Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2022 года N 1251-р
Об утверждении Положения о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 03.07.2019 N 1987-р "Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО" и в целях формирования единой региональной системы мониторинга качества дошкольного образования:
1. Утвердить Положение о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга согласно приложению N 1.
2. Утвердить перечень критериев и показателей системы мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга согласно приложению N 2.
3. Утвердить план-график мероприятий по реализации Положения о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга согласно приложению N 3.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Пучкова М.Ю.
Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская
Положение о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга
1.1. Положение о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга (далее - Положение, СМКДО) разработано в целях формирования единых подходов при оценке качества дошкольного образования и обеспечения управления качеством дошкольного образования с учетом методических рекомендаций федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт оценки качества образования" "Механизмы управления качеством образования".
1.2. Дошкольное образование в Российской Федерации является уровнем общего образования, что предполагает установление определенных требований к его качеству, совместимых и согласованных с остальными уровнями отечественного образования.
С развитием национальных исследований качества образования и мониторинга качества системы образования в Российской Федерации в дошкольном образовании происходит становление определенной методологии и квалиметрических подходов.
В то же время их неопределенность и противоречивость обусловлена процессами становления нормативно-правового регулирования оценки качества отечественного образования.
1.3. С момента вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО), дошкольное образование фундаментально изменилось: появились разные формы получения дошкольного образования; педагоги стали применять разнообразные образовательные программы и технологии; родители теперь являются активными участниками образовательного процесса.
1.4. Основные подходы и принципы оценки качества дошкольного образования содержания в Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, разработанной автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Национальный институт качества образования" (далее - МКДО), которая формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и районных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования и задает условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, позволяет повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, других членов их семей, широкой общественности.
1.5. Необходимость разработки Положения определено* рядом факторов:
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
недостатком комплексной, системной и объективной критериальной базы оценивания качества дошкольного образования на институциональном и региональном уровнях;
необходимостью приведения условий организации образовательной деятельности в каждом дошкольном образовательном учреждении Санкт-Петербурга, реализующим программы дошкольного образования, к нормативным требованиям в соответствии с ФГОС ДО;
отсутствием единства подходов к системе мониторинга качества образования.
1.6. Обозначенные факторы требуют комплексного подхода к организации деятельности, которая предполагает системный подход к процессу оценки качества дошкольного образования на региональном уровне.
1.7. СМКДО реализуется во всех дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга (далее - ДОО).
2.1. Обоснование целей и задач системы мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга, их реалистичность.
Важнейшим стратегическим направлением развития региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.
Это предполагает выстраивание системы менеджмента качества дошкольного образования по следующему алгоритму: разработка регламента и инструментария - сбор данных - анализ фактических показателей - планирование корректирующих мероприятий - реализация плана коррекции.
Положение разработано с целью определения методологических оснований развития СМКДО, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи СМКДО, ее объекты и содержание, а также получения и распространения объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности ДОО, для формирования информационной основы управления дошкольным образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, работодателям, обществу и его институтам.
Качество дошкольного образования становится объектом оценки и контроля в рамках государственной политики. Управление качеством дошкольного образования является механизмом обеспечения доступности, вариативности и качества образовательных услуг.
Разработка региональных положений систем мониторинга качеством дошкольного образования предполагает определения задач, критериев и механизмов управления.
Реалистичность целей и задач определяется тем, что представленные в Положении критерии и показатели оценки качества дошкольного образования измеримы и достижимы по следующим основаниям:
наличие прямых документальных свидетельств и государственных требований к разработке основных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования (структура, объем, виды и направленность образовательных программ), условиям их реализации в дошкольном образовании (психолого-педагогические условия, развивающая предметно-пространственная среда, кадровые условия, безопасность, охрана и укрепление здоровья, взаимодействие с семьями воспитанников);
обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (разработка и реализация адаптированных образовательных программ и индивидуальных маршрутов, создание специальных условий для детей с ОВЗ);
определение соответствия качества кадровых условий (подготовки, повышения квалификации, переподготовки) педагогических и руководящих работников для реализации образовательных услуг, услуг по присмотру и уходу, обеспечению здоровья, безопасности воспитанников.
2.2. Основные цели и задачи СМКДО.
