ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июня 2022 года N 12

О Программе совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей



В целях реализации пункта 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, а также положений раздела XII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:

1. Утвердить прилагаемую Программу совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей (далее - Программа).

2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией в рамках компетенции обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе).

3. Евразийской экономической комиссии проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах реализации Программы в первом полугодии 2026 г.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.

Члены Евразийского
межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Евразийского
межправительственного совета
от 21 июня 2022 года N 12



Программа совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей



I. Общие положения

     

1. Настоящая Программа представляет собой совокупность общих подходов и комплекс мер государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), направленных на развитие и реализацию основных направлений согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза.

2. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.12.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).

3. При разработке настоящей Программы учитывались:

а) законодательство государств-членов в сфере защиты прав потребителей;

б) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. резолюцией N A/RES/70/186;

в) рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в соответствии с положениями Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору);

г) опыт проведения государствами-членами согласованной политики в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза, отраженный в обзорах, подготовленных Консультативным комитетом по вопросам защиты прав потребителей государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Консультативный комитет).

4. Настоящая Программа определяет концептуальные основы развития сотрудничества в сфере защиты прав потребителей в рамках Союза и не влияет на обязательства, принятые государствами-членами в рамках Соглашения о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

     

5. Целью настоящей Программы является обеспечение создания в государствах-членах условий для проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей и реализации принципа равной правовой защиты потребителей, предусмотренного статьей 60 Договора.

6. Задачами настоящей Программы являются:

а) организация совместных действий государств-членов для обеспечения равной защиты потребительских прав граждан посредством учета интересов потребителей при проведении согласованной политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза (далее - учет интересов потребителей);

б) обеспечение информационного обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченные органы);

в) выработка общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей с учетом норм международного права и общих принципов, выработанных в рамках Союза в данной сфере;

г) проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления;

д) создание благоприятных условий для внедрения доступных средств правовой защиты, включая предоставление консультаций и использование альтернативных механизмов разрешения трансграничных споров с участием потребителей с привлечением хозяйствующих субъектов, общественных объединений и организаций потребителей государств-членов.

7. Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий согласно приложению.

III. Ответственные за реализацию Программы

     

8. Реализация настоящей Программы обеспечивается следующими уполномоченными органами:

в Республике Армения - Министерство экономики Республики Армения, Комиссия по защите конкуренции Республики Армения;

в Республике Беларусь - Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;

в Республике Казахстан - Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;

в Кыргызской Республике - Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики, Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики;

в Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

иные заинтересованные уполномоченные органы (в рамках установленной компетенции).

IV. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей

     

9. Государства-члены принимают меры по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты прав потребителей, в том числе посредством формирования механизма учета интересов потребителей и подготовки предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.

10. Формирование механизма учета интересов потребителей включает в себя:

а) разработку и принятие рекомендации Комиссии, направленной на обеспечение учета интересов потребителей;

б) проведение анализа учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики и подготовка на его основе предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Союза в сфере защиты прав потребителей.

11. Государства-члены определяют целесообразность проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей.

12. Для обеспечения проведения социологических исследований уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают проекты актов органов Союза по методическому сопровождению проведения социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер по совершенствованию правового регулирования, принимаемых в государствах-членах.

V. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей

     

13. Комиссия при содействии государств-членов разрабатывает рекомендации, направленные на сближение национальных подходов по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору), в том числе:

общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли;

общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей.

14. Комиссия совместно с государствами-членами обеспечивает проведение анализа с целью оценки результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей.

VI. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами

     

15. Государства-члены принимают меры по поддержке и развитию сотрудничества между уполномоченными органами.

16. Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие в целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением прав потребителей, создания и внедрения эффективных механизмов противодействия трансграничной мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практике, затрагивающей интересы потребителей, на основе расширения сотрудничества в сфере защиты прав потребителей.

17. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, направленные на развитие взаимодействия посредством информационного обмена и содействие в разрешении трансграничных споров с участием потребителей (в том числе путем принятия рекомендаций Комиссии по вопросам информационного обмена), и определяет состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы.

18. При разработке документов, указанных в пункте 17 настоящей Программы, учитываются требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной к сведениям ограниченного распространения (доступа).

VII. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления

     

19. Государства-члены совместно с Комиссией ежегодно определяют тематику, в соответствии с которой уполномоченными органами проводятся публичные мероприятия, направленные на информирование и просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления.

20. Комиссия совместно с уполномоченными органами обеспечивает привлечение средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению публичных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, проводимых в государствах-членах.

21. Государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснении прав потребителей.

VIII. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

     

22. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают подготовку предложений по формированию механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей. В этих целях осуществляется совместное аналитическое исследование проблем разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, на основе которого подготавливается доклад, представляемый для рассмотрения на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.

IX. Мониторинг реализации Программы

     

23. Комиссия совместно с государствами-членами проводит мониторинг реализации настоящей Программы.

