ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2022 года N 12
О Программе совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей
В целях реализации пункта 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, а также положений раздела XII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:
1. Утвердить прилагаемую Программу совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей (далее - Программа).
2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией в рамках компетенции обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе).
3. Евразийской экономической комиссии проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах реализации Программы в первом полугодии 2026 г.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
Члены Евразийского
межправительственного совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Программа совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей
1. Настоящая Программа представляет собой совокупность общих подходов и комплекс мер государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), направленных на развитие и реализацию основных направлений согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза.
2. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).
3. При разработке настоящей Программы учитывались:
а) законодательство государств-членов в сфере защиты прав потребителей;
б) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. резолюцией N A/RES/70/186;
в) рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в соответствии с положениями Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору);
г) опыт проведения государствами-членами согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза, отраженный в обзорах, подготовленных Консультативным комитетом по вопросам защиты прав потребителей государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Консультативный комитет).
4. Настоящая Программа определяет концептуальные основы развития сотрудничества в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза и не влияет на обязательства, принятые государствами-членами в рамках Соглашения о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года.
5. Целью настоящей Программы является обеспечение создания в государствах-членах условий для проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей и реализации принципа равной правовой защиты потребителей, предусмотренного статьей 60 Договора.
6. Задачами настоящей Программы являются:
а) организация совместных действий государств-членов для обеспечения равной защиты потребительских прав граждан посредством учета интересов потребителей при проведении согласованной политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза (далее - учет интересов потребителей);
б) обеспечение информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченные органы);
в) выработка общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей с учетом норм международного права и общих принципов, выработанных в рамках Союза в данной сфере;
г) проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления;
д) создание благоприятных условий для внедрения доступных средств правовой защиты, включая предоставление консультаций и использование альтернативных механизмов разрешения трансграничных споров с участием потребителей с привлечением хозяйствующих субъектов, общественных объединений и организаций потребителей государств-членов.
7. Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий согласно приложению.
8. Реализация настоящей Программы обеспечивается следующими уполномоченными органами:
в Республике Армения - Министерство экономики Республики Армения, Комиссия по защите конкуренции Республики Армения;
в Республике Беларусь - Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
в Республике Казахстан - Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;
в Кыргызской Республике - Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики, Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;
в Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
иные заинтересованные уполномоченные органы (в рамках установленной компетенции).
9. Государства-члены принимают меры по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты прав потребителей, в том числе посредством формирования механизма учета интересов потребителей и подготовки предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.
10. Формирование механизма учета интересов потребителей включает в себя:
а) разработку и принятие рекомендации Комиссии, направленной на обеспечение учета интересов потребителей;
б) проведение анализа учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики и подготовка на его основе предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.
11. Государства-члены определяют целесообразность проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей.
12. Для обеспечения проведения социологических исследований уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают проекты актов органов Союза по методическому сопровождению проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер по совершенствованию правового регулирования, принимаемых в государствах-членах.
13. Комиссия при содействии государств-членов разрабатывает рекомендации, направленные на сближение национальных подходов по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору), в том числе:
общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли;
общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей.
14. Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает проведение анализа с целью оценки результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей.
15. Государства-члены принимают меры по поддержке и развитию сотрудничества между уполномоченными органами.
16. Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие в целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением прав потребителей, создания и внедрения эффективных механизмов противодействия трансграничной мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практике, затрагивающей интересы потребителей, на основе расширения сотрудничества в сфере защиты прав потребителей.
17. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, направленные на развитие взаимодействия посредством информационного обмена и содействие в разрешении трансграничных споров с участием потребителей (в том числе путем принятия рекомендаций Комиссии по вопросам информационного обмена), и определяет состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы.
18. При разработке документов, указанных в пункте 17 настоящей Программы, учитываются требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной к сведениям ограниченного распространения (доступа).
19. Государства-члены совместно с Комиссией ежегодно определяют тематику, в соответствии с которой уполномоченными органами проводятся публичные мероприятия, направленные на информирование и просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления.
20. Комиссия совместно с уполномоченными органами обеспечивает привлечение средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению публичных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, проводимых в государствах-членах.
21. Государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснении прав потребителей.
22. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают подготовку предложений по формированию механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей. В этих целях осуществляется совместное аналитическое исследование проблем разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, на основе которого подготавливается доклад, представляемый для рассмотрения на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.
23. Комиссия совместно с государствами-членами проводит мониторинг реализации настоящей Программы.