Цель СМКДО:
развитие СМКДО с учетом сохранения вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых основных образовательных программ, усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений.
СМКДО направлена на решение следующих задач:
повышение качества образовательных программ дошкольного образования (достигается за счет выявления степени соответствия образовательных программ дошкольного образования нормативным требованиям и социальным ожиданиям, а также за счет разработки новых и (или) актуализации действующих адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования);
повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) (используются возможности обеспечения развития вариативности образовательных программ дошкольного образования; разрабатываются новые и (или) вносятся изменения в действующие образовательные программы дошкольного образования в части определения содержания образовательной деятельности ДОО, организованной с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами);
повышение качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) (обеспечивается, с одной стороны, через выявление степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности ДОО нормативным требованиям и социальным ожиданиям, а с другой стороны - обеспечением равного доступа к освоению образовательной программы для всех воспитанников ДОО с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе оказанием психолого-педагогической помощи обучающимся в ОВЗ и детям-инвалидам);
взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) (организуется регулярная система сбора и анализа мнений родителей по определенным в ДОО показателям качества образовательной деятельности; создаются условия для обеспечения широкого участия родителей в образовательном процессе ДОО; обеспечивается предоставление родителям (законным представителям) детей услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи);
обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу (организуется регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, по совершенствованию системы безопасности, профилактики и предотвращения несчастных случаев в ДОО);
повышение качества управления в ДОО (эффективность управления обеспечивается доступностью результатов мониторинга для использования в качестве основы построения программ развития дошкольного образования; систематическим анализом эффективности мер, принятых с целью повышения качества дошкольного образования; определением направления развития дошкольного образования в Санкт-Петербурге по итогам анализа текущей ситуации).
2.3. Направления реализации Положения:
разработка на основе данных МКДО и СМКДО адресных рекомендаций по повышению качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия, взаимодействие с семьей);
повышение качества содержания и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных;
повышение качества образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);
создание современных условий в ДОО (развивающей предметно-пространственной среды, кадровых, психолого-педагогических условий; условий, обеспечивающих здоровье, безопасность воспитанников);
обеспечение качественного взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
развитие и совершенствование механизмов, процедур и инструментариев мониторинга;
обеспечение аналитической деятельности по результатам проведения оценки качества дошкольного образования;
создание условий для проведения качественного анализа полученной информации с целью определения факторов, оказывающих влияние на качество дошкольного образования в Санкт-Петербурге;
развитие механизмов управления качеством дошкольного образования, повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении результатов СМКДО.
3.1. Основными принципами СМКДО являются:
системность (полнота и достаточность, взаимосвязь и структурная организация показателей);
открытость и доступность информации о проведении процедуры оценивания качества дошкольного образования;
объективность (наличие объективных средств фиксации данных, автоматизация документооборота);
оперативность (в механизмах обработки исходных данных, принятии управленческих решений и реализации корректирующих мероприятий);
единство подходов к оцениванию качества дошкольного образования на каждом уровне (на региональном, на районном и на уровне ДОО);
четкая система критериев и показателей при оценивании качества дошкольного образования;
доступность для ознакомления с результатами проведения мониторинговых мероприятий и их аналитической составляющей;
участие общественности в процедуре проведения мониторинговых исследований и анализа полученных данных;
ориентация на непрерывное совершенствование качества дошкольного образования.
3.2. Гармонизация указанных показателей с системой РСОКО позволяет определить следующую совокупность показателей для оценки качества дошкольного образования Санкт-Петербурга:
качество образовательных программ дошкольного образования (структура, полнота, направленность в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО);
качество образовательной деятельности в ДОО (содержание в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направленность с учетом возрастных групп и детей с ОВЗ);
качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
качество реализации адаптированных основных образовательных программ и индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ в ДОО;
качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
обеспечение здоровья, безопасности и качество услуг по присмотру и уходу;
повышение качества управления в ДОО.
3.3. Организационно-технологические механизмы функционирования СМКДО.
Оценка качества дошкольного образования предполагает ежегодное проведение следующих мероприятий:
издание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по организации процесса проведения оценки качества дошкольного образования в Санкт-Петербурге;