24. Для проведения мониторинга уполномоченные органы ежегодно, до 30 марта, представляют в Комиссию информацию о результатах выполнения плана мероприятий, указанного в пункте 7 настоящей Программы, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

25. Комиссия на основе информации, представленной в соответствии с пунктом 24 настоящей Программы, составляет доклад о результатах мониторинга реализации настоящей Программы и обеспечивает его представление на заседаниях Консультативного комитета и Коллегии Комиссии.

Приложение
к Программе совместных действий
государств - членов Евразийского
экономического союза в сфере
защиты прав потребителей



План мероприятий по реализации Программы совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей


Мероприятие

Срок реализации

Ожидаемый результат

Ответственный исполнитель

Соисполнители

I. Создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей

1. Разработка и принятие рекомендаций Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) для формирования механизма учета интересов потребителей

2023 год

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства - члены Евразийского экономического союза (далее - государства-
члены)

2. Анализ результатов учета интересов потребителей:

проведение анализа законодательства государств-членов на предмет учета интересов потребителей в отдельных сферах экономики

2023 год

анализ законодательства государств-членов

Комиссия

государства-
члены

с учетом проведенного анализа подготовка предложений, направленных на решение актуальных вопросов интеграции и совершенствования права Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей

2024 год

внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, разработка актов органов Евразийского экономического союза (при необходимости)

государства-
члены

Комиссия

представление доклада о реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей на заседании Консультативного комитета по вопросам защиты прав потребителей государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Консультативный комитет)

2025 год

доклад на заседании Консультативного комитета

Комиссия

государства-члены

3. Разработка и принятие рекомендации Комиссии о проведении социологических исследований в целях оценки уровня защищенности потребителей, а также эффективности мер, принимаемых в государствах-членах для защиты прав потребителей (далее - социологические исследования), в том числе рекомендуемые методы, объект, предмет, сроки проведения и основные показатели исследования, базовые требования к социологическим опросам, рекомендуемый порядок обмена между уполномоченными органами государств-членов в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченные органы) и Комиссией информацией о результатах проведенных социологических исследований

2023 год

рекомендация Комиссии

Комиссия

государства-
члены

4. Проведение социологических исследований в государствах-членах (при необходимости)

2023-2025 годы

информация уполномоченных органов о проведении социологических исследований

государства-
члены

Комиссия

5. Анализ результатов социологических исследований, проведенных в государствах-членах

2025 год

доклад на заседании Консультативного комитета

Комиссия

государства-
члены

II. Меры по выработке общих подходов государств-членов в сфере защиты прав потребителей

6. Разработка и принятие рекомендаций, направленных на сближение национальных подходов в сфере защиты прав потребителей по основным направлениям, определенным в пункте 3 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в том числе:

2023-2025 годы

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства-
члены

общие подходы к защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли

2023 год

общие подходы к проведению обзоров законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей

2024-2025 годы

7. Анализ результатов применения рекомендаций Комиссии:

Комиссия

государства-
члены

определение перечня рекомендаций Комиссии в сфере защиты прав потребителей, в отношении которых проводится анализ с целью оценки результатов их применения государствами-членами

2023 год

протокол заседания Консультативного комитета

изучение результатов применения государствами-членами рекомендаций Комиссии

2024-2025 годы

сводный отчет (анализ)

III. Развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами

8. Формирование предложений и разработка документов, направленных на развитие информационного обмена в сфере защиты прав потребителей между уполномоченными органами в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей, в том числе:

2023-2025 годы

определение состава информации, представляемой в процессе информационного взаимодействия уполномоченных органов

2023 год

состав информации

государства-
члены

Комиссия

подготовка предложений по механизму взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в целях содействия в разрешении трансграничных споров с участием потребителей

2024 год

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства-
члены

IV. Проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан государств-членов в сфере защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления

9. Определение тематики совместных мероприятий, направленных на информирование и просвещение граждан государств-членов по вопросам защиты прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления (тема года):

ежегодно

согласование с уполномоченными органами темы года, подготовка рекомендации Комиссии

2023-2025 годы

рекомендации Комиссии

Комиссия

государства-
члены

освещение темы года в средствах массовой информации государств-членов, в том числе с использованием официальных ресурсов уполномоченных органов и Комиссии в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

2023-2025 годы

информация в средствах массовой информации

государства-
члены

Комиссия

10. Организация и проведение с участием общественных объединений потребителей тематических секций (круглых столов) по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в рамках форумов, конференций, иных публичных мероприятий, проводимых в государствах-членах

2023-2025 годы, в соответствии с графиками проведения мероприятий

итоговые документы

Комиссия

государства-
члены

11. Организация и проведение медийных мероприятий, посвященных вопросам защиты прав потребителей, с привлечением средств массовой информации

2023-2025 годы

информация в средствах массовой информации

Комиссия

государства-
члены

V. Формирование механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

12. Проведение совместного аналитического исследования по проблемам разрешения трансграничных споров в области защиты прав потребителей, в том числе в электронной торговле, и подготовка на его основе обоснования для формирования механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей

2023-2024 годы

доклад на заседании Коллегии Комиссии

Комиссия

государства-
члены



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный сайт Евразийского

экономического союза

www.eaeunion.org, 22.06.2022

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»