24. Для проведения мониторинга уполномоченные органы ежегодно, до 30 марта, представляют в Комиссию информацию о результатах выполнения плана мероприятий, указанного в пункте 7 настоящей Программы, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
25. Комиссия на основе информации, представленной в соответствии с пунктом 24 настоящей Программы, составляет доклад о результатах мониторинга реализации настоящей Программы и обеспечивает его представление на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.
План мероприятий по реализации Программы совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей
Мероприятие | Срок реализации | Ожидаемый результат | Ответственный исполнитель | Соисполнители | |||||
I. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей | |||||||||
1. Разработка и принятие рекомендаций Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) для формирования механизма учета интересов потребителей | 2023 год | рекомендации Комиссии | Комиссия | государства - члены Евразийского экономического союза (далее - государства- | |||||
2. Анализ результатов учета интересов потребителей: | |||||||||
проведение анализа законодательства государств-членов на предмет учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики | 2023 год | анализ законодательства государств-членов | Комиссия | государства- | |||||
с учетом проведенного анализа подготовка предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей | 2024 год | внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, разработка актов органов Евразийского экономического союза (при необходимости) | государства- | Комиссия | |||||
представление доклада о реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей на заседании Консультативного комитета по вопросам защиты прав потребителей государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Консультативный комитет) | 2025 год | доклад на заседании Консультативного комитета | Комиссия | государства-члены | |||||
3. Разработка и принятие рекомендации Комиссии о проведении социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер, принимаемых в государствах-членах для защиты прав потребителей (далее - социологические исследования), в том числе рекомендуемые методы, объект, предмет, сроки проведения и основные показатели исследования, базовые требования к социологическим опросам, рекомендуемый порядок обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченные органы) и Комиссией информацией о результатах проведенных социологических исследований | 2023 год | рекомендация Комиссии | Комиссия | государства- | |||||
4. Проведение социологических исследований в государствах-членах (при необходимости) | 2023-2025 годы | информация уполномоченных органов о проведении социологических исследований | государства- | Комиссия | |||||
5. Анализ результатов социологических исследований, проведенных в государствах-членах | 2025 год | доклад на заседании Консультативного комитета | Комиссия | государства- | |||||
II. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей | |||||||||
6. Разработка и принятие рекомендаций, направленных на сближение национальных подходов в сфере защиты прав потребителей по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в том числе: | 2023-2025 годы | рекомендации Комиссии | Комиссия | государства- | |||||
общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли | 2023 год | ||||||||
общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей | 2024-2025 годы | ||||||||
7. Анализ результатов применения рекомендаций Комиссии: | Комиссия | государства- | |||||||
определение перечня рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей, в отношении которых проводится анализ с целью оценки результатов их применения государствами-членами | 2023 год | протокол заседания Консультативного комитета | |||||||
изучение результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии | 2024-2025 годы | сводный отчет (анализ) | |||||||
III. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами | |||||||||
8. Формирование предложений и разработка документов, направленных на развитие информационного обмена в сфере защиты прав потребителей между уполномоченными органами в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей, в том числе: | 2023-2025 годы | ||||||||
определение состава информации, представляемой в процессе информационного взаимодействия уполномоченных органов | 2023 год | состав информации | государства- | Комиссия | |||||
подготовка предложений по механизму взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей | 2024 год | рекомендации Комиссии | Комиссия | государства- | |||||
IV. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления | |||||||||
9. Определение тематики совместных мероприятий, направленных на информирование и просвещение граждан государств-членов по вопросам защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления (тема года): | ежегодно | ||||||||
согласование с уполномоченными органами темы года, подготовка рекомендации Комиссии | 2023-2025 годы | рекомендации Комиссии | Комиссия | государства- | |||||
освещение темы года в средствах массовой информации государств-членов, в том числе с использованием официальных ресурсов уполномоченных органов и Комиссии в информационно- | 2023-2025 годы | информация в средствах массовой информации | государства- | Комиссия | |||||
10. Организация и проведение с участием общественных объединений потребителей тематических секций (круглых столов) по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в рамках форумов, конференций, иных публичных мероприятий, проводимых в государствах-членах | 2023-2025 годы, в соответствии с графиками проведения мероприятий | итоговые документы | Комиссия | государства- | |||||
11. Организация и проведение медийных мероприятий, посвященных вопросам защиты прав потребителей, с привлечением средств массовой информации | 2023-2025 годы | информация в средствах массовой информации | Комиссия | государства- | |||||
V. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей | |||||||||
12. Проведение совместного аналитического исследования по проблемам разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, и подготовка на его основе обоснования для формирования механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей | 2023-2024 годы | доклад на заседании Коллегии Комиссии | Комиссия | государства- |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Евразийского
экономического союза
www.eaeunion.org, 22.06.2022