на основе использования современных цифровых технологий; формирования профессиональных ассоциаций и участия в них, а также в программах обмена опытом и лучшими практиками; привлечения работодателей к дополнительному профессиональному (педагогическому) образованию, в том числе в форме стажировок.
Федеральный проект "Новые возможности для каждого" утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 07 декабря 2018 года N 3 направлен на формирование системы, в рамках которой педагогические работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания, умения и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.
В содержании документа раскрываются цели национального проекта "Образование". В задаче 2, посвященной доступности образования, это направление характеризуется как "развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования посредством разработки и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной на овладение ими современными образовательными технологиями, методиками обучения и воспитания, профессиональными знаниями, умениями и навыками".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" является обязательным для всех организаций, реализующих ДПП. В документе представлены требования к содержанию и структуре ДПП; требования к организации образовательной деятельности; требования к оценке качества освоения ДПП.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" фиксирует Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организациями, реализующими ДПП.
При реализации ДПП организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания ДПП и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
ДПП реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
В методических рекомендациях представлен алгоритм разработки ДПП с учетом соответствующих профессиональных стандартов.