Действующий

Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота

§ 11. Обязанности командира корабля в походе

118. Командир корабля ни при каких обстоятельствах не имеет права самостоятельно отступить от выполнения поставленной задачи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 136 настоящего Устава.

119. При плавании корабля в составе соединения командир корабля обязан:

1) знать и понимать замысел командира соединения на выполнение поставленной соединению задачи;

2) использовать возможности корабля с максимальной эффективностью для выполнения поставленных задач;

3) удерживать назначенную позицию (место в ордере) и осуществлять маневрирование по сигналам командира соединения;

4) докладывать командиру соединения, если по его расчетам курс соединения или какого-либо корабля в ордере ведет к опасности;

5) самостоятельно изменять курс и скорость хода при непосредственной угрозе безопасности корабля, докладывать об этом командиру соединения.

120. При получении кораблем повреждений или возникновении неисправностей командир корабля обязан:

1) принять меры к тому, чтобы выход корабля из ордера не повлек за собой нарушение ордера соединения;

2) доложить командиру соединения о повреждениях и неисправностях, принять все меры по их устранению.

121. Командир корабля для обеспечения безопасности плавания обязан:

1) принять все меры для обеспечения безопасности плавания и маневрирования корабля;

2) систематически лично определять место корабля и проверять качество счисления пути корабля на карте от момента последней обсервации;

3) контролировать работу штурмана в целях предупреждения его промахов;

4) контролировать работу расчета ГКП - БИП - штурман и использовать данный расчет для обеспечения безопасности плавания.

122. В отдельном плавании командир корабля назначает курс и скорость хода корабля, а на подводных лодках также и глубину погружения.

123. Командир корабля докладывает командиру своего соединения, а в случае управления кораблем с другого командного пункта - на этот командный пункт в установленном порядке о своем месте и действиях в море, прибытии в каждый пункт базирования (порт) и выходе из него.

124. Командир корабля обязан заблаговременно принимать необходимые меры, предупреждающие аварии и предотвращающие угрозу кораблю, жизни и здоровью лиц, находящихся на корабле, в соответствии с наблюдениями, прогнозами погоды, предупреждениями об опасных гидрометеорологических явлениях, а также при плавании в сложных условиях (в том числе приближение к узкостям, навигационным опасностям, районам интенсивного судоходства).

125. Плаванием в сложных условиях является нахождение корабля на ходу в гидрометеорологических, навигационно-гидрографических условиях (в узкости, вблизи навигационных опасностей, в районах интенсивного судоходства или при приближении к ним, в условиях ограниченной видимости, в ситуации, если место корабля сомнительно) и (или) иных условиях, влияющих на безопасность корабля, его управляемость и безопасность лиц, находящихся на корабле. Командир корабля лично оценивает условия плавания и определяет степень их сложности.

126. При плавании корабля в сложных условиях командир корабля обязан соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой и установленные международными и местными правилами плавания. К основным мерам предосторожности, соблюдаемым в этих условиях, относятся:

1) повышение боевой готовности корабля или отдельных его подразделений, командных пунктов, боевых постов;

2) ведение штурманом счисления пути корабля с максимальной точностью и уточнение места корабля всеми доступными средствами и способами с периодичностью, обеспечивающей требуемую точность плавания, а также сверка курса, заданного рулевому, с проложенным на карте, сверка показаний основного и резервного курсоуказателей;

3) уменьшение скорости хода до безопасной или остановка движения, приготовление якорей к отдаче, постановка на якорь для полного выяснения обстановки;

4) установление прямой связи ходового мостика (ГКП, ЦП) с постами управления машинами и рулем;

5) непрерывное измерение глубины под килем и сравнение ее с глубинами моря, указанными на карте, стравливание якоря для обнаружения опасной глубины, при необходимости выполнение промера глубин по маршруту перехода с корабельного плавсредства; контроль за нахождением плавучих предостерегательных знаков на своих штатных местах;

6) усиление визуального, слухового и технического наблюдения в целях обнаружения навигационных опасностей и освещения морской обстановки, ведение БИЦ (БИП, постами радиолокационного наблюдения) радиолокационной прокладки обнаруженных целей, определение условий расхождения и опасности столкновения, расчет маневра для предупреждения опасного сближения с ними;

7) осуществление БИЦ (БИП, постами радиолокационного наблюдения) контроля за точным движением корабля по заданному маршруту, использование для навигационного ориентирования сведений береговых систем наблюдения и управления движением;

8) постоянное нахождение командира корабля на ходовом мостике (ГКП, ЦП), использование им и вахтенным офицером для контроля за навигационной безопасностью в том числе опасных, предупредительных, поворотных пеленгов, дистанций, глубин, моментов времени;