Создание современной эффективной системы образования, отвечающей вызовам нового времени - ключевой фактор развития и реализации инновационного потенциала страны. Одним из направлений инновационного развития образования является развитие цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество, доступность дополнительного профессионального (педагогического) образования (далее - ДППО).
Для развития ДППО актуальным становится поиск соответствующих современным требованиям форматов, моделей и технологий повышения квалификации в части внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), где инновационные технологии в ДППО - это механизм, при помощи которого задействуются новые средства и способы в организации образовательной деятельности в ДППО.
ДППО должно стать механизмом обеспечения качественного изменения в развитии субъектов образовательных систем, стать субъектом инновационного развития образования, выступать одновременно и главным механизмом трансляции надсистем образования в систему образования, основные изменения которой определят динамику ее устойчивого развития:
- изменение методологических подходов к организации образовательной деятельности на основе методологии гуманитарного синтеза и методологии деятельности, что определяет необходимость обновления содержания и технологий ДПП;
- эволюция статуса преподавателя системы ДППО определяется изменением его функций и ролей от транслятора знаний к организатору-координатору учебно-познавательной и самообразовательной деятельности обучающихся педагогических работников и управленческих кадров по развитию профессиональных компетенций и разработчику методического обеспечения развития работников образования на основе учебно-методических ресурсов нового поколения;
- эволюция статуса обучающегося работника образования, который берет на себя полную ответственность за собственное обучение и реализацию образовательного маршрута; статус обучающегося работника образования определяется его субъектностью, самостоятельностью и активностью, что предполагает широкий выбор ДПП, модулей обучения и направленность на продуктивность, цифровую трансформацию, за счет чего учитываются открывающиеся достоинства виртуального мира, что позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий;
- изменение статуса знаний и содержания образования: ДПП выступают в качестве целостных "единиц" содержания образования; каждая такая "единица" является законченным циклом деятельности, нацеленным на обновление знаний и совершенствование/формирование умений, навыков педагогических работников и управленческих кадров;
- обновление технологий преподавания и реализации ДПП под влиянием процесса цифровой трансформации, использования цифровых технологий, что обеспечит педагогическим работникам и управленческим кадрам активную позицию в процессе повышения квалификации;
- развитие цифровой образовательной среды ДППО, что обеспечит открытость, взаимодополнительность ресурсной базы и возможность работы работникам образования в сетевых профессиональных сообществах.
Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 9, ст.1137);
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
- национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;
Методические рекомендации разработаны с целью
- повышения доступности качественных ДПП, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
- содействия интеграции инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в ДПП; предоставление педагогическим работникам и управленческим кадрам конкурентоспособных дополнительных профессиональных образовательных услуг;
- упорядочения практики, создания единых подходов к организации дополнительного профессионального (педагогического) образования во всех субъектах Российской Федерации, общих методологических и ценностных основаниях образовательной деятельности по ДПП;
- обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров (профессиональное образование будущих педагогических работников, высшее педагогическое и дополнительное профессиональное (педагогическое) образование) в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации рассматриваются вопросы:
- цели, задачи и принципы разработки и внедрения инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, в реализацию ДПП;
- вопросы нормативного регулирования процесса разработки ДПП;
- описание инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, внедряемых в реализацию ДПП;
- методологические и организационные вопросы по реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и включающих инновационные технологии, в том числе цифровые технологии.
Методические рекомендации включают два приложения: в приложении 1* представлен глоссарий (термины, определения, используемые в Методических рекомендациях), в приложении 2* (цифровые инструменты для реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
________________